Ольга Толмачева
Исследовательская деятельность как педагогическая технология
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская деятельность как педагогическая технология
Меняется облик образования, важным становится для школы не только дать знания, но и сформировать новые качества выпускника, как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.
Все это нацеливает нас, педагогов, на использование новых современных образовательных технологий, а также применение новых методов и приёмов, ориентированных на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, эффективно сотрудничать, планировать действия.
Публикация «Исследовательская деятельность как педагогическая технология» размещена в разделах
Именно опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым ценным приобретением учащихся, обеспечивающим глубокое изучение сущности изучаемой проблемы, способствует формированию мотивации к получению учащимися научных знаний.
Уже в начальной школе детей необходимо учить: самостоятельной постановке задач, алгоритмическому мышлению во всех областях жизни, оценке качества собственной работы, умению работать с литературой и вообще навыкам самообразования, умению работать в коллективе.
Любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – это важнейшие черты детского поведения, поэтому дети младшего школьного возраста, уже по природе своей исследователи.
В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества.
Задача учителя поставить младшего школьника в такие условия, при которых он самостоятельно заново откроет для себя известное в науке, но при этом «его мыслительная деятельность осуществляется так же, как и деятельность ученого».
Что такое исследование для маленького ребенка? Это, прежде всего, наблюдение за жизнью, открытие многих явлений. Явлений, известных взрослым, но неизвестных конкретному ребёнку.
Все начинается с возникновения проблемной ситуации, именно в ней моделируются условия исследовательской деятельности и развитие творческого мышления. Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности.
Ведь исследование – это всегда постановка определенной проблемы или противоречия, «белого пятна» в науке, которые требуют тщательно изучения и объяснения.
Исследовательская деятельность в начальной школе может осуществляться на уроках, во внеурочное время, а также во внеклассной работе, привлекая родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Заинтересованные родители играют большую роль в развитии у ребёнка интереса к исследованиям, оказывая неоценимую помощь учителю в приучении ребёнка к научно-исследовательской деятельности.
Кроме этого исследовательская деятельность обеспечивает развитие психологических процессов: мыслительной деятельности у учащихся, творческого мышления, воображения, памяти и внимания. Готовясь к защите своего проекта, ребята выстраивают свое выступление так, чтобы оно было аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.
Исследовательская технология позволит реализовать идею формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Задача учителя увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Таким образом, участие в исследовательской деятельности позволяет раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Список источников
1. Миронов А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. [Текст] : Пособие для учителей начальных классов и студентов педагогических вузов и колледжей. Набережные челны: НИСПТР, 2011. - 107с.
2. Подругина И. А., Сергеева Д. В., Соловова О. Р. Проектирование учебно-исследовательской деятельности школьников в современном образовательном пространстве// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.- С. 9
3. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] : 3-е изд, перераб. — Самара: Изд. Дом «Фёдоров». -2010.-79 с.
4. [Электрон. ресурс] Социальная сеть работников образования - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola