Светлана Кувшинова
Исследовательский проект «Лесная опушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание уголка смешанного (хвойно-широколиственного) леса
на территории детского сада
Организация заявитель: [/b]Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 244 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Руководитель проекта: старший воспитатель Детского сада № 244 ОАО «РЖД» Кувшинова Светлана Александровна
География проекта: п. Волочаевка-2, Еврейская автономная область, Российская Федерация
Срок выполнения проекта: 1,5 года (февраль 2017 – сентябрь 2018 гг.)
Стоимость проекта: 100 000 рублей
Публикация «Исследовательский проект „Лесная опушка“» размещена в разделах
- Дикие животные. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Аннотация заявки
Представления о лесе в разнообразных формах пронизывают нашу отечественную культуру и в благоприятных условиях могут сыграть важную роль в формировании основ экологической культуры дошкольников. Одно из таких условий – каждодневное общение детей с представителями естественной лесной флоры в своем непосредственном окружении.
Целевые ориентиры при разработке проекта творческим коллективом детского сада выстраивались, исходя из гипотезы о том, что непосредственное практическое участие детей и их родителей в социально-экологических акциях по озеленению, облагораживанию пространств постоянного окружения формирует в участнике активную социальную позицию созидателя, основанную на осознанном отношении к природному окружению.
В рамках исследовательского проекта «Лесная опушка» планируется воссоздание на одном из неиспользуемых участков экосистемы дальневосточного смешанного леса силами сотрудников, родителей и детей детского сада.
Главный результат данного проекта – создание в детском саду базы для проведения наблюдений и различных экологических занятий с детьми, которые способствуют формированию у детей исследовательской мотивации и интереса к тайнам природы, формированию основ экологической культуры. Так же что уголок леса на территории детского сада будет способствовать реализации большого количества опытов и педагогических проектов различной направленности, побуждая творческую поисковую активность детей в соответствии с ФГОС ДО.
Введение
Сведения об участнике проекта
Детский сад № 244 ОАО «РЖД» единственное дошкольное образовательное учреждение на станции Волочаевка-2 существует уже 45 лет, в его стенах за это время было воспитанно не одно поколение будущих железнодорожников. В ДОУ функционирует 3 группы (60 детей). Одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является экологическое воспитание. Система экологического образования базируется на программах для дошкольных учреждений: основной «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой и дополнительных «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой.
Учреждение располагается на территории в 5367 кв. м., имеется 3 прогулочных участка, спортивный участок, огород, небольшой ягодный сад, разработан план ландшафтного дизайна территории детского сада, разбиты цветники с использованием нетрадиционных сюжетных композиций (скульптур из природного материала, садовых фигур, создан пруд в природном стиле с альпийской горкой, начата работа по созданию уголка леса на территории ДОУ для сохранения видового разнообразия дальневосточного смешанного леса.
Из числа сотрудников детского сада создана постоянная творческая группа «Зеленый патруль», занимающаяся вопросами экологического воспитания и создания соответствующей предметно-развивающей среды. В состав творческой группы входят воспитатели, педагог дополнительного образования (имеющий диплом учителя химии и биологии, социальный педагог, руководит работой группы старший воспитатель.
Коллектив педагогов неоднократно принимал участие в сельских, ведомственных и всероссийских мероприятиях, второй год является участником всероссийского проекта «Эколята-дошколята» за что отмечен грамотами и благодарственными письмами (Приложение 1):
2014г. – Грамотой главы Волочаевского городского поселения за вклад в развитие инфраструктуры родного поселка; Благодарственной грамотой Всероссийского социального проекта «Страна талантов» за активную работу по экологическому образованию и воспитания подрастающего поколения, формирование экологической культуры и огромный вклад в развитие проекта;
2015г. – Свидетельство участника природоохранного социально-экологического проекта «Эколята-дошколята»
2016г. – Дипломы победителей конкурса методических материалов по экологическому образованию дошкольников в номинациях «Познавательно-творческий проект» (3 место) и «Информационно-творческий проект» (1 место).
Постановка проблемы
Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления - это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.
Технологии экологического воспитания во всех возрастных группах реализуют материал программы через разные виды практической деятельности: выращивание растений, поддержание необходимых условий для животных, зимняя подкормка птиц, ведение календарей природы, опытничество, изготовление самодельных книг о природе, участие в подготовке и проведении акций и т. д.
Анализ основных программ экологического воспитания дошкольников (С. Николаевой «Юный эколог», Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», В. И. и С. Г. Ашиковых «Семицветик», Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой «Жизнь вокруг нас») показывает, что один из основополагающих принципов воспитания дошкольников – первоочередное использование непосредственно природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое изучение растений и животных зеленой зоны детского сада. Таким образом, чем богаче предметно-экологическая среда детского сада, тем большим ресурсом обладает весть процесс экологического воспитания детей в этом детском саду.
