Алена Вахмистрова
Исследовательский проект «Быть здоровым — здорово»
▼ Скачать + Заказать документы
Девиз проекта: «Быть здоровым – здорово!»
Проблема: Мир столкнулся с новым вирусом, который стремительно, лавинно поражает человечество вне зависимости от расы, места проживания. Значит, он пришел надолго, если не навсегда (мрачный прогноз). Вирус мало изучен, последствия заболевания бывают крайне опасными и непредсказуемыми, а главное – не известно, как пандемия скажется на здоровье человечества как такового. Значит, нужно готовить детей к жизни в новых реалиях с ранних лет. Не зря же говорится, что то, что впиталось с молоком матери, для ребенка становится неотъемлемым.
Актуальность
Публикация «Исследовательский проект „Быть здоровым — здорово“» размещена в разделах
В современном мире навыки и умения исследовательского поиска требуются всем людям, а не только научным деятелям. Умение быстро ориентироваться в ситуации, находить и анализировать полученную информацию, творчески подходить к решению проблем - все это универсальные исследовательские способности, необходимые для активных действий, преобразований и творчества современного человека. Основы развития исследовательских способностей закладываются в дошкольном возрасте. Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Одним из эффективных приемов исследовательской деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. В связи с тем, что мировое сообщество на сегодняшний момент переживает эпидемию коронавируса, перед страной стоит острая проблема сохранения здоровой нации.
А конкретно перед нами – сохранение здоровья дошкольников, выработка общих подходов к этой проблеме с родителями.
В современном мире уже практически каждый человек слышал про мировую эпидемию нового коронавируса COVID-19. Практически в каждой стране тысячи зараженных этим вирусом. Количество заболевших не уменьшается. Информационное пространство мира переполнено пугающими сообщениями о новом коронавирусе.
Проведя небольшой независимый соцопрос с родителями, мы получили следующие данные.
Родителям были заданы следующие вопросы:
1. Знаете ли вы что-то про covid-19?
2. Covid-19 опаснее, чем обычный грипп?
3. Знаете ли вы основные симптомы заболевания?
4. Известные ли вам меры безопасности?
100% родителей слышали и интересовались происхождением COVID-19. На вопрос о том, что COVID-19 опаснее, чем обычный сезонный вирус, 93% ответили положительно и лишь 7% убеждены, что не считают это серьезным заболеванием. Примечательно, что только 73% изучили тему более подробно, знают меры безопасности 80%, а соблюдают их 86%. Общая картина соцопроса показывает то, что большинство людей считают COVID-19 большой опасностью для себя лично.
Беседуя с детьми на тему коронавирусной инфекции и его профилактике, нам удалось выяснить, что дети знают очень мало и только то, что видели и слышали из телевизоров, по радио, из разговоров взрослых. Этот поток информации начинает пугать детей и вызывает беспокойство.
Что же делать нам, взрослым в этой ситуации? Что же за зверь этот (COVID-19) и как предупредить детей о его опасности, не напугав до стресса? Как правильно объяснить детям, как распространяются вирусы, и почему важна хорошая гигиена рук и лица.
Проблема здоровья детей при любых ситуациях актуальна, поэтому мы решили реализовать этот проект.
Тип проекта: познавательно- исследовательский, творческий
Продолжительность проекта: среднесрочный (сентябрь)
Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели, медицинская сестра,
инструктор по физической культуре, руководитель кружка «Наураша»
Цель:
• создание условий для возникновения у детей интереса к исследованию окружающего мира и стремление к здоровому образу жизни.
Задачи:
• формировать у детей представлений о коронавирусной инфекции, характерных симптомах и его профилактике;
• закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно-гигиенических мероприятий,
• развивать потребность заботится о своём здоровье.
Методы проекта: словесные, наглядные, игровые, детское экспериментирование
Предполагаемые итоги проекта:
• формирование у дошкольников основы валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;
• целенаправленное изучение правил, норм сохранения своего здоровья в детском саду, дома, на улице;
• создание необходимых условий для организации деятельности по укреплению и сбережению здоровья детей в ДОУ;
• изменение отношения родителей к данной проблеме.
Этапы проекта
1 этап: подготовительный.
• Формирование проблемы.
• Определение задач.
• Сбор информации по данной теме.
• Составление перспективного плана.
• Индивидуальные беседы с родителями.
2 этап: основной.
• Реализация проекта.
3 этап: заключительный.
• Анализ результатов проекта.
• Создание видеохроники реализации образовательного проекта.
• Итоговое мероприятие с детьми – квест-игра «Путешествие страну Здоровья».
