Ольга Морозова
Исследовательская работа по теме «Йод»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 12 г. Славянска-на-Кубани
муниципального образования Славянский район
по теме : «Йод»
Автор:
Мацакян Маргарита Владимировна
Воспитатель:
Морозова Ольга Анатольевна
г. Славянск-на-Кубани
2020 год
Содержание.
1. Введение 3
1.1. Актуальность исследования 3
1.2. Цель исследования 3
Публикация «Исследовательская работа по теме „Йод“» размещена в разделах
1.3. Задачи исследования 3
1.4. Гипотеза исследования 3
1.5. Объект и предмет исследования 3
1.6. Методы исследования 3
1.7. Практическая значимость исследования 3
2. Основная часть 4
2.1. Глава 1. 4
2.1.1. История открытия йода 4
2.1.2. Физические свойства йода 4
2.1.3. Нахождение в природе, продуктах питания и лекарственных
препаратах 4
2.1.4. Роль йода в жизни человека. 5
2.1.5. Как определить недостаток йода в организме 5
2.1.6. Рекомендации 6
2.1.7. Интересные факты про йод 6
2.2. Глава 2. Практическая часть 8
2.2.1. Содержание исследований 8
2.2.2. Описание экспериментов и результатов 8
3. Заключение 9
4. Интернет-ресурсы 10
5. Приложение 11
Введение.
1.1. Актуальность исследования :
Каждый шестой житель Земли страдает от йодного дефицита. Из воды и воздуха мы потребляем до 10% йода, остальные 90% обеспечиваются про-дуктами питания. В своей работе мы постараемся узнать, есть ли дефицит йода у детей старшего дошкольного возраста и сотрудников детского сада.
1.2. Цель исследования : выяснить, есть ли у детей старшего дошкольного возраста и сотрудников детского сада проблема йододефицита и дать им советы по ее решению.
1.3. Задачи:
- узнать об особенностях и свойствах йода;
- изучить литературу о значении йода в организме человека;
- провести опыты с йодом.
- провести диагностику выявления недостатка йода в организме старших до-школьников и сотрудников с использованием методики йодной сетки.
1.4. Гипотеза:
Предположим, что среди детей дошкольного возраста и сотрудников детского сада йододефицитные заболевания встречаются достаточно часто.
1.5. Объект и предмет исследования : дети старшего дошкольного, со-трудники детского сада.
1.6. Методы исследования :
- просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей;
- сбор информации из интернета;
- проведение исследований, экспериментов, опытов, анализ результатов.
1.7. Практическая значимость: полученную информацию можно использовать для познавательного развития детей дошкольного возраста и в опытно-экспериментальной деятельности.
2. Основная часть.
2.1. Глава 1.
2.1.1. История открытия йода.
История лечебного применения йода уходит вглубь веков. Считается, что первые сообщения о целебных свойствах веществ, содержащих йод, поя-вились в Китае примерно за три тысячи лет до нашей эры. Древние целители выделяли этот элемент из морских губок и водорослей и прикладывали ткань, смоченную йодом, к ранам, чтобы они не гноились и быстрее заживали.
Йод был открыт французским химиком Куртуа Бернаром в золе мор-ских водорослей. При кипячении серной кислоты с рассолом золы морских водорослей он наблюдал выделение фиолетового пара, при охлаждении пре-вращающегося в тёмные кристаллы с ярким блеском.
2.1.2. Физические свойства йода.
Йод – кристаллы чёрно-серого цвета с фиолетовым металлическим блеском, легко образует фиолетовые пары, обладающие резким запахом. Он очень легко переходит в газообразное состояние. Йод плохо растворим в воде, зато хорошо в спирте, керосине, эфире, хлороформе.
2.1.3. Нахождение в природе, продуктах питания и лекарственных препаратах.
Йод – это минерал, который находится в воде, грунте, а после дождя его можно обнаружить в воздухе. Он также присутствует во многих продуктах питания растительного и животного происхождения. В мире существуют термальные источники с содержанием йода. 99 % мировых запасов йода на-ходятся в Чили и Японии.
Йод содержится во многих продуктах питания, однако самая высокая концентрация этого химического элемента обнаружена в морепродуктах, в особенности в морской капусте, креветках, моллюсках, морской соли; рыбе; говяжьей печени, яйцах и молоке; луке, щавеле, белокочанной капусте, мор-кови.