Один из углов нашей территории площадью около 110 кв. м представляет собой неиспользуемый участок (см. Приложение, свободный от хозяйственных построек и оборудования для занятий с детьми, на котором растут большие тополя, и мелкий кустарник. С одной стороны этот участок примыкает к забору, с другой ограничивается вросшими в землю бетонными плитами неясного происхождения и назначения (скорее всего, оставшимися от строительства). Здесь всегда тень, газонная трава растет плохо из-за слабого освещения. По составу почвы и расположению это идеальный вариант для создания уголка леса. Учитывая, что на территории уже растут большие лиственные деревья, можно усовершенствовать этот уголок, добавив в него действительно лесных растений (хвойных пород деревьев, кустарников и трав, чтобы в дальнейшем использовать его для прогулок, наблюдений и занятий по экологическому воспитанию.
Цели и задачи проекта
Главной целью данного проекта является улучшение материально технической базы учреждения, модернизация предметно-экологической среды для дальнейшего совершенствования работы в области экологического воспитания и образования.
Задачи на пути решения цели:
• изучение с детьми представителей лесного сообщества;
• исследование проблемы адаптации лесных растений к новым условиям среды;
• создание базы для проведения наблюдений и различных экологических занятий с детьми в детском саду, а также условий для формирования у детей исследовательской мотивации и интереса к тайнам природы.
Ожидаемые результаты
Главный результат – создание в детском саду базы для проведения наблюдений и различных экологических занятий с детьми, которые способствуют формированию у детей исследовательской мотивации и интереса к тайнам природы. Благодаря непосредственному каждодневному общению детей с уголком леса они усваивают понятие лесного сообщества и знания о многообразии обитателей дальневосточного леса. Кроме того, у детей формируются навыки посадки и ухода за растениями, на практике закрепляются полученные знания о трех уровнях леса (деревья, кустарники и травы, их взаимосвязи и взаимозависимости.
Участие в проектной деятельности станет для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Участники проектов, связанных с созданием и развитием уголка леса, получат не только новые знания, но и приобретут навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность поможет родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. У детей начнет формироваться готовность самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях, а также мыслительно-поисковая деятельность и речевая активность.
Связь с основным дошкольным образованием
Реализация представленного проекта тесным образом связана с решение задач, обозначенных в ФГОС ДО по экологическому воспитанию. Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- развивать потребность в экспериментировании и исследовании объектов природы посредством создания развивающей предметно – пространственной среды;
- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Помимо этого, уголок леса на территории детского сад позволит реализовать такие инновационные педагогические технологии как исследовательская и проектная деятельность. Учитывая богатство флоры Дальнего востока фитанцидными растениями (ель, сосна, элеутерококк и др., появится дополнительная возможность для реализации здоровьесберегающие технологий: На данном участке можно будет проводить специальные занятия с детьми, во время которых дети более глубоко вдыхают аромат фитонцидных растений – это пение, различные виды дыхательных гимнастик, а также психогимнастика.
Необходимые знания, умения, навыки и компетенции для участия в проекте
Успешность реализации проекта по созданию уголка леса на территории детского сада обусловлена тем, что территория, на которой предполагается создание лесной опушки, уже занята лиственными деревьями и отвечает условиям произрастания большинства растений дальневосточного леса, есть условия для выращивания всех ярусов леса (травянистых растений, низкорослого кустарника, молодых и взрослых деревьев).
Тема проекта максимально может быть реализована в условиях совместной деятельности воспитателя с детьми, администрации и родителей как того требует ФГОС ДО. Учитывая расположение детского сада в сельской местности, большинство саженцев есть возможность привести из естественного ареала их произрастания (лес, тайга, в чем ожидается помощь воспитанников.
Методы реализации проекта
Для выполнения проекта рабочая группа по экологии в Детском саду № 244 ОАО «РЖД» «Зелёный патруль» расширена за счет привлечения к работе
Петровой Е. Д. – педагога дополнительного образования, как консультанта по вопросам размещения и выращивания растений;
Засухиной Ю. В. – активного члена Совета родителей для координации деятельности с родителями и общественностью посёлка.
В ходе реализации проекта запланировано:
1) произвести сбор и анализ информации о видовом разнообразии Дальневосточного широколиственного леса, пригодном для выращивания в искусственных условиях;
Ответственный – С. А. Кувшинова.
Сроки – февраль 2017г.
Финансирование – без финансирования.
2) разработать детальный план посадки (с описанием схемы) выбранных растений с учетом видового и типового разнообразия, возможности произрастания в одной экосистеме (рис 1);
Ответственный – Е. Д. Петрова, С. А. Кувшинова.
Сроки – март 2017г.
Финансирование – без финансирования.
3) расчистить и огородить территорию для насаждений (выкорчевывание и вывоз бетонных плит, изготовление и установка забора для соблюдения правил безопасного пребывания детей в детском саду);
Ответственный – Н. Н. Ларионова
Сроки – апрель 2017г.
Финансирование – средства от получения гранта.
4) создать условия для полива саженцев: подведение шланга с водой, предусмотреть емкость для воды;
Ответственный – Н. Н. Ларионова
Сроки – апрель 2017г.
