Наталья Димитренко
Исследовательский проект «Дерево сильно корнями, а человек семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
В старину родственные связи берегли, ценили, гордились ими и говорили: "Кто своего родства не знает, тот сам себя не уважает, а кто своей родни стыдится, тот через это сам срамится".
На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена:сын знал не только своего отца,но и деда,прадеда,прапрадеда. Знали это не все,однако люди,обладающие внутренней культурой были обязаны знать. Генеалогическое дерево рода,художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род.
Публикация «Исследовательский проект „Дерево сильно корнями, а человек семьей“» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Паспорт проекта
Название проекта: «Дерево сильно корнями, а человек семьей».
Автор проекта: воспитатель старшей группы №4 Димитренко Наталья Александровна.
Вид, тип, проекта: краткосрочный, групповой, исследовательский.
Цель проекта: воспитание у детей желания узнать своих предков.
Задачи:
• вызвать интерес детей к изучению своей родословной;
• формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие;
• актуализировать познавательную, продуктивную и коммуникативную деятельность детей;
• воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Место проведения: МБДОУ Детский сад №52
Сроки проведения: с 4 .10 по 22.10.
Виды деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Формы реализации проекта:
• Тематические занятия по ознакомлению с окружающим
• Создание в группе выставки работ (генеалогические древа сделанные детьми с родителями).
Предполагаемые результаты:
• У детей сформированны знания о роде и родословии.
• У детей развивается познавательный интерес к изучению родословной.
• Родители и дети активно вовлечены в совместную позновательно – исследовательскую деятельность.
Знание своих предков важно для каждого человека. О жизни своих родителей, бабушек и дедушек ребенок может узнать из уст самих очевидцев, а бабушки и дедушки с удовольствием расскажут ребенку о своих родителях. Пересмотреть вместе со взрослыми старые фотографии, увидеть, каким был папа в шесть лет и какой красавицей была бабушка, узнать, кем работал дедушка, а потом рассказать о своей семье друзьям по детскому саду – все это очень важно для самого ребенка, а так же для поддержания теплых, доверительных отношений в его семье.
Этапы реализации проекта
1 этап. Постановка проблемы. Воспитатель с детьми проводит беседу о том, как важно знать о своих предках, ведь без них не было бы никого из нас. Мы должны быть благодарны им за то, что, трудясь всю свою жизнь, они смогли воспитать детей, а потом и детей своих детей. Так, поколение за поколением.
Воспитатель интересуется у детей, о ком из своих предков те знают и могут рассказать.
Целеполагание. Дети решают получше узнать свою семью и своих предков. Воспитатель предлагает составить генеалогическое древо.
2 этап. Планирование
Дети решают с помощью родителей и воспитателя прочитать литературу по теме, дома поговорить со взрослыми, узнать о своих предках и на основании полученной информации составить генеалогическое древо, украсив его семейными фотографиями.
Реализация плана.
«Социально - коммуникативная образовательная область»: Беседы: «Мой дом, моя семья», «Что такое генеалогия?»
Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Дочки – матери», «Семейные хлопоты».
«Художественно - эстетическая образовательная область»: А. С. Пушкин «Моя родословная» (отрывок, Г. Грауди «Семья», подборка пословиц о семье, Г. И. Гунько «Семья», «Здесь дом, в котором я живу»
«Познавательное развитие": Интегрированное занятие «Род и родословие»
Работа с родителями: Ознакомление родителей с памяткой по составлению родословного древа. Рассказы родителей, родственников: «Что мы знаем о своей семье». Составление генеалогического древа совместно родителей и детей.
3 этап. Исследование родословной.
Конспект интегрированного занятия
(коммуникация и чтение художественной литературы)
Тема: «Род и родословие»
Задачи:
1. Закреплять представления о родственных отношениях.
2. Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие.
3. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Предварительная работа:
• беседы «Мой дом, моя семья», «Что такое генеалогия?»
• подбор стихотворений и пословиц по теме
Ход занятия
Восп. Сегодня мы поговорим о семье. Ребята, как вы понимаете, что такое семья? (Ответы детей.)
- Ваши непосредственные родственники: родители, бабушки, дедушки – это ваша семья. А вы знаете, что такое родословная? (Ответы детей.)
- Так вот, ребята у каждой вашей семьи есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад. Все это из истории твоей семьи. В прошлом вашей семьи так же можно найти много интересного и полезного.
- Семейная история, по –другому, родословная.
- Родословная – слово о роде. А род – это все родственники, которые имеют общего предка. Прабабушки, прапрабабушки и прапрадедушки – это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей.
Восп. А вы знаете как зовут и кем были ваши предки? (Ответы детей.)
- Известный поэт и писатель А. С. Пушкин написал стихотворение «Моя родословная». Послушайте его.
(Воспитатель читает отрывок из стихотворения.)
- Бояре, мещанин – это все название знатных родов, того времени. В настоящие времятаких названий родов уже нет.
- Ребята, все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица» или «генеалогическое древо». Генеалогия – наука о родословной человека.
А как вы думаете, для чего люди составляют родословные? (Ответы детей.)
- Правильно. Семейная история (родословная) поможет взглянуть на себя со стороны.
В Средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское генеалогическое родословное древо.
- Дети, а как вы думаете, легко ли составить родословную своей семьи? (Ответы детей.)
- Это трудно, но мы с вами попытаемся создать первую ступень генеалогического древа.
Ребята, нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше своих бабушек и дедушек, однако все мы являемся «плодами» нашего родословного дерева, и поэтому интересно понять наши корни. Откуда вы появились? Кто те люди, которые составляют вашу семью на протяжении многих лет? Какие у них были семьи – большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них?
- Когда – нибудь и вы станете родителями, бабушками и дедушками, и ваши потомки будут стремиться узнать, какими вы были. Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим людям. Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, потери связи между ними. В современном обществе человек теряет свои исторические корни, семейные устои, традиции.
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Дети должны знать свои корни, чтить традиции, и этому должны учить в семье, развить естественные качества души, такие как чуткость, забота о близких, почитание старших, трудолюбие и т. д.