Мария Костина
Занятие по исследовательской деятельности «Раскопки динозавров» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская деятельность: «Раскопки динозавров»
Цель: Развитие познавательной активности у дошкольников через исследовательскую деятельность. Содействовать развитию ловкости, координации движений, умение ориентироваться в пространстве.
Задачи:
Публикация «Занятие по исследовательской деятельности „Раскопки динозавров“ для дошкольников» размещена в разделах
- Археолог. Знакомимся с профессией
- Динозавры. Все материалы про динозавров
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Обучающие: Расширить представления детей о прошлом из жизни динозавров. Познакомить с элементами профессиональной деятельности археолога через практическую деятельность. Активизировать желание заниматься поисково-исследовательской деятельностью, делиться новыми открытиями и знаниями с друзьями и родителями.
Воспитательные: Воспитывать чувства коллективизма, самоопределения, умение работать, в парах и подгруппах, воспитывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Воспитывать желание беречь и уважать всё живое на планете. Воспитывать уважение детей к труду взрослых, их профессиям.
Развивающие: Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, через партнёрскую деятельность. Формировать планирующую функцию речи. Развивать умение строить умозаключения, грамматически правильно и связно оформлять свою речь. Обогащать пассивный и активный словарь новой лексикой: археолог, раскопки, скелет, окаменелости, экспонат).
Материалы и оборудование: Картинки динозавров, мнемотаблица, конверт с письмом, медали «Юные археологи», замороженные в воде фигурки динозавров (3 шт, кисти (15 шт) и контейнеры с песком (крупой мелкой – 3шт, картинки окаменелостей, кроссворд, яйца динозавров (3шт, миски с водой (3шт, молоточки (примерно 15 шт).
Ход занятия:
Сегодня день у нас особый
Я приглашаю вас в поход друзья
А вы со мной идти готовы? (Да)
В чудесный мир зову вас я!
- Сегодня мы с вами отправимся в чудесную страну «Динотопия» на поиски останков динозавров. Утром нам в детский сад пришло письмо от археологов (палеонтологов, они попросили нас помочь им с раскопками динозавров.
Ребята, а как люди узнали о существовании динозавров, ведь в те времена людей на земле ещё не было? (Предположение детей). На самом деле есть такие люди-учёные, которые ведут раскопки в разных уголках нашей земли и изучают останки давно вымерших животных. Кто нибудь из вас знает. Как называется эта профессия?
Ответы детей.
- Эта профессия называется археолог. С их помощью в наши археологические музеи доставляются скелеты динозавров. По костям, росту, строению зубов, форме черепа, учёные определяют, к какому виду динозавров относился тот, или иной скелет. Раскопки – очень тяжёлая работа. Труд археолога очень труден и кропотлив. Сначала с помощью лопатки раскапывают слой земли, а потом кисточкой обметают найденные окаменелости. Им приходиться работать осторожно, так как любое неосторожное движение может навредить, вековые кости могут рассыпаться.
«Здравствуйте дорогие ребята! Мы узнали, что вы очень любите изучать все вокруг. Мы хотели бы пригласить вас на раскопки динозавров. Недавно мы нашли очень большое захоронение динозавров, и без вашей помощи нам не справиться. Для этого вам нужно приехать к нам в страну Динотопию, по специальному, секретному порталу. Ждем вас! Археологи.»
- Ну, что поможем археологам?
Ответы детей.
- Прежде, давайте вспомним что же нам известно о динозаврах?
Ответы детей: (рассказ по мнемотаблице)
Они жили много лет назад, когда людей еще не было, а климат был жаркий и влажный. Они были очень большого размера, бегали на двух или четырех лапах. Динозавры умели плавать, а некоторые из них - летать. Среди них были не только хищные, но и травоядные динозавры.
