МААМ-картинки

Исследовательский проект «Такие разные кокошники»

Надежда Кузнецова
Исследовательский проект «Такие разные кокошники»
▼ Скачать + Заказать документы

Краткосрочный проект «Такие разные кокошники»

Автор: Кузнецова Надежда Александровна.

Должность и место работы: воспитатель, ГБОУ СОШ №4 детский сад комбинированного вида ««Светлячок»

Актуальность темы:

В детском саду мы много читаем русские народные сказки, рассматриваем красочные иллюстрации к сказкам, смотрим мультфильмы. Все героини в сказках в разных головных уборах. Большинство в кокошниках. Но дети называют кокошники короной. В процессе обьяснения детям чем отличается кокошник и корона появились следующие вопросы «Что такое кокошник, «Кто его придумал?», «Какие бывают кокошники, «Чем они отличаются?» «Из чего их делают?», «Чем украшают кокошники, «Все ли носили одинаковые кокошники». Разобраться в этом поможет работа, осуществляемая в ходе реализации проекта «Такие разные кокошники».

Темочки:

Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели)

Вид проекта : творческий, исследовательский

Участники проекта : дети, воспитатели, родители

Возраст детей: 5- 6 лет

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект :

Проблема педагогическая: Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Использование декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Анализируя результаты мониторинга детей, выявлено, что дети недостаточно знают русское народное творчество, что не соответствует ФГОС. Для повышения уровня знаний решили организовать исследовательский проект «Такие разные кокошники».

В ходе проекта ставились проблемные вопросы: «Как наши предки мастерили своими руками такие красивые кокошники?», «Какой материал может быть использован при изготовлении кокошника?», «Как можно сделать кокошник своими руками, «Что будет "изюминкой" вашего кокошника.

Цель проекта : расширение и систематизация знаний детей о традициях русского народа в том числе и в Самарской губернии, истории возникновения кокошника, технологии её изготовления.

Задачи проекта :

Для детей:

Образовательные:

1. Формировать познавательный интерес дошкольников к изучению истории возникновения кокошника.

2. Дать представление детям, что кокошник – это не просто головной, это часть истории нашей страны.

Развивающие:

1. Развивать коммуникативные навыки детей.

2. Продолжать развивать творческое воображение детей, мышление и память.

3. Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию нашей страны.

2. Создать положительную атмосферу при изготовлении кокошников.

Для педагогов:

1. Повысить уровень творческой компетентности педагогов.

2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества педагогического процесса.

3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.

Для родителей:

1. Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.

2. Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей.

Итоговое мероприятие проекта : Утренник «Весна озорница», выставка-ярмарка «Кокошники», русская народная игра «Земелюшка чернозём».

Продукт проекта : В результате работы на ярмарке должны быть представлены кокошники и подвязки как продукт совместного творчества родителей, детей и воспитателей. Фотовыставка «Мы на славу потрудились».

Ожидаемые результаты по проекту :

Для детей:

1. Расширение кругозора детей.

2. Сплочение детского коллектива.

3. Развитие интереса к коллективной творческой деятельности.

Для педагогов:

1. Повышение компетентности по использованию современных педагогических технологий в образовательной деятельности.

2. Самореализация, повышение творческого потенциала.

Для родителей:

1. Повышение уровня информированности родителей по вопросам технологии создания кокошников.

2. Оптимизация детско-родительских отношений.

3. Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ (активизация родителей).

Участие специалистов ДОУ:

1. Музыкальный руководитель: музыкальное сопровождение, разучивание песен к весеннему празднику, постановка танцев.

3. Логопед: артикуляционная (по группе нарушения звуков) и пальчиковая гимнастика, автоматизация постановки звуков в стихах, чистоговорках и скороговорках.

Содержание проекта :

Для выявления актуальности данной темы было проведено исследование в форме опроса родителей.

Вопросы родителям:

• Что Вы знаете о кокошниках?

• Какие головные уборы надевали раньше и сейчас? (сравнить)

• Какие головные уборы надевали в Самарской губернии?

• Какие русские традиции соблюдают в Вашей семье?

• От какого слова произошло «Кокошник»?

• Знаете ли, как можно быстро и легко сделать кокошник своими руками?

В результате опроса было выявлено, что 40% не знают о происхождении кокошников, ; 60% не знают от какого слова произошёл «Кокошник». 40% считают, что ребёнок будет счастлив от самого процесса изготовления кокошника. Да и родителям полезно будет отвлечься от будничной суеты и повседневных проблем и окунуться в атмосферу прошлого.

Таким образом, были определены основные аспекты изложения материала по теме проекта :

1. История возникновения Кокошника.

2. Виды кокошников.

3. Виды какошников в Самарской губернии.

3. Технология изготовления Кокошника. .

Этапы реализации проекта :

Подготовительный этап

Действия педагогов: подбор материала, методической литературы, информации по темам «История возникновения кокошника», «Виды головных уборов в по социальному статусу и возрасту женщин», «Виды головных уборов в по социальному статусу и возрасту женщин в Самарской губернии», «Технология изготовления кокошника».

Действия детей: участие в тематических беседах «Кто и как мастерил кокошники, «Чем можно украсить кокошник. Рассматривание иллюстраций «Русские красавицы».

Действия родителей: подбор материала, информации по темам «Виды старинных головных уборов в том числе и в Самарской губернии», «История возникновения кокошника».

Организационный этап:

Действия педагогов: составление плана проекта, разработка конспектов занятий, презентации, обсуждение итогового мероприятия со специалистами ДОУ.

Действия детей: активное участие в формах работы по теме проекта.

Действия родителей: распространение полученной информации путём наглядной агитации.

Формирующий этап:

Действия педагогов: проведение занятий с детьми (по всем образовательным областям).

Действия детей: совместная работа по изготовлению кокошников. Разучивание стихов, песен и танцев на праздник.

Действия родителей: совместная работа по созданию и оформлению выставки «Кокошник» и фотовыставки «Мы на славу потрудились».

Итоговый этап:

Действия педагогов: проведение весеннего праздника, выставки. Награждение активных участников проекта. Обобщение опыта. Проведение итогового опроса родителей.

Действия детей: расширение знаний детей в рамках темы проекта, участие в итоговых мероприятиях.

Действия родителей: Участие в весеннем празднике «Весна – озорница», выставке.

Участие в опросе. После проведения итоговых мероприятий родители группы были ещё раз опрошены.

Вопросы:

1. Понравилось ли Вам, мастерить кокошник совместно с ребёнком?

2. Трудно ли мастерить кокошник?

3. Что было самым трудным во время участия в проекте?

4. Будете ли Вы продолжать изучать технологию изготовления кокошников совместно с ребёнком?

Ответы очень порадовали. На первый вопрос 90% родителей ответили: «Да. Это необычно. Красиво. Уникально.»

На второй вопрос ответили 50 на 50: «Да, но это того стоит.»/ «Нет».

На третий вопрос 70% родителей ответили: «Трудно решиться участвовать. Трудно преодолеть лень. Неизвестное – всегда авантюра» 30%.

На четвё ртый все ответили: «Да» 51%.

Вывод: Работа проведена не зря. В ходе проекта было доказано, что кокошник – это не только часть русской народной одежды, даже не только часть истории нашей страны. Кокошник может стать историей каждой семьи. Передаваться от поколения к поколению. Она меняется в связи с изменениями, происходящими в обществе, в ней отражаются достижения человечества того времени, когда она была создана. Все участники проекта узнали много нового и интересного о кокошниках и теперь могут поделиться своими знаниями с другими.

План мероприятий (составлен исходя из расписания НОД)

Понедельник

1. Познание (ознакомление с окружающим) «Как украшали кокошники наши предки»

2. Физкультура – по плану физ. инструктора

3. Работа с учителем-логопедом – артикуляционная (по группе нарушения звуков) и пальчиковая гимнастика «»

4. Художественное творчество (рисование декоративное Гжель) «Морозные узоры»

Прогулка

Вторник

1. Коммуникация (развитие речи) «Как Василиса премудрая мастерила кокошник» (творческое рассказывание)

2. Работа с педагогом-психологом – по плану психолога

3. Познание (ФЭМП) «Отрезок. Луч» (см. Л. Г. Петерсон «Раз ступенька – два ступенька» стр. 78) Задачи: сформировать представления об отрезке, луче. Учить соотносить цифры второго десятка с количеством, составлять рассказы-задачи на сложение и вычитание.

4. Музыка – по плану музыкального руководителя.

5. Художественное творчество/познание (аппликация из поеток) «Рукий народный арнамент»

Прогулка

Среда

1. Познание (формирование целостной картины мира) «Какие бывают кокошники»

2. Музыка – по плану муз. руководителя

3. Коммуникация (обучение грамоте) работа в тетрадях. Задачи: формировать представления о предложении. Упражнять в составлении предложений, членение простых предложений на слова с указанием их последовательности.

4. Физкультура на улице – по плану физ. инструктора

5. Работа с учителем-логопедом – артикуляционная (по группе нарушения звуков) и пальчиковая гимнастика «Заплетала Настя косу»

Прогулка

Четверг

1. Работа с учителем-логопедом – артикуляционная (по группе нарушения звуков) и пальчиковая гимнастика «Утром дети удивились»

2. Познание (ФЭМП) «Замкнутые и незамкнутые линии» (см. Л. Г. Петерсон «Раз ступенька – два ступенька» стр. 85) Задачи: формировать представления о замкнутой и незамкнутой линии. Закреплять умение соотносить цифры второго десятка с количеством предметов, навыки счета в пределах 15, взаимосвязь целого и частей.

