Аленичева
Исследовательская деятельность в мини-лаборатории «Простые и ценные камни в природе»
Цель:
Закрепление умения определять качества и свойства предметов путём исследования.
Программные задачи:
Образовательная:
- познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями;
- вызвать радость открытий полученных из опытов.
- формировать мыслительные процессы: умение классифицировать камни по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы.
Развивающая:
Публикация «Исследовательская деятельность в мини-лаборатории „Простые и ценные камни в природе“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
- формировать устойчивый познавательный интерес и поддерживать поисковую активность в совместной деятельности.
- развивать связную речь внимание, память.
- Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи в природе.
- дать и уточнить знания с опорой на опыты.
- побудить выражать словами свои тактильные ощущения.
- развивать сенсорные способности.
- закрепить навыки работы с индивидуальными цифровыми микроскопами.
Воспитательная:
- воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.
- воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группе.
- воспитывать интерес к обследованию камней, любоваться ими.
Ход исследования
Уважаемые конкурсанты и гости,я предлагаю вам сейчас посетить мини лабораторию «Простые и ценные камни в природе» в лабораториуме «Познавайка».
Цель и задачи нашего сегодняшнего мастер- класса выведены на доску, вы все можете с ними ознакомиться.
Итак, прошу четырех конкурсантов выйти ко мне для дальнейшей совместной работы.
Перед началом работы в лабораториуме, давайте вместе вспомним правила поведения в нём, передавая мяч друг другу и называя по одному правилу. Всё верно.
А теперь прошу занять свои места за столами, надев нарукавники и головные уборы. Все рассаживаются.
Мы, вместе с воспитанниками моей группы собрали целую коллекцию камней. Да не простых в ней встречаются и полудрагоценные камни и минералы.
Посмотрите сами, сколько камешков там лежит (много, все они такие красивые и разные. Сегодня мы поговорим о камнях и обследуем их.
Какие нам нужны органы - помощники для исследования?
(глаза, уши, пальцы.)
Самыми первыми работают наши глаза.
Опыт № 1. Определение цвета.
Воспитатель: конкурсанты, внимательно осмотрите глазами все камни, какого они цвета?
Предполагаемые ответы :
Конкурсанты делятся наблюдениями какого цвета они видят камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.) .
Вывод: камни по цвету бывают разные.
Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель: спрашивает: «Все камни одинакового размера?»
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Найдите и покажите мне ваш самый большой камень.
-А теперь найдите самый маленький.
-Какой у вас по размеру камень?
Предполагаемые ответы участников.
Вывод: камни бывают разных размеров.
Опыт 3. Посмотрите, камни по форме все одинаковые? Все разные: круглые, овальные и т. д.
Опыт 4. А сейчас мы определим поверхность камущков, какая она?
Мы сейчас по очереди возьмем ровные камешки. закроем глаза и погладим пальчиками. Поверхность у камней какая7
Дети: Гладкая, ровная, твердая.
Воспитатель: Почему у этого камня нет острых углов? Как вы думаете, почему?
Выслушиваю любые ответы конкурсантов.
-Камень гладкий потому, что находится всегда в воде, в реке, в море. Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок – острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым.
- А теперь возьмите камешек с неровными краями. Какой он на ощупь?
(шершавая, острая, неровная)
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт № 6. Рассматривание камней в цифровой микроскоп.
Воспитатель: Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся микроскопом. (участники рассматривают все свои камни с помощью памятки.)
Воспитатель: Что интересного вы увидели?
Предполагаемые ответы.
(Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.)
Опыт 7. Определение жесткости камня
А теперь возьмите в правую руку пластилин и сожмите, а в левую камешек. Что произошло с камешком, а что с пластилином? Почему? Попробуйте постучать комочком пластилина о камешек, и двумя камешками друг о друга. В чем разница?
Вывод. Камень тверже пластилина. Если пластилин сжать в ладошке, он изменит форму, а камень нет. Из пластилина мы лепим разные фигурки, он мягкий, а из камешков ничего лепить нельзя.
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательные.
Воспитатель: Давайте продолжим свои опыты.
Опыт № 8. Плавучесть
Воспитатель: Уважаемые конкурсанты, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду?
Предполагаемые ответы.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Предполагаемые ответы участников.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину?
(Предложения участников.)
Воспитатель: Возьмите понравившийся вам камень и осторожно опустите в воду.
(участники осторожно кладут один камень в стакан с водой. Наблюдают. Делятся результатом опыта.)
Воспитатель: Обратите внимание, по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. (участники достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Воспитатель: Уважаемые участники! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, сделать важный вывод о свойствах камней?
(Один участник делает вывод обо всех проделанных опытах, затем садится на место)
А мастера. умельцы своего дела делать из них настоящие шедевры. А сейчас я приглашаю вас посмотреть, какие красивые вещи делают из драгоценных камней.
Участники приводят рабочее место в порядок снимают фартуки и шапочки.
Воспитатель с участниками строят пирамиду знаний из кубиков разного цвета (зелёные и красные).
Воспитатель поощряет участников памятными подарками, предлагает пройти по коду и ознакомиться с проведенными проектами, занятиями и исследовательской деятельностью, проведенной в мини лабораториях лабораториума «Познавайка».
Конец.