Елена Борцова
Исследовательская работа по социологии «Красный день календаря»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Маслянинская основная общеобразовательная школа №4
Маслянинского района Новосибирской области
Социология
Красный день календаря
(Значение и роль праздника в жизни современного общества)
Автор: Новоселов Даниил
9 класс
Руководитель – учитель истории
и обществознания,
Борцова Елена Николаевна
Маслянино
2017
Оглавление
I. Введение 3- 4
Публикация «Исследовательская работа по социологии „Красный день календаря“» размещена в разделах
II. Основная часть
1. Что такое праздник? 5 - 8
2. Классификация и типология современных праздников 8 - 11
3. Наиболее популярные праздники россиян 11 - 13
4. Функции праздников 13 - 16
5. Значение праздников в современном обществе 16 - 20
III. Заключение 20 – 21
IV. Список литературы 22
V. Приложение 23 – 29
Введение
Так уж сложилось веками, что жизнь человека состоит из будней и праздников, причем первых гораздо больше чем вторых! Мы, люди, привыкли к этому как к чему-то естественному. Проходят дни, месяцы, годы мы ждём, готовимся и отмечаем праздники, зачастую не вдумываясь в смысл своих действий и выполняемых ритуалов. На мой взгляд, в современном, быстро меняющемся мире, многие праздники давно уже утратили свою актуальность. Наши древние предки славяне, целиком и полностью зависевшие от природы, оставили нам в наследство языческие праздники: Масленица, Иван Купала. На смену язычеству пришло христианство, жизнь людей от рождения до смерти была неотделима от церковных праздников: Рождество, Крещение, Пасха. XX век ознаменовался новой исторической формацией – социализмом, наша страна на многие десятилетия погрузилась в атеизм, социалистическое общество широко и с размахом праздновало годовщины революций, дни пионерии, дни рождения вождей.
Всё это в прошлом. Сегодня люди мало зависят от природы, и языческие ритуалы не имеют значения, годы социализма вырастили не одно поколение атеистов в умах и душах, которых нет места религиозным традициям, нет и СССР с его революционными датами. Всего этого нет, но удивительное дело - праздники остались! В этом смысле праздник, как социальное явление представляет несомненный интерес. Кроме теоретического интереса изучение праздников имеет и практический или, я бы даже заметил, экономический. Праздник – это выходной день! Организация праздников – это всегда финансовые затраты, которые не окупаются. Кроме того специалисты различных уровней заняты в подготовке и проведении праздничных мероприятий, а им нужно платить зарплату. Так может, будем экономить! Или, как сказал Маленький принц Антуана де Сент Экзюпери: «Если звёзды загораются, значит это кому то нужно!», и если люди празднуют, значит это нужно? Вот с такими мыслями я приступил к исследовательской работе, которую назвал «Красный день календаря»
Цель работы : выявление социальных функций праздника и его зна-чения в жизни современного общества.
Задачи:
1. Изучить значение термина «праздник»
2. Провести классификацию и типологию современных праздников
3. Выяснить, какие праздники в наше время наиболее популярны
4. Выделить основные функции праздников
5. Определить значение праздников в современном обществе
Гипотеза: Я предполагаю, что с ростом материального благосостояния, развитием НТП и повышением уровня образованности праздник утратил свои социальные функции и свою значимость.
Объект исследования : культура и традиции современного общества
Предмет исследования : праздники.
Методы исследования : изучение имеющейся литературы, анализ полу-ченных материалов, интервьюирование, наблюдение, анкетирование, беседы.
II. Основная часть
1. Что такое праздник?
В ментальном мире людей разных народов номинативное поле концепта «праздник» многообразно. «Р. М. Фрумкина предлагает различать ядро и периферию концепта. Ядро – это словарные значения той или иной лексемы
(именно материалы толковых словарей предлагают исследователю большие
возможности в плане раскрытия содержания концепта, в выявлении специ-фики его языкового выражения); периферия же – субъективный опыт, раз-личные прагматические составляющие лексемы, коннотации и ассоциации» .
