Наталья Колодяжная
Исследовательский проект для дошкольников «Динозавры»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Публикация «Исследовательский проект для дошкольников „Динозавры“» размещена в разделах
- Динозавры. Все материалы про динозавров
- Динозавры. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Актуальность исследования : динозавры – актуальная тема не только для ученых, но и для обывателей. Палеонтологи уже давно спорят о том, когда они жили и когда они вымерли. Особенно, эта тематика интересует наших маленьких людей – деток. Когда жили динозавры — вопрос, который часто задают дети. А ведь им нужно постараться дать максимально правдивую информацию.
Проблема исследования : была выявлена в процессе рассматривания энциклопедий, журналов, видеофильмов, мультфильмов. Детьми задавалось большое количество вопросов, в связи с чем, стало понятно, что тема доисторических обитателей планеты детьми изучена плохо и вызывает интерес.
Гипотеза исследования : заключается в том, что динозавры очень опасные рептилии, но хотя они вымерли много миллионов лет назад, и причины могут быть разными, но предки динозавров живут рядом с нами, а какие именно мы выясним в ходе исследования. Исходя из рассмотренной проблемы, можно выдвинуть следующую гипотезу: динозавры очень опасные существа и места человеку в мире динозавров нет. В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, дети с помощью воспитателя ставили задачи дальнейшего исследования проблемы.
Цель исследования :
1. Узнать, когда жили динозавры?
2. Какими были динозавры?
3. Как мы узнали о динозаврах?
4. Кто дал имя динозаврам?
5. Как выглядели динозавры?
6. Чем питались динозавры?
7. Как размножались?
9. Почему исчезли динозавры?
10. Интересный факт.
Участники проекта : воспитатель, дети, родители.
Срок реализации проекта : 3 недели.
Методы исследования : Для изучения нашей темы можно воспользоваться несколькими методами: прочитать книги по теме исследования, работа с родителями, просмотр документальных фильмов, найти информацию в интернете, беседы.
Использовали методы:
1. Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследований.
В рамках этого вида деятельности нами применялось:
— чтение книг, работу со справочной литературой (на познавательных занятиях и в совместной познавательной деятельности с воспитателем и родителями);
— подбор и систематизацию картинок, стихотворений, рисунков, прослушивание записей криков динозавров, песен про динозавров, игры ;
— экспериментирование;
— познавательные беседы.
2. Творческая познавательная деятельность детей была представлена:
— организация викторин;
— художественная деятельность (конкурс рисунков, выпуск стенгазеты;
— выставка мини-музея;
— самостоятельное экспериментирование.
План работы:
1. Изучение литературы по теме: «Доисторические обитатели».
2. Постановка проблемы.
3. Определение цели.
4. Выбор методик исследования.
5. Оформление и проведение исследовательской работы.
6. Практическое исследование.
7. Подготовка презентации.
8. Презентация исследовательской работы.
9. Подведение итогов работы.
I этап – подготовительный. Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.
II этап – основной.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
III этап – заключительный.
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты.
Создание в группах необходимых условий по ознакомлению детей с эрой динозавров создание библиотеки по данной теме. Подбор видеотеки оформление альбома рисунков по теме проекта, оформление фотовыставки, мини музея, стенгазеты.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Более бережное отношение детей к живому миру природы.
Умение детей высказывать идеи и предположения.
Создание системы работы по ознакомлению с эрой динозавров. Оценка эффективности по итогам работы проводиться по трем направлениям: дети, родители, педагоги.
Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.
Оценка заинтересованности и участие в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах.
Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта, а также через участие в городском конкурсе проектов.
Оборудование и материалы:
Книги, журналы, энциклопедии, картины и иллюстрации.
Фотоаппарат.
Материалы для продуктивной изобразительной деятельности.
Компьютер.
Макеты динозавров.
1. Когда и где жили динозавры?
Динозавры жили на Земле миллионы лет назад. Первые динозавры появились на нашей планете около 230 миллионов лет назад, а последние, о которых мы знаем, вымерли примерно 65 миллионов лет назад. По сравнению с этими сроками история человечества кажется мгновением, ведь человек появился на Земле «всего-навсего» 2 миллиона лет назад. Динозавры относятся к классу рептилий - к тому самому, к которому относятся современные ящерицы, крокодилы, черепахи и змеи. Динозавры жили по всему миру. Ископаемые останки динозавров обнаружены буквально во всех концах света: в Америке и Китае, в Англии и Австралии, и даже в Антарктиде. Землю заполнили всевозможные рептилии. На суше господствовали крокодилы, летающие птерозавры и, конечно динозавры. В это время обитали уже и первые млекопитающие. В море тоже воцарились гигантские рептилии. Во второй половине мезозоя на растениях впервые распустились цветы, а в воздух поднялись примитивные птицы. Эта эра закончилась, когда динозавры, птерозавры, морские рептилии и некоторые другие существа по непонятной причине внезапно вымерли.
2. Какими были динозавры?