Финансирование – спонсорская помощь родителей.
5) приобретение необходимых материалов и саженцев согласно плану озеленения участка, предусмотренного под уголок леса;
Ответственный – Н. Н. Ларионова, С. А. Кувшинова.
Сроки – апрель 2017г.
Финансирование – помощь родителей воспитанников.
6) организация акции «Лесная опушка» по высадке саженцев на обозначенной территории совместно с детьми и родителями;
Ответственный – Ю. В. Засухина, С. А. Кувшинова.
Сроки – май 2017г.
Финансирование – без финансирования
7) наблюдение и уход за высаженными растениями, пополнение видового разнообразия уголка леса на территории детского сада;
Ответственный – Ю. В. Засухина, Е. Д. Петрова,
С. А. Кувшинова.
Сроки – июнь 2017г. – сентябрь 2018г.
Финансирование – без финансирования
8) приобретение и использование в оформлении уголка леса садовых фигур, изображающих крупных и мелких животных дальневосточного леса, грибы.
Ответственный – Н. Н. Ларионова, С. А. Кувшинова.
Сроки – июнь 2017г. – сентябрь 2018г.
Финансирование – частично средства от получения гранта,
частично за счет средств учреждения.
Рис. 1. Ярусы леса
Оценка и отчетность
1. В результате работы творческой группы «Зеленый патруль» к 31 марта 2017г. в учреждении имеется детальный план со схемой посадки выбранных с учетом видового, типового разнообразия и возможности произрастания в одной экосистеме растений соответствующих экосистеме дальневосточного смешенного леса.
2. В результате предварительной работы по подготовке территории к реализации проекта созданы условия для высадки саженцев растений – территория расчищена, вывезены бетонные плиты, территория огорожена.
3. К концу первого года реализации проекта высажено и прижилось большинство предусмотренных планом саженцев.
4. К концу первого года реализации проекта экологическая культура родителей повысилась, родители проявляют большую активность в вопросах экологического воспитания дошкольников. Оценка качества экологического просвещения родителей может быть отслежена с использованием разработанной анкеты (Приложение 3) и анализа активности родителей в жизни детского сада.
5. В результате творческой работы педагогов к маю 2017г. в ДОУ разработаны разнообразные исследовательские и поисковые проекты, игры, экскурсии и другие виды работы с детьми, использующие возможности уголка леса на территории детского сада.
6. К концу реализации проекта полностью реализован план посадки растений соответствующих экосистеме дальневосточного смешенного леса, выбранная территория внешне выглядит как лесная опушка, имитирующая дикую природу. Помимо высаженных деревьев и кустарников, размещены старые пеньки, покрытые мхом, лишайником; искусственный муравейник, фигурки грибов и зверей.
Контроль за ходом проекта и отчетность
1. Руководитель проекта (С. А. Кувшинова) будет собирать ежеквартальные совещания участников проекта, где будет проверяться соответствие проведенных работ намеченному расписанию, планируемым качественным и количественным показателям его выполнения. На совещаниях будет корректироваться план работ, и анализироваться текущие результаты и проблемы.
2. Руководитель в конце каждого года проекта составляет общий и финансовый отчеты, представляет их в финансирующие организации и заинтересованные государственные ведомства.
3. К окончанию проекта руководитель проекта составляет
- полный отчет по проведенной работе;
- подборку публикаций и методических пособий, изданных в ходе проекта;
- окончательный финансовый отчет
Финансирование:
1. Приобретение посадочного материала происходит не только за счет средств закупки, но и за счет спонсорской помощи родителей (самостоятельное приобретение родителями необходимых саженцев, распространение культур имеющихся у родителей воспитанников на личном подворье).
2. Первый этап финансирования проекта составляет 39,00 тыс. рублей (подготовка территории и приобретение посадочного материала).
Приложения:
1. Документы, подтверждающие достижения в сфере экологического воспитания.
2. Примеры работы по созданию предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию.
3. Анкета для родителей «Экологическое воспитание».
Использованная литература:
1. Федеральные государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 30384 от 17.10.2013 года) М., УЦ «Перспектива», 2014.
2. «От рождения до школы»» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-синтез, 2014.
3. «Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение». И. Урмина, Т. Данилина, ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2009.
4. «Букварь здоровья» для дошкольников и младших школьников Л. В. Баль, В. В. Ветрова, ТЦ СФЕРА, М., 2008.
5. «Детский сад – эталон экологической культуры (научно-практические рекомендации)» (Под ред. д. б. н. Т. В. Потаповой и д. ф. н. Ю. Ю. Галкина). – М. : ВООП, РЭФИА, 2003
6. Парфенов В. Ф. «Лесной бастион». М., 2004.
7. Асланиди К. Б., Малярова М. А., Потапова Т. В., Рыбальский Н. Г., Цитцер О. Ю. "Экологическая азбука для детей и подростков". – М., Изд-во МНЭПУ. 1995.