Морозова Виктория
Исследовательская деятельность «Почему осенью листья желтеют и опадают?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Почему осенью листья желтеют и опадают?»
Актуальность.
Погружаясь в бытовые проблемы, взрослые перестают обращать внимание на окружающий мир, в то время как дети ежедневно удивляются его сезонным изменениям.
Цель исследования : Познакомиться детей со строением листа дерева и узнать, почему листья на деревьях меняют цвет и опадают.
Публикация «Исследовательская деятельность „Почему осенью листья желтеют и опадают?“» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Предмет исследования : Изменение листьев деревьев в осеннее время года.
Объект исследования : осенние листья дерева.
Гипотеза исследования : листья деревьев поменяют свой цвет и опадут в положенное время, т. к деревья проживают свою изменяющуюся жизнь от сезона к сезону.
Цель: Провести с детьми эксперимент, который сможет подтвердить или опровергнуть наше предположение. Можно ли сохранить листья на деревьях так, чтобы они не поменяли свой цвет.
Задачи исследования :
1. Расширить знания детей о жизни деревьев в разное время года.
2. С детьми изучить строение листа, с помощью лупы и микроскопа. Выявить, какое значение имеют листья в жизни дерева.
2. Узнать, почему осенью листья меняют цвет и опадают.
3. Провести эксперимент «Зеленые листочки».
4. Оформить результаты исследования.
Методы исследования :
• Беседа;
• Опрос;
• Опыт;
• Эксперимент;
• Наблюдение;
• Вывод.
С детьми нашей группы были проведены беседы: о жизни деревьев в разное время года, о приметах времени года «осень» и др.
Среди родителей был проведен опрос на тему: «Почему одни листья на деревьях желтеют, другие краснеют, а третьи вообще становятся коричневыми». Ответ получился достаточно простой. Дело в том, что помимо хлорофилла листья растений содержат и другие пигменты, но из-за преобладающего зеленого они просто не видны. По мере того, как зеленый хлорофилл отступает, становятся видны и другие цвета.
С помощью лупы и микроскопа, изучили строение листа. Рассмотрели сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой, затем верхнюю поверхность листа. Рассмотрели жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Верхняя поверхность листа вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Край листа называется «кромка». Рассмотрели кромку листа, верхушка бывает острой или округлой.
С помощью кусочка белой ткани, нами был проведен опыт под названием: «Почему лист зелёный?». Взяли листочек и вложили его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Затем деревянным кубиком сильно постучали по листочку сквозь ткань. Что мы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка, называется хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда, лист становится желтым, коричневым или красным.
В последствии нами были сделаны рисунки листьев, в которых содержится нужное количество хлорофилла, зарисовки строения листа. Это стало подтверждение одного из пунктов выдвинутой нами гипотезы эксперимента.
С помощью настольной лампы, нами был проведен эксперимент под названием: «Зеленые листочки», который длился несколько дней. С помощью его, мы наблюдали за происходящими изменениями в окраске листьев.
Как изменялись листья :
• желтые листья получают свою окраску в результате «работы» растительного пигмента ксантофилла;
• оранжевые листья надевают свой осенний наряд, когда становится виден пигмент каротин, который, кстати, знаком всем по ярко-оранжевой окраске моркови;
• красные листья приобретают этот неожиданный цвет благодаря пигментам антоцианам;
• коричневые листья – это уже не окраска пигментов, а окраска клеточных стенок листа, она проявляется тогда, когда другие видимые красящие пигменты отсутствуют.
Вывод: Проведенное нами исследование и изученные материалы по теме, стали подтверждением теории о необратимости времени или «Закон природы». Так как созданные нами условия и проведенный опыт не помогли сохранить зеленые листочки на ветках дерева.