Так же запас йода можно восполнить лекарственными препаратами, йод применяют наружно и внутрь; наружно используют как антисептические средства при воспалительных и других заболеваниях кожи и слизистых обо-лочек, внутрь – при хронических воспалительных процессах в дыхательных путях, при заболевании щитовидной железы, для профилактики и лечении заболевания щитовидной железы. В медицине 5-процентный спиртовой рас-твор йода используется для обработки кожи (раны, йодные сетки, полоскание горла и т. д.). Йод добавляют в мази, лосьоны, крема, дезодоранты. В криминалистике пары йода применяются для обнаружения отпечатков пальцев на бумажных поверхностях, например, на купюрах. Йод используется в лампочках, аккумуляторах для автомобилей.
2.1.4. Роль йода в жизни человека.
Йод – это главное «топливо» щитовидной железы, производящей очень важные для обмена веществ гормоны. Его нужно совсем немного – на протяжении всей жизни достаточно одной чайной ложки. Но поступать он должен регулярно. Йод помогает детям и взрослым усваивать пищу, справляться с умственными и физическими нагрузками, бороться с инфекциями. Когда йо-да достаточно, маленький ребенок чувствует себя бодрым, активным и здоровым.
Недостаток йода приводит к заболеваниям щитовидной железы. Также при небольшом недостатке йода отмечается усталость, головная боль, подав-ленное настроение, природная лень, нервозность и раздражительность; слабеет память и интеллект.
2.1.5. Как определить недостаток йода в организме.
С помощью йодной сетки можно самостоятельно определить, достаточное ли количество йода находится в вашем организме. Нужно взять палочку, обмакнуть в настойку и нанести йодную сетку на внутреннюю сторону руки. Если йодная сетка исчезнет в течение 3 часов – это недостаток йода, если через 6-8 часов – пора обратить внимание на продукты богатые йодом, если через 24 часа – содержание йода в организме соответствует норме.
2.1.6. Рекомендации.
Для восполнения запасов йода необходимо как можно чаще употреб-лять морепродукты – креветки, крабы, морскую рыбу, морскую капусту, морские водоросли. Обязательно включайте в рацион питания богатые йодом овощи – редьку, спаржу, морковь, помидоры, шпинат, картофель, ревень, го-рох, клубнику, капусту, бананы, грибы, яичный желток, лук. Летом и осенью обогащайте свой стол ягодами, особенно черной смородиной и черным вино-градом, черноплодной рябиной и свежими томатами.
При длительном хранении и кулинарной обработке содержание йода в пищевых продуктах уменьшается. В связи с этим йодированную соль следует добавлять в пищу после тепловой обработки блюда.
Мы знаем, что морскую капусту в чистом виде не каждый может съесть, поэтому мы вам предлагаем включать ее в салаты.
2.1.7. Интересные факты про йод.
Содержание йода в крови человека зависит от времени года: с сентября по январь концентрация йода в крови снижается, с февраля начинается новый подъём, а в мае – июне йодное зеркало достигает наивысшего уровня. Эти колебания имеют небольшую амплитуду, и до сих пор ос-таются загадкой.
Чем глубже живут водоросли, тем больше в них йода.
За всю жизнь человек употребляет примерно одну чайную ложку йода.
Дефицит йода – это проблема для 153 стран мира;
В Краснодарском крае в станице Троицкой Крымского района находится единственный в России завод по производству йода – Троицкий йодный завод.
В Европе только 4 страны никогда не сталкивались с дефицитом йода и его последствиями, это – Исландия, Финляндия, Норвегия и Швеция.
Существует теория, что гибель неандертальцев 30 000 лет назад связана с нехваткой йода в их питании. Это привело к снижению интеллектуальных способностей и выраженной физической слабости.
2.2. Глава. 2. Практическая часть.
2.2.1. Содержание исследований.
Результаты пробы на недостаток йода в моей семье:
Мама – следует обратить внимание на продукты, в которых есть йод. Папа – недостаток йода. Брат – содержание йода соответствует норме. Я – содержание йода соответствует норме.
Результаты пробы на недостаток йода в старшей группе МАДОУ д/с № 12:
В исследовании участвовало 15 детей старшего дошкольного возраста:
3 человека – недостаток йода;
4 человека – обратить внимание на продукты содержащие йод;
8 человек – йод в норме.
Результаты теста на недостаток йода у сотрудников МАДОУ д/с № 12:
В исследовании участвовали 15 человек:
4 человек – недостаток йода;
6 человек – обратить внимание на продукты богатые йодом;
5 человек – йод в норме.
Вывод: у 3-х детей и 4-х сотрудников детского сада нашим исследованием был выявлен недостаток йода в организме, им рекомендовано обратиться к врачу; 4-м детям и 6-ти сотрудникам нужно обратить внимание на продукты богатые йодом и включить их в рацион питания.
2.2.2. Простые научные опыты с использованием йода.
1. «Интенсивное окрашивание».
Цель: выяснить, какой из растворов йод окрасит сильнее.
Ход опыта: 1. Обращаемся к взрослым за помощью – нам нужно приготовить крахмальный клейстер (1 ч. л. на стакан воды) и остудить его.
2. Берем 3 стакана: первый – с клейстером; второй – с сырой водой и крахмалом (1 ч. л. на стакан воды); третий стакан – с молоком.
3. Во всех стаканах жидкость белая, капаем в них йод. После тщательного размешивания сравниваем по интенсивности окрашивания: клейстер – окра-сился в насыщенный синий цвет, раствор воды с крахмалом – стал светло си-ним, а молоко осталось белым.
Вывод: насыщенность окраски зависит от содержания крахмала и его со-стояния (сырой или проверенный) : в молоке крахмала нет; в двух других стаканах – проваренный крахмал (клейстер) дает более интенсивный цвет, а сы-рой – более светлый.
2. «Крахмал в продуктах питания».
Цель: выявить наличие крахмала в продуктах.
Ход опыта: выбираем любые продукты, которые хотите проверить на наличие крахмала. Мы взяли хлеб, печенье, лук, морковь, капусту, картофель, свеклу. Капаем по 1 капельке йода.
Вывод: йод изменил свой цвет на хлебе, печенье, картофеле, значит, в этих продуктах присутствует крахмал; а на луке, моркови, капусте, картофеле, свекле цвет йода не изменился, значит в этих продуктах крахмала нет.
3. «Молочные продукты и крахмал».
Цель: узнать, есть ли в составе молочных продуктов крахмал.
Ход опыта: выбираем продукты – молоко, сыр, творог, кефир, йогурт; раз-ливаем по стаканчикам и капаем йод; цвет продуктов не изменился.
Вывод: мы выбрали качественные продукты – в натуральных молочных про-дуктах крахмала быть не должно; но некоторые производители, для того, чтобы сделать продукт более густым, добавляют крахмал или муку.
4. «Заметаем следы».
Цель: проверить действие раствора аскорбиновой кислоты на йод.
Ход опыта:
1. обращаемся к взрослым за помощью – несколько ампул аскорбиновой кислоты выливаем в стакан, добавляем немного воды;
2. в другой стакан наливаем воды и добавляем немного йода;
3. проверяем реакцию – смешиваем раствор йода и раствор аскорбиновой кислоты в одном стакане, он моментально обесцвечивается (можно еще кап-нуть немного йода в этот же стакан – очень красиво получается: капли йода, вступая в реакцию с аскорбиновой кислотой, создают на поверхности рисунок «бенгальских огней»);
4. капаем раствором аскорбиновой кислоты в стакан с окрашенным сы-рым крахмалом и окрашенным клейстером – оба раствора обесцветились.
Вывод: аскорбиновая кислота обесцвечивает йод.
2.3. Заключение:
В ходе исследовательской работы выяснили, что такое йод, как он попадает в организм человека и в продукты питания. Узнали много нового об особенностях йода, его свойствах. Провели интересные опыты с йодом.
2.4. Интернет-ресурсы
1. Свободная энциклопедия ВикипедиЯ [Электронный ресурс]. URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/
2. FB.ru : https://fb.ru/article/280451/iz-chego-delayut-yod-pererabotka-prirodnyih-nakopiteley-yoda
3. miss-hohotyn007.livejournal.com›1123149.html
4. schitovidka.info›…produkty-soderzhaschie-yod.html
5. kidschemistry.ru›…s-jodom…domashnix-usloviyax.html