Праздник повсеместно рассматривался как «перерыв повседневности». В русском языке само слово праздник ярко отражает эту его природу как отсутствие работы, праздность. Согласно В. И. Далю, «Праздник - день, посвященный отдыху, не деловой, не работный, противоположное - будень, день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю, относящемуся до местности, до лица». А. И. Мазаев отмечает, что «слово праздник означает определенный период времени (час, день или дни, когда не занимаются делами. Оно характеризует такое свободное время, когда где-то отмечают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Последнее достигается в праздничном обряде или ритуале, т. е. в определенном символическом действии, которое художественно-выразительно обставлено, а к тому же всегда сопряжено с чем-то необычайно радостным или торжественным». Термин праздник и его эквиваленты в других языках принадлежат к словарному фонду повседневной речи и употребляются часто. Казимеж Жигульский, например, рассматривает французский эквивалент термина «праздник» - слово «fete», которое принадлежит к тысяче наиболее часто употребляемых французских слов. Таким же по частоте употребления является слово «fiesta», обозначающее праздник в испанском языке.
Дать научное определение празднику – одна из важнейших задач для исследователей. «Удачным решением проблемы может стать семантическая реконструкция значения слова праздник в традиционной культуре». Можно выделить несколько семантических полей. Ядро первого семантического мы определяем с помощью этимологии. По словарю Д. Н. Ушакова «этимология» от греч. etymos – истинный и logos – учение (лингв.). 1. Отдел языкознания, изучающий происхождение слов. 2. Самое происхождение того или иного слова». Этимология «праздника» как термина довольно интересна. Слово «праздник» пришло из старославянского языка и образовано от прилагательного праздьнъ (праздный, что означает «праздничный». Значение праздный – «свободный от работы, не занятый делами». Но следует различать слова праздничный и праздный. Поскольку старославянизму праздный соотносится русское слово порожний, что значит «пустой».
Как происхождение терминов, так и толкование их значений, которые
дают нам современные словари и энциклопедии, вполне определенно указывают на то, что мы имеем дело со сложным, тысячелетия существующим в различных формах явлением, характерным для жизни как древних, так и современных обществ.
Праздник, будучи сложным и комплексным явлением, неоднократно был предметом теоретического изучения. Правда, эти теории, по большей степени, фиксировали какую-нибудь одну сторону, одну из особенностей этого сложного явления. Если же все эти теории поставить в один ряд, то возникает целостная теория праздника.
В ходе работы над исследованием мною был проведен опрос учащихся, учителей и родительской общественности МКОУ Маслянинской основной школы №4. (Приложение 1). Всего было опрошено 170 респондентов.
Анализируя результаты опроса, я пришел к выводу, что толкование слова праздник у респондентов совпадает с тем, что я прочитал в словарях, Праздник – день торжества, установленный в честь или память какого-нибудь выдающегося события, выходной, нерабочий день, день радости, веселья и развлечений.
2.
Мне, как исследователю-социологу, показалась классификация Г. Г. Карповой наиболее интересной, и, используя данные основания, я попытался классифицировать реальные праздники, которые предстоит отмечать россиянам в 2017 году. (Приложение 2)
Проделав эту нелегкую работу, я понял, что любая классификация в некотором смысле условна, так как одни и те же праздники могут быть представлены в разных группах. Например, 9 мая – День Победы, кроме того за пределами классификации остались праздники, связанные с профессиональной деятельностью людей. На мой взгляд, это не заслуженно, т. к. профессиональная деятельность человека играет существенную роль в его жизни, чтобы устранить данную несправедливость, я решил предложить свою классификацию. Основанием для классификации я определил идею о том, что проблема праздника тесно связана с личностью, индивидом, общественной группой. И, наверное, можно утверждать, что праздник, скорее всего, является видом связи, возникающей из принадлежности к группе, живущей по определенным правилам и по определенному календарю. Так люди, принадлежащие к группе мусульман, не будут праздновать христианский праздник – Рождество Христово, и наоборот. Я разделил праздники на пять групп: религиозные, народные, государственные, профессиональные и семейные (Приложение 3). При этом следует заметить, что календарь религиозных праздников будет меняться в зависимости от того какую религию исповедует индивид, календарь семейных праздников также зависит от традиций каждой отдельной семьи. Работая над данной главой, я пришел к следующим выводам: существуют разные типы праздников, проблема праздника тесно связана с индивидом и общественной группой, к которой он принадлежит, но все праздники в большей или меньшей степени характеризуются общими признаками: свободным временем, отсутствием трудовой деятельности, осуществляемой в будничные дни, отдыхом, радостью, пиршеством, весельем, определенным ритуалом.
3. Наиболее популярные праздники россиян.
Праздников в современном праздничном календаре превеликое мно-жество, и далеко не все праздники россияне отмечают, следовательно, необходимо выделить наиболее популярные, за помощью я обратился к сети Интернет.
Исследовательский центр портала Super Job.ru в 2015 году провел опрос среди 11 000 россиян. Опрос показал, что самым любимым в нашем обществе является не связанный с политикой и церковью праздник – Новый год. Второе место занял почитаемый россиянами всех возрастов День Победы, за которым следуют два церковных праздника – Пасха и Рождество Христово.
При анкетировании своих друзей, их родителей и учителей школы, я так же задавал вопрос: каким праздникам они отдают предпочтение. Мне было интересно, совпадут ли результаты опроса?
Опрос показал, что большее количество респондентов любят все праздники, на втором месте – Новый год, третье место было отдано – 23 февраля, на четвертом – Пасха и День рождения, и только на пятом - 9 мая? А 5% респондентов назвали любимыми праздниками День Святого Валентина и Хэллоуин!
На мой взгляд, выводы, которые можно сделать из результатов опроса, печальны: 26% опрошенных не имеют прочных связей с какой-нибудь группой, им всё равно, что праздновать, лишь бы веселиться и развлекаться. В национальной, политической и общественной жизни личность, участвуя в празднике, демонстрирует в этот день свою привязанность, верность, готовность к защите идеалов и прежде всего неразрывную связь с празднующей группой, солидарность с ней. 9 % отдают предпочтения своему собственному Дню рождения, считая его более значимым, чем 9 мая или Пасха. На мой взгляд, это связано с усилением рационализма и прагматизма, когда личные интересы ставятся выше общественных интересов и традиций. 5 % назвали любимыми праздниками – Хэллоуин и День Святого Валентина. Я думаю, что это происходит под влиянием такого явления как глобализация. Ученые и специалисты из разных областей науки много спорят о плюсах и минусах процесса глобализации, который на сегодняшний день осуществляется практически во всех сферах жизни человека. Несомненно, глобализация нужна и важна, но наряду с усвоением современных технологий, развитием контактов с другими народами, необходимо все же сохранять традиционную культуру и традиционные праздники. Я полагаю, что полное слияние, синтез разных культур – это конец, крах культуры. Если исчезают этнические особенности разнообразных праздников, исчезают народы, нации.
4. Функции праздников
Одной из задач моего исследования являлся вопрос о функциях праздника. И здесь я не был оригинальным. Всякий исследователь, рассматривающий проблему праздников, в той или иной степени касался вопроса функций праздников, предлагал свое видение и понимание.
Я попытался, выделить самые основные из них: коммуникативную, идеологическую или воспитательную, компенсаторную, рекреативную, ин-тегративную, консервативную.
Изучая функции праздников, я пришел к выводу: в жизни каждого человека праздник занимает свое особое место, выполняет свои определенные функции. Многие аспекты и функции праздника, на мой взгляд, способствуют тому, что в праздничный период личность обретает возможность гораздо более полной жизни, чем в будни. Отношение человека к празднику определяется, прежде всего, его ранними периодами социализации, когда в процессе воспитания он воспринимает культурные нормы, обычаи, ценности старшего поколения. Участие же индивида в праздновании является важным доказательством его устойчивой связи с группой, отмечающей праздник.
5. Значение праздников в современном обществе
Из функций праздника вытекает его значение и роль. Значение праздников трудно переоценить. М. М. Бахтин сказал, что праздник является «первичной формой человеческой культуры». Испокон века чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести к хаосу и гибели мира, по народным представлениям. Праздники и церемонии конструируют жизнь человека. Они подхватывают его в момент рождения и посвящают в полновесные члены общества. Праздник приподнимает над обыденностью и ставит в точку единение прошлого, настоящего и будущего. Ежегодное празднование события придает ему важность на уровне вечности. Праздник — это общение по поводу изобилия и веселья, утверждающий победу гармонии над хаосом. Праздник — это всегда порыв в утопию, он уравновешивает и нейтрализует бури и несчастья.
Цивилизационное значение праздника состоит в том, что через праздник определяется объединяющая социум система ценностей. Праздник является универсальной и важнейшей чертой цивилизации; в то же время особенности праздников отражают различия между цивилизациями.
Праздники играют большую социальную роль в жизни общества. Прежде всего, они способствуют консолидации людей, живущих в одном селе, деревне, городском квартале. Праздник, на который сходится вся ближняя и дальняя родня, способствует укреплению родственных связей, развитию родственной взаимопомощи.
Праздник несёт определенное образовательное значение. Вспомните свое детство, и Вы поймете, что праздник для каждого ребенка более значимое событие, чем для взрослых. Дети ждут праздника с особым нетерпением, считая каждый день до его наступления. Попробуйте выбросить из своих воспоминаний детства, воспоминания о праздничных днях. Тусклая и безрадостная картинка получается, не правда ли? Праздник играет немаловажную роль в воспитании ребенка как личности, как члена определенной социальной и национальной общности людей. С самых истоков своего возникновения праздник был способом для приобщения подрастающего поколения к традициям, верованиям и идеям предков. Многие обычаи, культурные ценности и нормы передаются из поколения в поколение только благодаря праздникам. Праздники, являясь важнейшим элементом традиции, играют роль стабилизатора общества, сохраняя и передавая социально значимую информацию от поколения к поколению. Участие в праздниках приобщает людей к принятым нормам и ценностям общества.
Поскольку праздник является механизмом социальной интеграции, он неизбежно оказывается втянутым в механизм власти: по замечанию А. И. Мазаева, правительство «оказывается размещенным примерно в тех же местах, что и праздник – на сакральном участке». Мазаев указывает здесь на антиномию: мир идеальной утопии в празднике сочетается со стабилизирующим механизмом существующего общественного порядка.
Что касается влияния политической идеологии на праздники, то ино-гда, хорошо спланированный праздничный конвейер внезапно обнажает грозный каркас тоталитарных устремлений, неистовой тяги государства к самосохранению. Государственная машина тяготеет упразднению истории как возможности собственной эволюции. Чем жестче форма правления в государстве, тем более регламентированы и массовые празднества. У любого народа огромное количество разнообразных праздников. И лишь некоторые из них государство привечает и делает официальными. Государство, сложившееся насильственным путем, праздники себе назначает. Национальный набор нерабочих дней — срез данного общества.
Любой праздник начинается, как правило, за некоторое время до его наступления. Прекрасное время подготовки, ожидания праздника. Это похоже на ожидание чуда. И чудо действительно происходит, только с самим человеком. Человек, наконец-то, хоть и на короткое время, останавливаем бешеный ритм современной жизни. Вместо мыслей о работе, деньгах и погоней за успехом, начинаем думать о друзьях, родственниках, просто о близких людях. Лица светлеют, освещаются улыбками. И пусть праздник завершится, все равно, останутся воспоминания о нем. Впечатления о праздниках сохраняются в памяти надолго, добавляя сил нашей душе и скрашивая возобновившийся бег «серых» буден. Праздник дает возможность выпустить пар, в праздники мы часто позволяем себе делать то, чего нам действительно хочется. Не надо соблюдать график работы или заниматься домашними делами, можно, наконец-то, пообщаться не с коллегами по работе, а с действи-тельно любимыми и близкими людьми. Покричать «Ура» на площади, сплясать возле елки, залезть на столб, спеть песню, даже если медведь на ухо наступил – все это и многое другое мы можем позволить себе только во время праздника.
В ходе проводимого мной опроса из 170 респондентов только 91 % опрошенных высказали мнение, что праздники необходимы.
Среди аргументов наиболее часто назывались: сохранение традиций, передача опыта от поколения к поколению, общение, отдых от трудовых будней.
Таким образом, можно отметить, что значение праздника как многогранного общественного явления, отражающего жизнь человека и общества, трудно переоценить. Обладая общими характерными чертами, каждый праздник все же является зеркалом своей эпохи. В нем отражается политическая, историческая, духовная жизнь общественно-экономической формации, идеи, интересы и стремления самых различных ее социальных слоев. В жизни каждого народа праздник занимает свое особое место, выполняет свои определенные функции. Многие аспекты и функции праздника, на наш взгляд, способствуют тому, что в праздничный период личность обретает возможность гораздо более полной жизни, чем в будни. Отношение человека к празднику определяется, прежде всего, его ранними периодами социализации, когда в процессе воспитания он воспринимает культурные нормы, обычаи, ценности старшего поколения. Участие же индивида в праздновании является важным доказательством его устойчивой связи с группой, отмечающей праздник.
III. Заключение
Целью моего исследования было выявление социальных функций праздника и его значение в жизни современного общества. Изучив литературу и проанализировав результаты опроса и анкетирования, мне удалось прийти к следующим выводам.
Праздник, являясь сложным комплексным феноменом, обладает определенными социальными функциями, которые помогают раскрыть и продемонстрировать его роль в жизни общества.
Существуют разные типы праздников, проблема праздника тесно связана с индивидом и общественной группой, к которой он принадлежит, но все праздники в большей или меньшей степени характеризуются общими признаками: свободным временем, отсутствием трудовой деятельности, осуществляемой в будничные дни, отдыхом, радостью, пиршеством, весельем, определенным ритуалом.
В начале работы я высказал предположение о том, что в настоящее время праздники утратили свою актуальность и значимость, моя гипотеза не нашла своего подтверждения. Современное общество нуждается в празднике не меньше, чем, общество прошедших эпох. Несомненно, в ходе исторического развития характер праздников, их обрядовая и ритуальная часть могли измениться и изменились. Вместо устаревших праздников появились новые (7 ноября – 4 ноября).
Я пришел к выводу: что с прошествием времени и прогрессом всего человечества, потребность в праздниках нисколько не уменьшилась. Напротив, современному человеку, находящемуся в условиях постоянного стресса и бешеного ритма жизни, необходим отдых и веселье, а возможности празднования намного расширились.
Иными словами, праздник был и есть для человека неистребимой, жизненно важной потребностью. Пусть он меняется от поколения к поколе-нию, от культуры к культуре, но главная его способность остается, способ-ность консолидировать общество, передавать из поколения в поколение систему ценностей, сохранять и восстанавливать гармонию между человеком и природой, способность излечивать наши с Вами души. Красный день календаря можно назвать шансом увидеть, узнать, ощутить что-то новое, необычное, яркое, то, что люди называют чудом и волшебством. Только в такие дни серьёзные обычно взрослые люди могут, не боясь осуждения со стороны, смеяться и веселиться как маленькие дети, почувствовав себя вновь ребёнком и загадывать свои самые сокровенные мечты и желания.
IV. Список используемой литературы:
1. Алексеевский, М. Д. К семантике слова праздник в традиционной культуреРусского Севера // Русская диалектная этимология. Материалы IV Международной научной конференции. Екатеринбург, 22-24 октября 2002 года. Екатеринбург, 2002.
2. Бурменская, Д. Б. К вопросу о роли праздника в жизни общества [Текст] /аспирант, научный руководитель - Н. Д. Субботина // Известия Российскогогосударственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Аспирантские тетради [Текст]. – СПб., 2008. – N 27(61).
3. Генкин Д. М. Массовые праздники – М. : Просвещение, 1975.
4. Жигульский К. Праздник и культура. М. : Прогресс, 1985.
5. Кудайбергенов Б. К. Культура современных праздников и обрядов / Б. К. Кудайбергенов, О. Е. Иванов, П. А. Сапронов. – Элиста: Калмыц. кн. изд-во, 1986.
6. Ленинцева В. А. Праздничная культура Китая: Дис.. канд. Культурологи. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2005.
7. Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление : Монография. М. : Наука, 1978.
8. Маслова, В. А., Современные направления в лингвистике: учеб. Посо-бие для студ. Высш. учебн. заведений. М. : Издательский центр «Ака-демия», 2008.
9. Толковый словарь В. И. Даля. Электронный ресурс: https://www.slovopedia.com/3/221/852581.html.
10. Толковый словарь живого великорусского языка Д. Н. Ушакова. Электронный ресурс: https://v-dal.ru/word_s-97407.html.
11. Шемякин Я. Г.. Праздник как историко-культурный феномен: мир идеала и реальность власти