Александра Альбова
Исследовательский проект «Какие разные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Какие разные камни
Авторы: Мансуров Марсель, Шафеев Эмиль Руководитель: Альбова А. В
Вид проекта – познавательно-исследовательский
Объект исследования – предметы неживой природы (камни, минералы, кристаллы)
Продолжительность проекта – краткосрочный
Направление деятельности проекта – естественнонаучная, неживая природа
Природа – это единственная книга,
каждая страница, которой полна
глубокого содержания.
И. В. Гётте
Актуальность.
Публикация «Исследовательский проект „Какие разные камни“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Дети – это постоянные почемучки. У них постоянно возникают вопросы, порой такие, которые даже нас, взрослых могут поставить в тупик.
История возникновения нашей коллекции камней возникла совсем неожиданно.
Однажды осенним утром, таким же, как и всегда, мы с ребя-тами отправились на физкультурную образовательную деятельность, но, как оказалось, нас ждал приятный сюрприз. Елена Александровна, инструктор по физкультуре, подготовила для нас необычное путешествие.
Это была «поездка» в Хвалынский заповедник. Благодаря хорошо подготовленным физическим упражнениям и атрибутам (лес, камни в речке, кочки, овраги, связанных с заповедником, дети были в восторге.
Но и это еще был не конец. После занятия ко мне подошли Эмиль и Марсель, жадно перебивая друг друга.
Первым начал рассказ Эмиль.
- Сейчас, когда мы все были в спортивном зале, увидев разные камни, я вспомнил. Находясь с дедом на рыбалке, я нашел интересный камушек, долго рассматривал его и оставил у себя.
Марсель, в свою очередь, тоже был заинтересован разнообрази-ем камней в спортивном зале. И гордо заявил, что у него целая кол-лекция камней, минералов и кристаллов.
Я для себя сделала вывод, что назревает какой-то вопрос, и предложила мальчикам принести свои находки и коллекции в детский сад.
На следующий день Марсель и Эмиль принесли свои камни.
Мальчики вместе с остальными детьми увлеченно рассматрива-ли их, спорили, и у них возник вопрос, почему камни разные?
Вот по этому вопросу и получился проект.
Проблема: Почему камни разные?
Цель: создание условий в совместной и самостоятельной дея-тельности педагога и воспитанников в развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления.
Задачи:
- способствовать расширению знаний детей о свойствах и осо-бенностях камней и минералов;
- развивать познавательную активность в процессе ведения опытно-экспериментальной деятельности и чувство взаимопомощи;
- расширять словарный запас детей, формировать связную речь при составлении описательных рассказов о камнях и минералах;
- поощрять в выдвижении гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающего мира;
- воспитывать чувство прекрасного, видеть многообразие мира.
Исследовательская деятельность «Удивительные камни»
Цель: Знакомство с разнообразием камней, их особенностями, значением для человека.
Задачи:
- познакомить со свойствами камня (тяжелый, легкий, твердый, гладкий, шероховатый, холодный);
- уметь выполнять несложные манипуляции во время проведения элементарных опытов;
- совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о камнях по данному образцу.
Ход исследования:
- Предлагаю на время стать маленькими исследователями.
Проходите в нашу лабораторию. Посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов? ( воспитатель быстро напоминает предназначение каждого органа: глаза, уши, пальцы).
- Открываем свои салфетки, что мы видим?
(предполагаемые ответы детей)
Опыт № 1 (1-й день)
Гипотеза: все камни разные по цвету и форме
Дети делятся наблюдениями, какого цвета, какой формы перед ними камни.
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (рис. 1)
рис. 1
Опыт № 2 (2-й день)
Гипотеза: все камни одинакового размера?
Выкладывали камни в ряд – от самого большого к самому ма-ленькому
Вывод: камни бывают разных размеров (рис. 2)
рис. 2
Опыт№ 3(3-й день)
Гипотеза: поверхность камней разная
На ощупь определяли самый гладкий камень. Воспитатель объ-яснил нам, что это галька
Почему у этого камня нет острых углов?
Камень галька гладкий потому, что находится всегда в воде. Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок – острые углы постепенно исчезают.
Затем также на ощупь определяли самый шершавый камень.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым (рис. 3)
рис. 3
Опыт № 4. (4-й день)
Гипотеза: камень разный по тяжести
Мы брали камни в ладони и определяли самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные : легкие, тяжелые (рис. 4)
рис. 4
Опыт № 5. Плавучесть (5-й день)
Гипотеза: камни тонут в воде
Воспитатель спросил, как мы думаем, что будет с камнем, если положить его в воду? Я с Эмилем проверил, любой камень тонет.
А еще, когда мы клали камни осторожно в воду, то увидели, что пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому, что тяжелые и плотные (рис. 5)
рис. 5
Наши выводы:
- Камней очень много самых разных и по форме, размеру, глад-кости и шероховатости. Они отличаются свойствами и тем, как че-ловек использует их в своей жизни. Наше знакомство и исследования с камнями не закончены. Нам предстоит узнать о них еще много ин-тересного.
Также мы с ребятами решили попробовать нарисовать что-нибудь на камнях. Попросили воспитателей помочь нам в этом.
Цель: знакомство со способами росписи камней.
Задачи:
- использовать природный материал для изготовления интерес-ных поделок;
- развивать эстетический вкус и композиционное решение;
- воспитывать желание сделать необычную поделку своими ру-ками;
- воспитывать аккуратность и интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Мы самостоятельно, под присмотром воспитателя, выращивали кристаллы. Это было увлекательно и очень интересно. Каждый день наблюдали, как кристаллы увеличивались в размере, убирали лишний налет на краях баночки, в которых они росли.
Цель: изучение условий образования кристаллов.
Задачи:
- развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
- формировать умение действовать по алгоритму;
- воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызвать радость открытий, полученных из опытов.
Список используемых источников:
1. Пособие по экологическому образованию дошкольников. «Наш дом – природа». Рыжова Н. А. Москва. 1998 г.
2. Познавательно-исследовательские заниятия с детьми 5-7 лет на экогивческой тропе. Соответствует ФГОС, С. В. Машкова. Издательство Учитель 2015 год
3. Прогулки в детском саду И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. В контексте ФГОС ДО. ТЦ Сфер