Мария Кривякина
Исследовательская деятельность в рамках музейной педагогики как средство формирования естественно-научной грамотности у детей
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте у детей формируется основа миропонимания. Именно поэтому в работе воспитателя необходимо уделять большое внимание развитию естественнонаучной грамотности. Для формирования элементарных естественнонаучных представлений исследовательская деятельность является наиболее продуктивным методом обучения.
Публикация «Исследовательская деятельность в рамках музейной педагогики как средство формирования естественно-научной грамотности у детей» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Музейная педагогика в детском саду
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Каждый ребенок по своей природе исследователь. Важными чертами детей дошкольного возраста являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к исследовательской деятельности, к поиску новых сведений об окружающем мире. Задача нас, педагогов, - помочь нашим воспитанникам сохранить эту активность, которая является основой таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Организация исследовательской деятельности детей с ОВЗ не просто возможна, а необходима! Именно исследовательская деятельность представляет собой весьма эффективный способ развития познавательной активности детей с ОВЗ. Ребята вовлекаются в активный познавательный и творческий процесс, учатся применять свои знания в новых условиях, ориентироваться в мире информации.
Мы являемся одними из авторов создания музея «Природа России» на территории нашего детского сада. Наша деятельность посредством музея направлена на то, чтобы помочь детям с легкостью и интересом воспринимать незнакомый для них окружающий мир, быть инициативными, способными творчески мыслить, находить нестандартные пути, использовать приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах человеческой деятельности, общении и социальных отношениях.
Главная особенность организации исследовательской деятельности детей с ОВЗ – это подобрать доступные формы и методы работы, которые помогут включить ребенка в собственно исследовательский поиск.
Свою работу мы начали с простого варианта наблюдения и экспериментирования. Сейчас уже воспитанники включаются в полный цикл исследовательской деятельности. Если дети нуждаются в помощи, то мы стараемся незаметно, шаг за шагом подталкивать их к правильному решению или ответу.
Занятия исследовательской деятельностью в музее проходят как со всей группой, так и в подгруппах.
В музее собраны различные экспонаты – это и разные коллекции, и материалы для экспериментирования. Например, у нас есть коллекция камней, привезенных из различных уголков нашей необъятной страны. Проводя с ними опыты, дети делают выводы о различиях камней по цвету, размеру, форме, шероховатости и их тяжести, плотности.
С огромным интересом дети исследуют куски затвердевшей лавы, проявляя большую любознательность к вулканам и их природе.
В нашем музее природы ребята с увлечением учатся определять возраст деревьев по кольцам на их спилах.
Также детки завораживающе разглядывают камни соли через лупу, смотрят как мерцают ее кристаллы под светом фонарика и пробуют ее на вкус, чтобы удостовериться, действительно ли это соль.
Проводя опыты с водой, ребята учатся определять ее свойства, а также могут воспроизвести настоящие природные явления – такие как туман.
Одним из вариантов исследовательской деятельности является коллекционирование. У нас в музее представлены коллекции гербариев лекарственных растений России, коллекции шишек различных хвойных деревьев, также есть выставка фотографий удивительных птиц России и многое другое.
К нашей исследовательской деятельности активно подключились родители, которые участвуют в жизни нашего музея. Родители помогают пополнять музей экспонатами, создают вместе с ребятами различные исследовательские работы – «Осенний гербарий», «Красная книга», «Береги природу!»
Мы поставили перед собой задачу научить детей с ОВЗ не просто наблюдать и экспериментировать, но и определять проблему исследования, а также анализировать полученный результат. Наш опыт показывает, что это возможно! С помощью музейной педагогики эти задачи решаются наиболее эффективно, а для детей увлекательно и непринужденно.