Динозавров было много, причем действительно самых разных. Одни были просто громадными, другие совсем крошечными. Динозавры – хищники, динозавры - травоядные, динозавры в воде, в воздухе, на суше. Ученые уже дали название примерно 300 видам динозавров, но их было гораздо больше. Ученые восстановили их вид по окаменелым скелетам.
3. Как мы узнали о динозаврах?
Всё, что сегодня известно о динозаврах, люди узнали, исследуя окаменелости растений, животных или же их частей – иначе говоря, ископаемые, – которые находят при раскопках или случайно.
Некоторые места, где были найдены останки динозавров, называют «захоронениями» или «могильниками», поскольку там обнаружено огромное число костей, в том числе и целые скелеты.
Конечно, останки можно обнаружить совершенно случайно, но в большинстве случаев экспедиция палеонтологов (учёные, которые занимаются раскопками вымерших растений и животных) приезжает на определённое место и начинает искать в земле кусочки костей.
4. Кто дал имя динозаврам?
Английский учёный Ричард Оуэн (1804–1892) нашёл большое количество огромных костей. Звери, скелеты которых он обнаружил, представились ему очень страшными, и он назвал их «ужасными ящерами», или динозаврами. С тех пор их так и называют.
5. Как выглядели динозавры?
Некоторые динозавры были огромных размеров, с целую теннисную площадку, а другие – маленькие, как курица. У одних кожа была гладкая, у других – покрытая чешуйками, а то и вовсе роговым панцирем, защищающим тело. Помимо этого у некоторых ящеров были рога или шипы. Нам известно около шестисот разновидностей динозавров.
6. Чем питались динозавры?
Большинство динозавров питались травой. Учёные называют их травоядными. Кроме этих миролюбивых поедателей травы были динозавры–хищники, питавшиеся мясом. Их называют плотоядными. Большую часть дня динозавры были заняты добыванием пищи. В особенности часто это заботило травоядных, потому что в растительности содержится значительно меньше питательных веществ, чем в мясе. Хищные динозавры охотились на травоядных динозавров, убивая их с помощью своих острых зубов и когтей. Если травоядным динозаврам не удавалось спастись бегством или они не имели защитного панцирного покрова, у них не оставалось ни единого шанса на спасение.
1) Занятия
«Кто такие динозавры?»
Цель: познакомить детей с древними обитателями планеты, их многообразием, видами.
«Путешествие к динозаврам» проводилось как итоговое занятие в рамках проекта, целью которого являлось обобщить знания детей, полученные в ходе проекта.
2) беседа
«Дети динозавров»
«На кого похожи динозавры»
Цель: определить ряд животных, существующих в настоящее время и похожих на динозавров.
3) чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций в энциклопедиях.
В качестве экспериментальной деятельности было предложено рассмотреть взятые в библиотеке энциклопедии о динозаврах.
Рассматривание иллюстраций увлекательное занятие, оказалось, что не всю информацию мы можем почерпнуть из книг. С несколькими детьми при выполнении проекта были выучены стихотворения о динозаврах.
С первых дней выполнения проекта дети были вовлечены в поисковую деятельность, такие задания как:
«Покорми динозаврика»
«Найди маму динозаврика»
Например, на прогулке было проведено задание, ситуационного характера «Где яйцо? Что в нем?», задача которого была развивать навыки совместной деятельности со сверстниками, коммуникативные способности, уверенность в себе. Дети, разгребая снег - находят яйцо. В яйце спрятан маленький динозаврик. Воспитатель предлагает дать ему имя, поздороваться с ним, а также называет вид динозавра, какие они бывают и т. д.
Оказалось, что дома у некоторых ребят есть игрушечные динозавры. Было решено создать общую коллекцию и использовать ее для макета «Мир динозавров».
Работа по созданию макета проходила по подгруппам. 1-я группа конструировала вулкан и горы из бумаги и раскрашивали его.
2-я группа работала над созданием равнины для макета, деревьями.
Динозаврики, которых мы выращивали в ходе экспериментальной деятельности, были также поселены на наш макет.
Все готово! Работа шла быстро, ребята с большим желанием трудились: лепили, раскрашивали, клеили.
7. Как размножались?
Как нам всем известно, любой динозавр отличается по внешним признакам от другого, потому и яйца тоже будут разного вида. Палеонтологи утверждают, что древние ящеры не рождали живых детёнышей, а откладывали потомство.