- Правильно. Много- много лет назад на Земле жили динозавры. Они были очень большими существами, в несколько раз крупнее слона. Маленькие динозаврики вылуплялись из яйца – совсем как птицы! Правда каждое из яиц было намного больше целого птичьего гнезда! В то время было много разных видов динозавров. –Вот эти- миролюбивые (добрые, они питались только растениями (травой, листьями с деревьев). Смотрите какие у них длинные шеи, это чтобы удобнее было срывать листья с высоких деревьев. У некоторых были большие шипы, чтобы защищать себя и малышей от хищников. Этих динозавров называют – травоядные. –А вот эти- хищники, у них длинные острые зубы (на примере карандаша, такой длины были зубы). Они нападали на добрых динозавров, которые питались растениями. –Сейчас посмотрите сюда. Видите, этих животных с длинным клювом и большими кожистыми крыльями? Это вовсе не птицы. Их называют крылатые ящеры. Они умели летать. Но были и такие, которые жили в воде. Обратите внимание, вместо ног у них были ласты и питались они рыбой.
Чтобы нам открылся секретный портал в страну Динотопию, нужно ответить правильно на все вопросы.
Игра «Скажи одним словом»
- Если у динозавра есть шипы на хвосте, то он какой? (Шипохвостый).
- А если у динозавра длинный хвост? (Длиннохвостый)
А если короткие передние лапы? (коротколапый)
Если острые зубы? (острозубый0
А если крылья? (крылатый)
А если питается травой? (травоядный)
А если питается мясом? (плотоядный)
- Ой, какие вы молодцы. Раз мы ответили на все вопросы верно, нам сейчас откроется секретный портал. Возьмитесь за руки и повторяем слова вместе:
«Крепко за руки возьмемся,
в путь-дорогу соберемся.
Нам преграды не страшны,
мы дружны и веселы! В путь!»
- Вот мы с вами попали в Динотопию, на раскопки. Посмотрите археологи работали очень долго и ушли отдохнуть, а для нас оставили специальные участки для раскопок, но они заколдованы. Чтобы найти первый участок для работы, нужно разгадать кроссворд и узнать, что обозначает слово «Динозавр»:
УЖАСЕ – Е + НАМ – М + Я=
ЯЩЕН – Н + РИК – К + ЦА =
- Правильно. «Динозавр» означает «ужасная ящерица». Ребята посмотрите какая находка. Мы с вами нашли окаменелые яйца динозавров. Как вы думаете, что там внутри?
Ответы детей.
Опыт 1 «Окаменелые яйца*»:
Дети делятся на 3 группы и аккуратно помещают яйца в контейнеры и поливают их водой. От химической реакции яйца растворяются и на свет появляются игрушечные динозаврики. Дети пинцетами помещают динозавриков в контейнер с чистой водой, промывают и протирают салфеткой.
- Какие маленькие динозаврики рождались, а потом они вырастали очень большими, как их родители. Ну, что маленькие археологи притомились? Давайте немного разомнемся:
Физкультминутка «Динозаврики»
Динозавров на рассвете -дети потянулись Увидали в парке дети –смотрят в даль под ладошку, Испугались, задрожали – руками ногами трясут, Быстро к дому побежали- на месте бег, Динозавр же, верь не верь – пожимают плечами Только травоядный зверь –жуют.
- А теперь дальше в путь. Чтобы узнать, где наш следующий участок для раскопок, нужно отгадать следующее задание:
- Назовите самого грозного и опасного для всех динозавров хищника, который охотился на животных, так как ел только мясо. Его называют «КОРОЛЬ ЯЩЕРОВ» (Тираннозавр)
-Этот динозавр был втрое выше и в десять раз больше чем слон, питался травой и листьями деревьев, его шея была длинной. (Диплодок)
- Какие вы молодцы. Нам открылся следующий участок.
Опыт 2 «Раскопки окаменелостей динозавров»:
Дети аккуратно кисточками в коробке с песком (мелкой крупой) расчищают картинки с изображением окаменелостей динозавров и осторожно кладут в сторону.
После работы читаем стихотворение.
Динозаврик выходи, лапки все ты разомни. Влево, вправо наклонись и на месте покрутись. Хлопни, топни, порычи, Шею вытяни, хвостом поверти. Стали с ним мы вместе, приседать на месте. Динозаврик запыхтел, и на коврик сел. Трудно ведь с такой фигурой, заниматься физкультурой.
- Вот это да! Сколько мы с вами раскопали костей динозавров и окаменелых следов ящеров. Давайте сложим аккуратно все в специальную коробочку, чтобы кости не повредились. У нас остался последний участок раскопок, а значит надо разгадать последнее задание:
Решаем задачи:
-Масса современного слона 8 тонн. Масса среднего динозавра на 2 тонны больше. Сколько весит средний динозавр? (10 тонн)
-Длинна шеи динозавра 10 метров, а длина туловища - половина длины шеи. Какая длина туловища динозавра? (5 метров)
- Вот это да! Посмотрите, на последнем участке нам предстоит доставать окаменелости динозавров из застывшей смолы, янтаря. Для этого нам понадобятся, какие инструменты?
Ответы детей. (молоточки)
- Работа будет трудной, но интересной. Я уверена, вы справитесь.
Опыт 3 «Окаменелые динозавры»:
Дети берут молоточки и аккуратно разбивают лед, освобождая фигурки динозавриков.
Для этого заранее нужно заморозить фигурки динозавров в воде, можно окрасить ее (воду) в желтый и/или разноцветные цвета, с помощью гуаши.
- Какие вы молодцы! Со всеми испытаниями справились. Работы закончены, очень жалко уезжать отсюда. Но за то, что вы были такие молодцы и хорошо поработали, археологи оставили нам подарок.
Воспитатель показывает коробку, в которой лежать значки (медали) «Юный археолог» и записка:
«Ребята, вы такие молодцы! Мы говорим вам спасибо за вашу помощь и посвящаем вас в Юных Археологов. В коробке вы найдете значки – это наша благодарность и небольшой подарок за вашу работу!»
- скажем спасибо археологам и отправим в обратный путь, в наш детский сад.
Окончен поход, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
Рефлексия занятия:
- Ребята я хотела спросить, вам понравилось путешествие? Где мы с вами были? Где мы можем встретить динозавров в настоящее время? Кто помогает нам узнать о динозаврах? Что больше всего запомнилось, о чем вы расскажите ваши мамам и папам?
Ответы детей.
Ручной труд – конструирование из бумаги: После занятия, можно предложить детям сделать динозаврика из бумаги.
* рецепт «окаменелых яиц»:
Смешать соду пищевую и лимонную кислоту, добавить краситель пищевой и растительное масло, сформовать яйца, вложив в середину маленьких пластиковых динозавриков и подсушить в теплом месте не менее 24 часов.
Для одного яйца полстакана соды смешайте с парой капель пищевого красителя, разведенного в 1/4 ч. л. воды. Хорошо вымешайте соду пальцами, чтобы распределить цвет, и добавьте не менее 1 ст. л. лимонной кислоты. Можно добавить и 2-3 ложки, тогда шипение будет интенсивнее. Налейте в смесь растительное масло (1 ч. л.) и снова хорошо перемешайте. Смесь должна быть сухой, но в то же время хорошо сжиматься пальцами в комки. Если смесь оказалась слишком сыпучей, добавьте еще несколько капель масла.
Список литературы и интернет – ресурсов :
1. https://www.liveinternet.ru/community/2702708/post333734191/
2. Российский сайт «Все о динозаврах» www.dinosaur.ru
3. Детям о динозаврах https://www.dinozavro.ru
4. Сэм Темплин. Детская энциклопедия динозавров. Москва: РОСМЭН, 2018.
5. Травина И. В. Динозавры. Серия «Самая первая энциклопедия».
мнемотаблица
яйца динозавров