• Оформление выставки рисунков и поделок «Осторожно, Коронавирус!».
• Флэшмоб против простуды и гриппа.
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный.
• Проанализировать имеющиеся в научной литературе подходы к формированию у дошкольников здоровьесберегающего поведения;
• Выявить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у участников проекта и круг интересов, соблюдение элементарных правил ЗОЖ.
• Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
• Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
2 этап: Реализация.
Этап подразумевает интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» которая будет осуществляться в процессе организации совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной деятельности детей.
Работа с детьми:
Непосредственно образовательная деятельность:
«Познавательное развитие»
Беседа: тема “Что такое здоровье?”. Цель: Систематизировать знания детей о составляющих понятия “здоровье”, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.
Встреча с медицинской сестрой: тема «Что такое вирус?». Цель: познакомить с понятием.
Беседа с презентацией: тема «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу». Цель: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.
«Социально-коммуникативное развитие»
Тема “Одежда и здоровье”. Цель: воспитывать осознанное отношение к подбору одежды по температуре окружающего воздуха и виду деятельности.
Тема “Режим дня”. Цель: воспитывать необходимость соблюдения режима дня.
Тема “Гигиена - залог здоровья!”. Цель: формировать представление о значении соблюдения гигиены в жизни людей; воспитывать навыки гигиены.
Тема: «Здоровье и питание». Цель: расширять и уточнять представление детей о питании, продолжать учить правилам культурного и безопасного поведения за столом, воспитывать желание употреблять полезную для здоровья пищу, заинтересовать детей в сохранении и укреплении собственного здоровья и вести здоровый образ жизни.
Беседа с презентацией: тема: «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу». Цель: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.
«Художественно-эстетическое развитие»
(аппликация): тема «Даёт силы нам всегда витаминная еда». Цель: закрепить знания детей о рациональном питании; соблюдение детьми правил питания
Экскурсия на кухню детского сада: тема “И вкусно, и полезно!”. Цель: воспитывать осознанное отношение к результатам труда других людей, расширить кругозор.
Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны». Цель: расширять и обогащать представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
Тема: “Карта полезных продуктов”. Цель: систематизировать полученные знания о полезных продуктах; воспитывать умение применять полученные знания.
Тема «Микробы». Цель: формировать представление детей о микробах, способах их распространения и передачи, познакомить со способами защиты организма от болезней. Уточнить представления о роли физкультуры и закаливания в борьбе против микробов и вирусов.
Тема: “Аптекарский огород”. Цель: воспитывать трудолюбие.
Тема: Мяч и я – друзья. Цель: Развивать психофизические качества: выносливость, ловкость, чувство взаимоуважения и коллективизма.
Тема: «Цветок здоровья». Цель: Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя современные здоровье сберегающие технологии Непосредственно Образовательной Деятельности (крио - терапии, арттерапии, сказка- терапия).
Тема: «Сохрани своё здоровье сам». Цель: Воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Подводить детей к пониманию необходимости здорового образа жизни.
Тема: «Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет». Цель: Познакомить детей с органами дыхания, функцией легких у человека. Формировать осознанное отношение к выполнению упражнений на растягивание, расслабление и дыхание. Дать детям возможность самостоятельно принять решение по защите своего организма от вредного дыма.
Тема: «Путешествие в страну ОБЖ». Цель: Закрепить понятие ОБЖ, формировать умение правильно действовать в экстренных ситуациях, обобщить знания о правилах техники безопасности в быту и правилах поведения на улице.
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Ежедневная профилактическая работа:
Анализ здоровья детей (согласно п. 11.2 СанПиН 2.4.1.3049-13) в ДОУ - ежедневный «утренний фильтр»", который при коронавирусе принято усилить с целью сохранения благоприятной эпидемиологической ситуации.
Утренняя гимнастика, профилактическая гимнастика (дыхательная, осанка, плоскостопие, зрение) гимнастика пробуждения, проветривание, закаливание, физкультминутки, подвижные игры.
Беседы:
• Общение: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!».
• «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу», «Как помочь себе и другому?», «Как устроено наше тело?», «Почему люди болеют?», «Как работает наш организм?», «Кто и как заботится о твоём здоровье?», «Как создать хорошее настроение?», «Если хочешь быть здоров?»
• «Беседа о здоровье, о чистоте» Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций
• Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки).
Игры:
• Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь», «Центр здоровья», «Кафе», «Детский сад», «Семья», «Больница».
• Дидактические игры: «Часы здоровья», «Умею - не умею», «Угадай, кто позвал», «Найди пару», «Угадай на ощупь», «Правила гигиены», «Хорошо или плохо», «Вредные или полезные», «Это можно или нет», «Мой день», «Опасно не опасно» и другие.
• Подвижные игры: «Тишина», «Ручеек», «Узнай, кто позвал», «Капкан», «Перетягивание каната», «Спорт для мальчиков и девочек», «Опасные ситуации», «Чей кружок быстрей соберется».
• Игры на развитие двигательного творчества: «Придумай – покажи». «Зарядка веселых мышат». «Зеркало». «Угадай – повтори», «Делай как я».
• Игры–драматизации: инсценировка отрывков: К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе». «Овощной карнавал». «Хрюша и Степашка».
Рассматривание иллюстраций и презентаций по теме.
Заучивание стихов, пословиц, поговорок о здоровье.
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», В. Радченко «Олимпийский учебник», С. Прокофьев «Румяные щеки2, М. Безруков «Разговор о правильном питании», Г. Зайцев «Приятного аппетита», «Крепкие – крепкие зубки», А. Кутафин «Вовкина победа», А. Барто «Я расту» и «Девочка чумазая».
Работа с родителями:
• Консультации «Здоровый образ жизни семьи», «Иммунитет и способы его укрепления», «Режим дня», «Двигательная активность и здоровье дошкольника», «Плоскостопие», «Советуем посадить дома», «Разумно есть - долго жить!», «Поговорим о воде».
• Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.
• Памятки для родителей: «Профилактика плоскостопия у детей», «Здоровье – главное богатство человека», «Дыхательная гимнастика», «Игры нашего двора», «Профилактика нарушения осанки у детей», «Культура еды», «Гимнастика для глаз», «нетрадиционные методы закаливания», «Волшебные точки», «Быть здоровым – это здорово!».
• Картотека «Подвижные игры».
• Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья детей»
• Выпуск газеты: «В здоровом теле – здоровый дух»
• Выставка книг для детей и родителей о ЗОЖ.
Ожидаемый результат:
1. Ознакомление детей с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов).
2. Развитие умения обосновывать и соблюдать правила гигиены.
3. Развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения.
4. Обучение детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений.
5. Развитие интеллектуальных способностей по переносу знаний на конкретные ситуации жизни человека.
6. Содействие становлению форм естественного поведения – соблюдение правил личной гигиены в повседневной жизни детей.
7. Привлечение родителей к активному участию в решении организационных задач.
8. Повышение педагогической культуры родителей и их заинтересованность в ЗОЖ.
Показатели эффективности:
• Снижение заболеваемости среди детей.
• Знания детей и осознанное понимание значимости ЗОЖ, желание заботиться о своем здоровье.
• Умение детей в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью.
• Сформирована активная жизненная позиция у большинства участников проекта направленная на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддержания этой позиции.
Промежуточный результат:
• Проведение с детьми спортивного развлечения «Праздник спорта и здоровья»
• Оформление выставки рисунков: «Быть здоровым – здорово!»
• Проведение с детьми викторины «Счастливый случай»
• Изготовление коллажа «Полезные и вредные продукты»
• Изготовление коллажа «Правила здоровья»
• Составление книги-самоделки рецептов «Вкусные истории»
Вывод проекта:
Что будет дальше? Этот вопрос волнует многих людей. Скорее всего, мир никогда не будет прежним. Никто не знает, к чему это приведет.
Однако, не стоит отчаиваться. И подводя итоги работы с детьми, мы узнали: что такое COVID-19, меры профилактики, научились пользоваться маской. Беседа с детьми показала: на вопросы «Знаете ли вы что-то про Covid-19?», «Что сделать, чтобы не заболеть короновирусом?», «Что сделать, если вы чувствуете что заболели?» - правильно ответили все дети.
Постарались изменить отношения родителей к данной проблеме. Так соцопрос родителей в конце проекта дал 100% правильные ответы. Эпидемия коронавируса в мире все еще набирает обороты. К такому выводу можно прийти, учитывая данные о количестве зараженных людей.
Поэтому важно соблюдать профилактические меры каждому человеку, чтобы избежать заражения.
При соблюдении правил профилактики коронавируса риск заражения существенно снижается.
Список используемой литературы.
1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006 (Логопед в ДОУ).
2. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2009. (Вместе с детьми).
3. Ковалева Г. А. воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2003 – (Развитие и воспитание дошкольника).
4. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. СПб. : «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2005.
5.
6. Шилаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. Правила поведения для воспитанных детей. – М. : Филологическое общество «СЛОВО»; Эксмо, 2007.
7. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008.- (Вместе с детьми).