Надежда Кузнецова
Исследовательский проект «Такие разные кокошники»
Краткосрочный проект «Такие разные кокошники».э
Автор: Кузнецова Надежда Александровна.
Должность и место работы: воспитатель, ГБОУ СОШ №4 детский сад комбинированного вида ««Светлячок»
Актуальность темы:
В детском саду мы много читаем русские народные сказки, рассматриваем красочные иллюстрации к сказкам, смотрим мультфильмы. Все героини в сказках в разных головных уборах. Большинство в кокошниках. Но дети называют кокошники короной. В процессе обьяснения детям чем отличается кокошник и корона появились следующие вопросы «Что такое кокошник?», «Кто его придумал?», «Какие бывают кокошники?», «Чем они отличаются?» «Из чего их делают?», «Чем украшают кокошники?», «Все ли носили одинаковые кокошники». Разобраться в этом поможет работа, осуществляемая в ходе реализации проекта «Такие разные кокошники».
Публикация «Исследовательский проект „Такие разные кокошники“» размещена в разделах
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Исследовательская деятельность
- Кокошник, очелье. Русские народные головные уборы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели)
Вид проекта : творческий, исследовательский
Участники проекта : дети, воспитатели, родители
Возраст детей: 5- 6 лет
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект :
Проблема педагогическая: Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Использование декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Анализируя результаты мониторинга детей, выявлено, что дети недостаточно знают русское народное творчество, что не соответствует ФГОС. Для повышения уровня знаний решили организовать исследовательский проект «Такие разные кокошники».
В ходе проекта ставились проблемные вопросы: «Как наши предки мастерили своими руками такие красивые кокошники?», «Какой материал может быть использован при изготовлении кокошника?», «Как можно сделать кокошник своими руками?», «Что будет "изюминкой" вашего кокошника?».
Цель проекта : расширение и систематизация знаний детей о традициях русского народа в том числе и в Самарской губернии, истории возникновения кокошника, технологии её изготовления.
Задачи проекта :
Для детей:
Образовательные:
1. Формировать познавательный интерес дошкольников к изучению истории возникновения кокошника.
2. Дать представление детям, что кокошник – это не просто головной, это часть истории нашей страны.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные навыки детей.
2. Продолжать развивать творческое воображение детей, мышление и память.
3. Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию нашей страны.
2. Создать положительную атмосферу при изготовлении кокошников.
Для педагогов:
1. Повысить уровень творческой компетентности педагогов.
2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества педагогического процесса.
3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
Для родителей:
1. Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.
2. Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей.
Итоговое мероприятие проекта : Утренник «Весна озорница», выставка-ярмарка «Кокошники», русская народная игра «Земелюшка чернозём».
Продукт проекта : В результате работы на ярмарке должны быть представлены кокошники и подвязки как продукт совместного творчества родителей, детей и воспитателей. Фотовыставка «Мы на славу потрудились».
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей:
1. Расширение кругозора детей.
2. Сплочение детского коллектива.
3. Развитие интереса к коллективной творческой деятельности.
Для педагогов:
1. Повышение компетентности по использованию современных педагогических технологий в образовательной деятельности.
2. Самореализация, повышение творческого потенциала.
Для родителей:
1. Повышение уровня информированности родителей по вопросам технологии создания кокошников.
2. Оптимизация детско-родительских отношений.
3. Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ (активизация родителей).
Участие специалистов ДОУ:
1. Музыкальный руководитель: музыкальное сопровождение, разучивание песен к весеннему празднику, постановка танцев.
3. Логопед: артикуляционная (по группе нарушения звуков) и пальчиковая гимнастика, автоматизация постановки звуков в стихах, чистоговорках и скороговорках.
Содержание проекта :
Для выявления актуальности данной темы было проведено исследование в форме опроса родителей.
Вопросы родителям:
• Что Вы знаете о кокошниках?
• Какие головные уборы надевали раньше и сейчас? (сравнить)
• Какие головные уборы надевали в Самарской губернии?
• Какие русские традиции соблюдают в Вашей семье?
• От какого слова произошло «Кокошник»?
• Знаете ли, как можно быстро и легко сделать кокошник своими руками?
В результате опроса было выявлено, что 40% не знают о происхождении кокошников, ; 60% не знают от какого слова произошёл «Кокошник». 40% считают, что ребёнок будет счастлив от самого процесса изготовления кокошника. Да и родителям полезно будет отвлечься от будничной суеты и повседневных проблем и окунуться в атмосферу прошлого.
Таким образом, были определены основные аспекты изложения материала по теме проекта :
1. История возникновения Кокошника.
2. Виды кокошников.
3. Виды какошников в Самарской губернии.
3. Технология изготовления Кокошника. .
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап
Действия педагогов: подбор материала, методической литературы, информации по темам «История возникновения кокошника», «Виды головных уборов в по социальному статусу и возрасту женщин», «Виды головных уборов в по социальному статусу и возрасту женщин в Самарской губернии», «Технология изготовления кокошника».
Действия детей: участие в тематических беседах «Кто и как мастерил кокошники, «Чем можно украсить кокошник?». Рассматривание иллюстраций «Русские красавицы».
Действия родителей: подбор материала, информации по темам «Виды старинных головных уборов в том числе и в Самарской губернии», «История возникновения кокошника».
Организационный этап:
Действия педагогов: составление плана проекта, разработка конспектов занятий, презентации, обсуждение итогового мероприятия со специалистами ДОУ.
Действия детей: активное участие в формах работы по теме проекта.
Действия родителей: распространение полученной информации путём наглядной агитации.
Формирующий этап:
Действия педагогов: проведение занятий с детьми (по всем образовательным областям).
Действия детей: совместная работа по изготовлению кокошников. Разучивание стихов, песен и танцев на праздник.
Действия родителей: совместная работа по созданию и оформлению выставки «Кокошник» и фотовыставки «Мы на славу потрудились».
Итоговый этап:
Действия педагогов: проведение весеннего праздника, выставки. Награждение активных участников проекта. Обобщение опыта. Проведение итогового опроса родителей.
Действия детей: расширение знаний детей в рамках темы проекта, участие в итоговых мероприятиях.
Действия родителей: Участие в весеннем празднике «Весна – озорница», выставке.
Участие в опросе. После проведения итоговых мероприятий родители группы были ещё раз опрошены.
Вопросы:
1. Понравилось ли Вам, мастерить кокошник совместно с ребёнком?
2. Трудно ли мастерить кокошник?
3. Что было самым трудным во время участия в проекте?
4. Будете ли Вы продолжать изучать технологию изготовления кокошников совместно с ребёнком?
Ответы очень порадовали. На первый вопрос 90% родителей ответили: «Да. Это необычно. Красиво. Уникально.»
На второй вопрос ответили 50 на 50: «Да, но это того стоит.»/ «Нет».
На третий вопрос 70% родителей ответили: «Трудно решиться участвовать. Трудно преодолеть лень. Неизвестное – всегда авантюра» 30%.
На четвё ртый все ответили: «Да» 51%.
Вывод: Работа проведена не зря. В ходе проекта было доказано, что кокошник – это не только часть русской народной одежды, даже не только часть истории нашей страны. Кокошник может стать историей каждой семьи. Передаваться от поколения к поколению. Она меняется в связи с изменениями, происходящими в обществе, в ней отражаются достижения человечества того времени, когда она была создана. Все участники проекта узнали много нового и интересного о кокошниках и теперь могут поделиться своими знаниями с другими.
План мероприятий (составлен исходя из расписания НОД)
Понедельник
1. Познание (ознакомление с окружающим) «Как украшали кокошники наши предки»
2. Физкультура – по плану физ. инструктора
3. Работа с учителем-логопедом – артикуляционная (по группе нарушения звуков) и пальчиковая гимнастика «»
4. Художественное творчество (рисование декоративное Гжель) «Морозные узоры»
Прогулка
Вторник
1. Коммуникация (развитие речи) «Как Василиса премудрая мастерила кокошник» (творческое рассказывание)
2. Работа с педагогом-психологом – по плану психолога
3. Познание (ФЭМП) «Отрезок. Луч» (см. Л. Г. Петерсон «Раз ступенька – два ступенька» стр. 78) Задачи: сформировать представления об отрезке, луче. Учить соотносить цифры второго десятка с количеством, составлять рассказы-задачи на сложение и вычитание.
4. Музыка – по плану музыкального руководителя.
5. Художественное творчество/познание (аппликация из поеток) «Рукий народный арнамент»
Прогулка
Среда
1. Познание (формирование целостной картины мира) «Какие бывают кокошники»
2. Музыка – по плану муз. руководителя
3. Коммуникация (обучение грамоте) работа в тетрадях. Задачи: формировать представления о предложении. Упражнять в составлении предложений, членение простых предложений на слова с указанием их последовательности.
4. Физкультура на улице – по плану физ. инструктора
5. Работа с учителем-логопедом – артикуляционная (по группе нарушения звуков) и пальчиковая гимнастика «Заплетала Настя косу»
Прогулка
Четверг
1. Работа с учителем-логопедом – артикуляционная (по группе нарушения звуков) и пальчиковая гимнастика «Утром дети удивились»
2. Познание (ФЭМП) «Замкнутые и незамкнутые линии» (см. Л. Г. Петерсон «Раз ступенька – два ступенька» стр. 85) Задачи: формировать представления о замкнутой и незамкнутой линии. Закреплять умение соотносить цифры второго десятка с количеством предметов, навыки счета в пределах 15, взаимосвязь целого и частей.
3. Физическое воспитание – по плану инструктора по физ. культуре.
4. Художественное творчество (рисование) – кокошник для Настиньки.
Прогулка
Пятница
1. Физкультура – по плану физ. инструктора
2. Художественное творчество (лепка из солёного теста) Тестопластика «Кокошники для русских красавиц»
3. Экскурсия в библиотеку – по плану специалистов «Женские русские народные головные уборы»
4. Чтение художественной литературы – Русская народная сказка «Аленький цветочек»
Прогулка
Понедельник
1. Познание (ознакомление с окружающим) «Русская народная одежда»
2. Физкультура – по плану физ. инструктора
3. Работа с учителем-логопедом – артикуляционная (по группе нарушения звуков) и пальчиковая гимнастика «Подарки»
4. Художественное творчество (рисование) Раскрашивание и украшение кокошника из соленого теста – продолжение занятия
Прогулка
Вторник
1. Коммуникация (развитие речи) «Русские красавицы» (рассматривание и рассказывание по иллюстрациям)
2. Работа с педагогом-психологом – по плану психолога
3. Познание (ФЭМП) «Ломаная линия, многоугольник» (см. Л. Г. Петерсон «Раз ступенька – два ступенька» стр. 89) Задачи: познакомить детей с понятием ломаная линия, многоугольник. Продолжать формировать представления о свойствах предметов, взаимосвязи целого и частей.
4. Музыка – по плану музыкального руководителя.
5. Художественное творчество/познание (ручной труд) «Кокошники»
Прогулка
Среда
1. Познание (формирование целостной картины мира) «Как можно было определить социальный статус женщины по головному убору?»
2. праздник весны.
Прогулка
Четверг
1. Работа с учителем-логопедом – артикуляционная (по группе нарушения звуков) и упражнение на координацию речи с движением «Бай качи, качи,качи»
2. Познание (ФЭМП) «Угол» (см. Л. Г. Петерсон «Раз ступенька – два ступенька» стр. 98) Задачи: сформировать представления о различных видах углов – прямом, остром, тупом. Повторить состав числа 10, смысл действий сложения и вычитания, понятие многоугольника. 3. Музыка – по плану муз. руководителя
Прогулка
Пятница
1. Физкультура – по плану физ. инструктора
2. Художественное творчество (аппликация декоративная с элементами дизайна) «Волшебные подвязки»
3. Выставка «Кокошники»
Прогулка
Также можно предложить дидактические игры «Украсим кокошник», «Закончи предложение», «Что лишнее и почему?», потешки, загадки. Индивидуальная работа проводилась ежедневно воспитателями (заучивание стихов к празднику) и совместно с логопедом (автоматизация постановки звуков в стихах, чистоговорках и скороговорок.