Яйца динозавров, имели очень крепкую скорлупу и ничем не отличались от птичьих яиц или прочих рептилий. Множество динозавров сами создавали гнезда для того, чтобы высидеть потомство. Впервые такое ископаемое, как яйца динозавров нашли во Франции в 1859 году и принадлежали они гипселозавру. В целом, размер и форма яиц варьировала, обычно они были округлыми или удлиненными. Самое крупное яйцо было найдено в Восточном Китае, его длина составляла 45 сантиметров, а принадлежало оно теризинозавру. Известно, что самым крупнейшим захоронением яиц был Китай, и обнаружено это было в 1995 году. Совсем недавно. Яйца динозавров в гнездах находили и в пустыне Гоби (1923 год). Гнезда не совсем глубокие, в основном это маленькие ямки, сделанные в земле или же невысокие холмики округленной формы с вмятиной посередине. Из всего этого ясно, что размножение динозавров происходило посредством откладывания яиц в гнезда и дальнейшего их высиживания. Самки располагали яйца в гнездах полукругом, потому что такое ученые встречали повсеместно. А вот совсем недавно в 2010 году палеонтологи из Аргентины и США, представили подтверждения тому, что отдельные особи динозавров делали паровой обогрев яиц. Они откладывали их вблизи геотермальных источников. Размножение динозавров тема, которая также вызывает споры у ученых. Ведь существует версия того, что одни яйца вылуплялись быстрее, другие медленнее. И поэтому каких-то особей было больше, а каких-то других меньше.
8. Динозавры умеют летать.
Как много таинственности в древних временах, и те люди, которые ей интересуются, по праву могут считаться – умными и любознательными. В древности существовали не только сухопутные и водные, но и летающие динозавры. Но их было не так много, как остальных видов и насчитывали лишь две разновидности воздушных ящеров. Ими были птеродактиль и птеранодон. Птеродактили были самыми ближайшими родственниками птеранодонов. Их крылья в размахе достигали семи с половиной метров, а голова была огромной и заканчивалась острым и мощным клювом, хотя и беззубым. Сзади же голова заканчивалась длинным и массивным гребнем, который служил им противовесом, позволял стремительно пикировать вниз и поворачиваться. Они обитали по побережьям морей и океанов и питались рыбой. Птеранодон — летающий гигантский ящер. Размах его крыльев достигал 15 метров! Он скорее не летал, а парил в воздухе. Некоторые особи питались рыбой, а какие-то — падалью.
Эти бесхвостые и беззубые летающие динозавры имели отличительную черту — на затылке у них был длинный гребень. Благодаря гребню во время полета ящер удерживал равновесие. Птеранодоны по сравнению с птеродактилями были великанами. Жили они на побережьях и устраивали гнезда на скалах. Тут же они и выводили свое потомство. Малышей они кормили свежее - пойманной рыбой. Птеранодоны ковыляли неуклюже, а вот в воздухе чувствовали себя прекрасно. Поэтому молодым особям также требовалась и защита.
Кто знает, может быть совсем скоро, палеонтологи откроют еще какой-нибудь вид летающих ящеров. И тогда ряды таких воздушных рептилий пополняться, а люди узнают еще много нового.
9. Почему исчезли динозавры?
Сегодня учёные знают, что динозавры исчезли хотя и не мгновенно, но очень быстро – всего за несколько миллионов лет. Существует несколько гипотез, которые объясняют разные причины вымирания динозавров 65 миллионов лет назад. Одна из них утверждает, что произошло столкновение Земли с астероидом – гигантской каменной глыбой, мчащейся в космосе. Поднявшиеся в результате столкновения плотные тучи пыли надолго заслонили Солнце. Растения перестали расти, на Земле стало очень холодно, поэтому динозавры вымерли от голода и холода. Существует иное мнение. Считают, что причиной вымирания динозавров могло стать повышение уровня Мирового океана, вызвавшее сильные разливы рек. Возможно, неподалёку от Солнечной системы вспыхнула сверхновая звезда, обрушив на Землю ливень смертоносных лучей. Ни один из динозавров не дожил до наших дней. Внезапное исчезновение с лица Земли столь многочисленной и процветающей группы животных относится к числу величайших загадок в истории нашей планеты.
10. Интересные факты.
В километре от устья и примерно в 200 метрах от Трёх братьев выше по течению Каменки стоит памятник природы – скала Динозавр. Словно хребет громадного доисторического животного вытянулась она вдоль берега. Благодаря вертикальной трещине скала напоминает гигантского представителя древних ящеров с длинной шеей. Зимой из трещины поднимается пар. И тогда, кажется, что это дышит Земля. Родники, бьющие в этих местах со дна Каменки и на её берегу, обогащают воду живительным кислородом.
Вывод.
Когда мы начинали исследование по теме «Доисторические обитатели», нам пришлось перебрать большое количество книг и журналов, посвящённых динозаврам. Оказывается, что ещё на сотни вопросов можно найти ответы по этой теме.
В ходе наших исследований выяснил, что слово «динозавр» означает «ужасный ящер». И сделали вывод, что если бы ни одна из 4-х версий гибели динозавров не произошла, то, возможно, динозавры дожили бы до нашего времени.
Все же мы считаем, что до наших дней дожили некоторые родственники динозавров. И они нам всем известны! И если мы не будем охранять окружающую среду, эти виды могут исчезнуть, как и динозавры.
Очевидно, что динозавры вымерли в результате какой-то грандиозной катастрофы, охватившей весь земной шар.