Получи документы

Исследовательский творческий проект для учащихся 4 класса «Матрёшка — игрушка или сувенир»

Татьяна Явойш
Исследовательский творческий проект для учащихся 4 класса «Матрёшка — игрушка или сувенир»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 2 города Рудня»

Исследовательски-творческий проект на тему

«Матрёшка – игрушка или сувенир»

Выполнил: коллектив учащихся 4В класса

Руководитель: учитель начальных классов Явойш Т. Ю.

2022-2023 уч. год

Содержание:

1. Введение

2. Основная часть

2.1. Появление матрешки на Руси

2.2. Виды русской матрешки

2.3. Музеи матрёшек

Публикация «Исследовательский творческий проект для учащихся 4 класса „Матрёшка — игрушка или сувенир“» размещена в разделах

2.4. Технология изготовления

2.5. Создание авторской матрёшки

3. Заключение

4. Источники информации

5. Приложение

1. Введение

Наша работа посвящена русской матрешке. Этой куклой мы заинтересовались после знакомства с народными промыслами на уроке «Окружающий мир». Нам захотелось узнать о происхождении этой куклы и о том, как выглядела первая русская матрешка, кто был ее автором, где их изготавливали и какие бывают матрешки. Тема нашего исследовательского проекта: «Матрёшка – игрушка или сувенир».

Наша главная цель – выяснить, чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, и создать свою матрёшку (авторскую).

Мои подруги не играют с этой куклой, да и среди моих игрушек ее тоже нет, поэтому мы считаем, что в наши дни матрешка является сувениром, а не игрушкой.

Мы выдвинули две гипотезы исследования:

1 гипотеза: матрёшка хранит в себе много секретов.

2 гипотеза: каждый из нас может стать мастером своей русской матрешки.

Во время исследования мы использовали следующие методы:

• изучение различных информационных источников;

• анализ анкет наших сверстников;

2. Основная часть

2.1. Происхождение русской матрешки

Собирая материал по данной теме, мы узнали, что первая русская матрешка появилась в Москве в конце 19 в. В 1890 году

Её прообразом стала фигурка добродушного лысого старика, японского мудреца Фукурумы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Всего таких куколок оказалось пять.

Привезли её в семью известных русских помещиков Мамоновых из Японии. Им очень понравилась эта игрушка, и попросили они мастера Василия Звездочкина вырезать из дерева куклу наподобие японской, а художнику Сергею Малютину поручили расписать ее на русский лад.

Первая русская матрёшка, выточенная Василием Звёздочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завёрнутого в пелёнки младенца.

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина». «Матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной».

2.2. Виды матрешек

Существует несколько видов матрешки и в каждой местности она имеет свои отличительные черты:

Сергиевская матрёшка — одета в рубаху, сарафан, на голове платок с узорами. В руках она держит узелок, корзинку или цветы. Голова у нее плавно перетекает в туловище.

Полховский Майдан — известнейший центр по изготовлению и росписи матрешек, расположенный на юго-западе Нижегородской области

Эту матрешку можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету.

Для семёновской матрёшки характерны яркие цвета, в основном желтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек.

Сюжетная матрешка — это одна из современных разновидностей разъемных деревянных кукол с изображением персонажей сказок, литературных произведений, героев мультфильмов и кино.

В настоящее время можно встретить не только традиционных матрешек, но и авторских. На фартуках таких матрешек можно увидеть памятники архитектуры, живописные пейзажи, сюжеты народных сказок. Среди современных матрешек можно увидеть политических деятелей, популярных артистов, спортсменов.

2.3. Музеи матрёшек

Есть в России и целые музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России – и в мире! – музей матрёшки открылся в 2001 году в Москве. А в 2004 году открылся свой музей матрёшек и в Нижегородской области – он собрал под своей крышей более 300 экспонатов. Там представлены матрёшки уникальной полхмайдановской росписи – те самые полховско-майдановские матрёшки, которые известны во всём мире и которых жители села уже много десятков лет привозят на продажу в Москву в огромных корзинах, куда порой нагружают до ста килограммов драгоценных игрушек! Самая большая матрёшка в этом музее – метровая: в неё входит 40 кукол. А самая маленькая – размером всего с рисовое зерно!

2.4. Технология изготовления

Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка.

Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной – с рисовое зерно. Вытачивание матрёшек – тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую!

Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи – лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь – теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, акварели.

Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом – сарафан и косынка.

2.5. Создание авторской матрешки

Мы тоже попробовали стать мастерами по изготовлению русской матрешки и создали своих матрешек из разных материалов. В Руднянском историческом музеи мы поучаствовали в мастер-классе по росписи матрёшек. У каждого получилась своя индивидуальная матрёшка.

3. Заключение

Результаты исследования

Чтобы найти ответ на интересующий нас вопрос: Чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, мы использовали различные методы. Одним из них было анкетирование ребят начальных классов. Всего было опрошено 97 человек. На вопрос: «Есть ли у вас дома матрешка?» положительно ответили 12 человек.

Следующий вопрос звучал так: «Ваша матрешка кукла или сувенир?» Все 12 человек ответили, что матрешка является сувениром.

Проанализировав данные анкеты, мы пришли к выводу, что современные дети не играют с матрешками, а те, у кого она есть, используют ее в качестве сувенира.

В заключение мы хотим сказать, что эта работа принесла нам большую пользу.

Во-первых, мы узнали много нового и интересного о русской матрешке.

Во-вторых, мы научилась работать с различными информационными источниками, анализировать данные, полученные в ходе исследования.

В-третьих, мы нашли ответы на интересующие вопросы и убедились в том, что матрешка – это национальный русский сувенир. Интерес к промыслу изготовления сувенира Матрёшки не угас в наши дни. Промысел продолжает развиваться и сегодня.

Ныне матрёшки – визитная карточка России, её слава и гордость. Мы не представляем нашу историю и культуру без этой своеобразной игрушки. И хотя постепенно матрёшка из обычной детской игрушки превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение.

Вывод: выдвинутая нами первая гипотеза доказана. Матрешка действительно, хранит в себе много секретов.

Выдвинутая нами вторая гипотеза так же доказана. Каждый из нас может стать мастером своей русской матрешки.

4. Список литературы

1. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. Алексахин Н.

2. Русская матрешка. М. : Мозаика 1995.

3. Матрёшка — Википедия

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%80%D1%91%D1%88%D0%BA%D0%B0

4. Русская матрешка. http://www.rustoys.ru/zakroma/matresh.htm

5. История матрешки

Публикации по теме:

Конспект занятия по изодеятельности «Народная игрушка — русский сувенир матрёшка» с детьми подготовительной к школе группы Цель:расширение представлений детей о разнообразии народной игрушки, разных видах росписей матрёшек. Задачи:1. Создать условия для сравнения.

Исследовательский проект ученицы 2 класса «Журнал «Моя переменка»Исследовательский проект ученицы 2 класса «Журнал «Моя переменка» Мой журнал «Моя переменка" Работу выполнила ученица 2 «Б» класса Абрамова Женя Научный руководитель: Щепеткова Галина Владимировна г.

Исследовательский творческий долгосрочный проект «Мы друзья природы»Исследовательский творческий долгосрочный проект «Мы друзья природы» Департамент образования г. Москвы ГОСУДАРСТВЕННОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ГБОУ СОШ №922 СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ.

Исследовательский творческий проект «Усатый — полосатый» в средней группеИсследовательский творческий проект «Усатый — полосатый» в средней группе «Мы в ответе за тех, кого приручили» Антуан де Сент-Экзюпери. Актуальность проекта: Воспитание бережного и заботливого отношения к животным.

Исследовательский проект учащихся 4 класса «Цветочные часы» Конкурс исследовательских проектов младших школьников «Юный первооткрыватель» Номинация «Растения вокруг нас» Тема: «Цветочные часы.

Познавательно-исследовательский творческий проект «Мой домашний питомец»Познавательно-исследовательский творческий проект «Мой домашний питомец» Познавательно – исследовательский, творческий, среднесрочный, групповой проект: «Мой домашний питомец»Участники проекта: воспитатель, дети,.

Познавательно-исследовательский (творческий) проект «Встречаем Пасху» для детей 4–5 летПознавательно-исследовательский (творческий) проект «Встречаем Пасху» для детей 4–5 лет Актуальность: Пасха – самый почитаемый праздник в православном мире. Празднование Пасхи - многовековая традиция, мы не должны об этом забывать.

Познавательно-исследовательский творческий проект «Сказка в других измерениях»Познавательно-исследовательский творческий проект «Сказка в других измерениях» Содержание Паспорт познавательно-исследовательского проекта Введение Теоретическая часть Практическая часть Заключение Список использованной.

Творческий информационный исследовательский игровой проект «Детский сад + семья: пути взаимодействия» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 города Кузнецка Педагогический проект.

Творческий, познавательно — исследовательский проект «Ландыш».Творческий, познавательно — исследовательский проект «Ландыш». Проект "Ландыш" Фото отчёт. Вид проекта: творческий, познавательно -исследовательский. Продолжительность : краткосрочный. Участники:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский творческий проект для учащихся 4 класса «Матрёшка — игрушка или сувенир»
Опубликовано: 21 июля 2023 в 14:00
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательский творческий проект для учащихся 4 класса «Матрёшка — игрушка или сувенир»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Явойш в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД