Дорофеева Валентина
Исследовательский проект «Цветик семицветик» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Иланский детский сад №7»
Исследовательский проект «Цветик семицветик»
Тип проекта : исследовательский.
Идея проекта : Создание на территории участка клумбы
Участники: группа общеразвивающей направленности для детей 5-7 лет
Продолжительность проекта : долгосрочный (6 месяцев); апрель – сентябрь 2020г.
Публикация «Исследовательский проект „Цветик семицветик“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Игровая мотивация: «Путешествие в страну цветов».
Ответственные: Дорофеева В. В. и Лапа Е. А.
Пояснительная записка
Любовь к цветам с древних времён свойственна всем народам. Яркие, разнообразной формы, с приятным ароматом цветы всегда привлекали и привлекают внимание взрослых и детей. На всю жизнь остаётся у человека любовь к цветам, привитая с детства, и где бы он ни жил – везде и всюду будет разводить цветы.
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений.
Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, он и приумножать.
Детский сад - это одно из первых звеньев, где ребёнок учится понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
Актуальность
Потребность в новых впечатлениях – одна из самых важных для ребенка. Известный психолог Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер деятельности ребенка, писал: «Чем больше ребенок видел, слышал или переживал, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных условиях будет деятельность его воображения».
В соответствии с этим, мой проект направлен на расширение чувственного опыта и развития органов чувств. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию невозможно без развития привычки всматриваться и вслушиваться в мир природы, наслаждаться ее ароматом.
Поэтому мы, всей группой изучив литературу и интернет-ресурсы о декоративных растениях, благоприятных для нашего климата, решили благоустроить клумбу нашего участка.
В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия цветов и их внешний вид, но также их полезные качества. Путем исследования мы познакомимся с садовыми цветами, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста.
Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.
Организация труда дошкольника в цветнике, на участке создает условия для сознательного применения ими знаний, для формирования прочих навыков гуманного отношения к живому. Кроме того, деятельность должна сопровождаться положительными эмоциями. Обязательно увлечение самим процессом деятельности.
.
Цель проекта :
Обогащения и расширения знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями.
Задачи проекта :
1. углублять знания детей о цветах и их разнообразии;
2. учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды;
3. формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами;
4. закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах;
5. воспитывать любовь к прекрасному.
Ожидаемые результаты:
1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;
3. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
Описание этапов проекта :
1. Подобрать и изучить литературу;
2. Изучить варианты оформления цветочных клумб;
3. Составить план работы;
4. Посеять семена;
5. Вырастить рассаду;
6. Высадить рассаду в открытый грунт;
7. Организовать уход за клумбами в течение летних месяцев;
8. Проанализировать выполненную работу;
9. Создать презентацию-отчёт «Цветочная фантазия».
Методы проекта :
1. Беседа
2. Развивающие игры
3. Наблюдения
4. Опыты, исследовательская деятельность
5. Труд
Оснащение:
1. Пакетированная почва
2. Семена
3. Вода
4. Контейнеры под рассаду
Этапы работы:
I этап –подготовительный – подбор почвы, выбор растения, литературы.
II этап – исследовательский – посадка в комнатных условиях, выращивание рассады, уход за рассадой, высадка в грунт, уход за растениями, наблюдение за ростом, составление букетов, сбор семян.
III этап – заключительный – итоговый (презентация проекта).
Реализация проекта
Этап – подготовительный.
1. Подобрка и изучение методической, научной и художественной литературы по теме проекта;
2. Чтение художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о цветах;
3. Адаптировать и систематизировать подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;
- целевые прогулки по территории детского сада;
- беседы о цветах;
- рассматривание фотографий и картинок цветов;
- подготовка контейнеров с землей, семян.
Этап – исследовательский.
В группе детского сада разбили садик на подоконнике. Подписали контейнеры с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Рассматривание семян цветов астры. Посадка цветов 14 апреля, первые всходы 20 апреля. - Уход за растениями и полив.
Дети наблюдали за ростом растений. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.
Упражнение «Отгадайте» :
• «Какие бывают цветы?»
• «Охраняемые цветы».
Беседы:
• О чем говорят цветы в вазе – садовые и полевые?
• О чем говорят полевые цветы с бабочками «Цветы»
• О чем говорят полевые цветы с пчелками?
• Как появился цветок астра – история :
Астра – слово греческое, означает "звезда". Согласно легенде астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Эти цветы, действительно, похожи на звёзды. Существует поверье, если ночью стать среди астр и внимательно прислушаться, то можно услышать едва уловимое перешёптывание – так астры общаются со звёздами-сёстрами.
Опытно-экспериментальная деятельность:
апрель
Пикировка рассады в ящиках
«Мой любимый цветок» (рисование) Разгадывание кроссвордов, загадок.
май
Перекопка почвы на клумбе
Акция «Посади цветок»
Посадка клумбы
Работа на участке в течение всего летнего периода
июнь
Оформление папки – передвижки для родителей «Цветочное царство – лучшее лекарство»
Опыты: «Условия, необходимые для жизни растений» Чтение худ. лит. Н. Рубцов «Цветы».Т. Лаврова «Язык цветов»
Уход и наблюдения за цветочными растениями.
май-август
Фото - выставка «Как мы выращивали астры»
Подведение итогов работы
сентябрь
Сбор семян цветов
Этап – заключительный.
1. Фото - выставка «Как мы выращивали астры»
2. Выставка рисунков «Любимые цветы»
3. Сбор семян цветов.
4. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Выводы: В результате проведенной работы дошкольники научились бережно относиться к растениям, заботиться о «зеленых друзьях» человека, нести ответственность за него понимают и осознают насколько ценно озеленение участка и почему это необходимо, что благоустройство территории детского сада приносит радость не только тому, кто её создаёт, но и обычному прохожему;
.
Результаты проекта :
Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за цветами. У ребят появилось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, не только рассаду, но в уголке природы, протирали пыль с листьев, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни. Проведенный цикл наблюдений за цветами на клумбе расширил знания детей о садовых цветах, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились со строением цветка, условиями необходимыми для их роста, наблюдая, сколько дней необходимо на то, чтобы бутон превратился, в цветок, сколько времени происходит от цветения до увядания, принимали активное участие в сборе семян цветов.
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.