3. Физическое воспитание – по плану инструктора по физ. культуре.

4. Художественное творчество (рисование)кокошник для Настиньки.

Прогулка

Пятница

1. Физкультура – по плану физ. инструктора

2. Художественное творчество (лепка из солёного теста) Тестопластика «Кокошники для русских красавиц»

3. Экскурсия в библиотеку – по плану специалистов «Женские русские народные головные уборы»

4. Чтение художественной литературы – Русская народная сказка «Аленький цветочек»

Прогулка

Понедельник

1. Познание (ознакомление с окружающим) «Русская народная одежда»

2. Физкультура – по плану физ. инструктора

3. Работа с учителем-логопедом – артикуляционная (по группе нарушения звуков) и пальчиковая гимнастика «Подарки»

4. Художественное творчество (рисование) Раскрашивание и украшение кокошника из соленого теста – продолжение занятия

Прогулка

Вторник

1. Коммуникация (развитие речи) «Русские красавицы» (рассматривание и рассказывание по иллюстрациям)

2. Работа с педагогом-психологом – по плану психолога

3. Познание (ФЭМП) «Ломаная линия, многоугольник» (см. Л. Г. Петерсон «Раз ступенька – два ступенька» стр. 89) Задачи: познакомить детей с понятием ломаная линия, многоугольник. Продолжать формировать представления о свойствах предметов, взаимосвязи целого и частей.

4. Музыка – по плану музыкального руководителя.

5. Художественное творчество/познание (ручной труд) «Кокошники»

Прогулка

Среда

1. Познание (формирование целостной картины мира) «Как можно было определить социальный статус женщины по головному убору?»

2. праздник весны.

Прогулка

Четверг

1. Работа с учителем-логопедом – артикуляционная (по группе нарушения звуков) и упражнение на координацию речи с движением «Бай качи, качи,качи»

2. Познание (ФЭМП) «Угол» (см. Л. Г. Петерсон «Раз ступенька – два ступенька» стр. 98) Задачи: сформировать представления о различных видах углов – прямом, остром, тупом. Повторить состав числа 10, смысл действий сложения и вычитания, понятие многоугольника. 3. Музыка – по плану муз. руководителя

Прогулка

Пятница

1. Физкультура – по плану физ. инструктора

2. Художественное творчество (аппликация декоративная с элементами дизайна) «Волшебные подвязки»

3. Выставка «Кокошники»

Прогулка

Также можно предложить дидактические игры «Украсим кокошник», «Закончи предложение», «Что лишнее и почему?», потешки, загадки. Индивидуальная работа проводилась ежедневно воспитателями (заучивание стихов к празднику) и совместно с логопедом (автоматизация постановки звуков в стихах, чистоговорках и скороговорок.

Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Такие разные часы» Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов. Задачи: - Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями.

Фотоотчет о мероприятии «Мы такие разные, но мы такие классные!»Фотоотчет о мероприятии «Мы такие разные, но мы такие классные!» Мероприятие под таким названием состоялось в Доме детского творчества 6 марта. Две даты 23 февраля и 8 марта находятся так близко друг от.

«Глина и песок — такие разные и такие нужные». НОД на участке в подготовительной группе НОД в подготовительной к школе группе «Глина и песок – такие разные и такие нужные» (опытно-исследовательская деятельность для детей подготовительной.

Познавательно — речевой проект «Такие разные слова» для старших дошкольников с ОНР. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого.

Проект «Мы такие разные»Проект «Мы такие разные» ПРОЕКТ «Мы такие разные» Авторы:Коркодел А. А., Аленкина О. В. Актуальность: Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика.

Проект по воспитанию толерантности «Мы все такие разные, но мы все-таки вместе!» Автор: воспитатель Iкв. категории Увенчикова Галина Исаевна Толерантность - слово заимствованное, а поэтому мало понятное. Ближайшие.

Проект по физической культуре «Такие разные мячи» (младшая группа) Вид, тип проекта: краткосрочный, групповой, творческий. Проект по образовательной области "Физическое развитие" Участники проекта: дети,.

Проект «Такие разные домики» Возраст обучающихся: 2-3 года Срок реализации: 2 месяца Автор-составитель: Ващенкова Оксана Николаевна, воспитатель группы №8 г. Новосибирск,.

Проект «Такие разные машины»Проект «Такие разные машины» ПРОЕКТ "ТАКИЕ РАЗНЫЕ МАШИНЫ" Актуальность: дети в недостаточной степени знают виды транспорта, какие правила безопасности существуют на.

Проект «Такие разные семена» в старшей группеПроект «Такие разные семена» в старшей группе Актуальность проекта. В настоящее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. И особенно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Такие разные кокошники»
Опубликовано: 2 мая 2019 в 15:54
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательский проект «Такие разные кокошники»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Кузнецова (УИ 993787) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД