Рубжанат Ибрагимовна
Исследовательская работа в первой старшей группе «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская работа в 1 старшей группе «Свойства воды»
Да! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя
невозможно описать, тобою наслаждаются,
не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима
для жизни. Ты – сама жизнь!
Антуан Сент-Экзюпери.
Публикация «Исследовательская работа в первой старшей группе „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
Дошкольники – прирожденные исследовали. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача воспитателя – активно им помогать. Дети ОЧЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО, С ОГРОМНЫМ ИНТЕРЕСОМ ВОСПРИНИМАЮТ ЛЮБЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ, поэтому я решила поддержать интерес детей и познакомить со свойствами воды. Это самая доступная для детского восприятия среда.
Цель исследовательской работы - доказать, что вода способна переходить из одного состояния в другое, что вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета, вода – хороший растворитель.
Перед собой поставили следующие задачи:
1. Выяснить, что такое вода, состояние воды, свойства воды.
2. Доказать с помощью экспериментов, что вода переходит из одного состояния в другое, что вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета, вода – хороший растворитель.
3. Сделать вывод по результатам работы.
Мы выдвинули гипотезу – вода это единственное вещество, которое переходит из одного состояния в другое. Вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета. Вода хороший растворитель.
Методы исследования : наблюдения, опыты, эксперименты, ИКТ,
Предполагаемые результаты:
- расширить и углубить знания и представления детей о воде, ее свойствах;
- развить познавательные умения через опытно - экспериментальную деятельность;
- дети должны уметь анализировать и делать выводы.
Вода—самое распространённое вещество на Земле. Большая часть поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере. В виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор. В недрах земли также находится вода.
Вода имеет очень большое значение в жизни растений, животных и человека. Дело в том, что и тело человека почти на 68% состоит из воды. Современные представления происхождения жизни на земле связывают с водой. Воде принадлежит важнейшая роль в истории нашей планеты.
Использованная литература
Вода – вещество необычное. В методической литературе, в журналах стали больше места отводить исследовательской деятельности детей.
В книге О. В. Дыбина (отв. ред.) «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» представлены занимательные опыты и эксперименты с водой для детей от 3 до 7 лет. В их содержание включены дидактические игры, направленные на развитие исследовательской деятельности дошкольников.
В книге из цикла «Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста» (М. Ю. Бурыкина) представлены программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, составленных на основе достижений науки и включают результаты исследований в области ознакомления с объектами и явлениями неживой природы. Программа содержит необходимый объем знаний о воде, расположенный по возрастам.
Известный советский учёный академик И. В. Петрянов свою научно-популярную книгу о воде назвал "Самое необыкновенное вещество в мире".
А "Занимательная физиология", написанная доктором биологических наук Б. Ф. Сергеевым, начинается с главы о воде – "Вещество, которое создало нашу планету".
Учё ные абсолютно правы: нет на Земле вещества, более важного для нас, чем обыкновенная вода.
С помощью наблюдений и бесед я выяснила, что не все дети знают, что вода это единственное вещество, которое переходит из одного состояния в другое, что вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета, она хороший растворитель.
Возникшую проблему я решила проработать через исследовательскую деятельность, подобрала опыты и эксперименты о воде.
Данный этап включает в себя опытно – экспериментальную
совместную с воспитателем деятельность и самостоятельную деятельность детей по теме исследования. Я знакомила детей с водой по средствам презентации и при помощи наглядно-иллюстративного материала. И все эксперименты и наблюдения я проводила совместно с детьми.
В процессе опытов и экспериментов перед детьми ставилась проблема, а дети старались самостоятельно предложить способы ее решения, делали выводы.
Свою исследовательскую работу мы начали со знакомства с водой.
Дети узнали: где можно встретить воду, кому она нужна, зачем нужна вода человеку, какой бывает вода, почему вода не заканчивается.
Дети внимательно слушали, вступали в диалог и отвечали на вопросы по данной теме.
Дети по средствам презентации расширили свои знания о воде.
Для исследовательской деятельности нам понадобились материал и оборудование (для проведения опытов и экспериментов).
Мы подобрали разнообразные емкости для воды (стаканчики разного размера, бутылочки, колбочки, ложечки, палочки, краски, сахар, формочки для льда.
Для того, чтобы доказать, на самом ли деле вода переходит из одного состояния в другое мы провёли несколько экспериментов и опытов.
«Переход воды из жидкого состояния в твердое» Мы взяли формочки для льда залили их водой и оставили в морозильник. Через сутки мы обнаружили, что вода превратилась в лед.
Вывод: под воздействием низкой температуры вода перешла из жидкого состояния в твёрдое, превратилась в лёд.
«Переход воды из жидкого состояния в газообразное, из газообразного в жидкое»
Мы нагрели воду в электрическом чайнике, а когда вода закипела, подержали над паром холодное зеркало. На нем тут же образовались капли воды.
Вывод: вода из жидкого состояния перешла в газообразное и из газообразного в жидкое.
Переход воды из твердого состояния в жидкое. Мы взяли лед и положили его в стаканчики и на ладошки. Через некоторое время мы заметили, что лед превратился в воду.
Вывод: под воздействие тепла лед начал таять, то есть перешел из твёрдого состояния в жидкое.
Сравнить свойства воды, льда, снега. Мы взяли емкости со снегом, водой, льдом. Рассмотрели, сравнили и решили проверить, что произойдет, если их соединить. Через некоторое время мы выяснили (вывод) : если опустить в воду снег и лед, то они растают; вода становится холоднее; при взаимодействии воды и льда, вода остается прозрачной.
Вода испаряется. Взяли три одинаковые стакана с водой, сделали отметку уровня, поставили в разные условия: один стакан вынесли на жару, а другой оставили в группе. Мы долго за ними наблюдали, делали отметки на стенках стаканчиков. Затем мы сравнили стаканчики и увидели, что уровень воды в стаканчиках изменился.
Вывод: в тепле испарение происходит быстрее, чем на холоде
Вода не имеет формы
Мы взяли сосуды разной формы и начали поочередно наливать в них воду. Через некоторое время мы заметили, сколько бы мы не наливали воду в сосуды, вода постоянно принимает их форму.
Вывод: вода не имеет формы.
«Вода прозрачна, не имеет цвета»
Для этого эксперимента мы взяли стакан с водой и молоком опустили в каждый стакан ложки и увидели, что в стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком ложка не видна.
Вывод: вода прозрачная и не имеет цвета.
«Вода не имеет запаха»
Мы взяли два стакан с водой, понюхали, вода не пахнет. Затем в один стакан добавили сок лимона. Понюхали, вода стала пахнуть лимоном.
Вывод: вода не имеет запаха, но если в нее добавить какое-либо вещество, она приобретает запах этого вещества.
«Вода не имеет вкуса»
Мы взяли два стакан с водой, попробовали, у воды не оказалось никакого вкуса. Затем в один стакан добавили сахар, размешали, посмотрели, сахара в стакане не оказалось. Попробовали, вода стала сладкой, так как сахар растворился в воде.
Вывод: вода не имеет вкуса, но если в нее добавить какое-либо вещество, она приобретает вкус этого вещества, так как является хорошим растворителем.
По результатам проведенного исследования сделали вывод :
1. Вода способна переходить из одного состояния в другое.
2. Вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета.
3. Вода это хороший растворитель.
4. Вода не имеет вкуса.
Таким образом, наши дети много узнали о воде, и, что очень важно, они узнали, что воду надо беречь, что без нее нет жизни.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. В результате исследовательской работы дети расширили свои знания о воде и её состояниях.
2. Узнали, что вода может быть не только жидкой, но и
твёрдой и даже газообразной.
3. Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности : анализировать и делать выводы, фиксировать результат.
4. Появились навыки тесного общения со взрослыми и сверстниками.
5. Повысился интерес к познанию окружающего мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вода входит в состав каждой клетки! Воду пьют леса и поля. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Всем нужна чистая вода. Но чистой воды становится все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. Давайте беречь воду. Ведь беречь воду – это означает беречь жизнь!