Надежда Разумова
Исследовательская активность детей в процессе детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Разумова Надежда Фёдоровна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №44»
Исследовательская активность детей в процессе детского экспериментирования
Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему?”
Публикация «Исследовательская активность детей в процессе детского экспериментирования» размещена в разделах
Исследовательская активность ребенка представляет собой, настойчивое стремление дошкольника реализовать посредством поисковой деятельности потребность в познании окружающих объектов, результатом чего является открытие новых для ребенка свойств и качеств объектов и возможность дальнейшего обогащения самостоятельного познания и практической деятельности. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особое внимание заслуживает детское экспериментирование. В процессе экспериментирования ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д., почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Детский эксперимент должен иметь следующую структуру:
• постановка проблемы, которую необходимо разрешить
• целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
• выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения)
• проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях)
• анализ полученного результата
• формулирование выводов.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
1. безопасность для жизни и здоровья детей;
2. достаточность;
3. доступность расположения.
Для оформления центра детского экспериментирования используются :
- природные материалы: песок, камушки, кинетический песок, ракушки, листья, веточки, шишки и т. д. ;
- пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, пищевые красители;
-оборудование: контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, подносы, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы;
-литература и карточки- схемы;
-цветная бумага, краски, ножницы, лоскутки тканей и т. д.
Главное достоинство применения метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента :
• дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания
• идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации
• развивается речь ребенка, так как ребёнку необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы
• в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, формируются трудовые навыки.
Таким образом, взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов и создается необходимая для детского экспериментирования предметно-развивающая среда.
Тема самообразования: «Развитие исследовательской деятельности детей в процессе экспериментирования»
Цель: Создать условия для экспериментальной деятельности, способствующей развитию познавательной активности, наблюдательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи детей.
План работы по экспериментальной деятельности во 2 младшей группе на 2018-2019 учебный год
1. Сентябрь Подбор материала. Работа с литературой.
Цель: Создание уголка опытно – экспериментальной деятельности.
2. Октябрь
1. Опыт «Ветер»Ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление)
2. Опыт «Что в пакете?»Обнаружение воздуха в окружающем пространстве
3. Ноябрь
1. Опыт «Деревянный брусочек»Ознакомление с некоторыми свойствами дерева (твёрдое, неломается, лёгкое, не тонет)
2. Опыт «Свойства льда»Ознакомление со свойствами льда (тонкий, хрупкий)
4. Декабрь
1. Опыт «Свойства снега»Ознакомление со свойством снега при повышении температуры таять,тает и переходит в жидкое состояние – воду
2. Опыт «Свойства воды»Ознакомление со свойством воды при понижении температуры превращатьсяв лёд, а при повышении – постепенно превращаться в воду
5. Январь
1. Опыт «Бантик из бумаги и ткани» Ознакомление со свойствами бумаги: мнётся, рвётся, размокает в воде исо свойствами ткани: мнётся, рвётся, её можно стирать и гладить.
6. Февраль
1. Опыт «Игры с соломинкой»Ознакомление с тем, что внутри человека есть воздух
2. Опыт «Весёлые кораблики»Ознакомление с свойством предметов – плавучесть
7. Март Опыт «Почему по дорогам побежали ручьи?»Ознакомление со свойствами снега – таять и превращаться в воду
8. Апрель
1. Опыт «Свойства солнечных лучей»
Ознакомление со свойствами солнечных лучей – испарение,нагревание предметов
2. Опыт «Узнаем, какая вода»
Ознакомление со свойствами воды – прозрачная, без запаха, льётся
9. Май Подведение итогов, планирование работы на следующий год
План работы с родителями
1. Сентябрь Анкетирование родителей на тему: «Организация исследовательской деятельности дошкольников дома»
Цель: Выявить уровень знаний родителей по данной теме
2. Октябрь
1)Совместное оборудование уголка опытно – экспериментальной деятельности
2)Оформление наглядной информации в родительском уголке
Цель: Привлечение родителей к оказанию помощи в оборудовании уголка, повысить интерес к опытно – экспериментальной деятельности
3. Ноябрь Консультация на тему: «Как организовать домашнюю лабораторию»
Цель: Донести до родителей важность экспериментирования в жизни детей и роль родителей в этой работе
4. Декабрь Семинар – практикум для родителей «Какие опыты можно провести с детьми младшего возраста»
Цель: Повысить уровень компетенции родителей.
5. Январь Консультация «Поделки из природного материала вызывают интереск наблюдению и экспериментированию»
Цель: Дать родителям советы и рекомендации по поддержанию интереса у детей к экспериментированию
6. Февраль Фотовыставка «Семейная лаборатория»
Цель: Представление родителями своего первого опыта
7. Март Круглый стол «Демонстрация занимательных опытов»
Цель: Обогатить знания родителей по экспериментальной деятельности опытами из личной «копилки».
8. Апрель Оформление папки «Мои открытия»
Цель: Познакомить родителей с достижениями экспериментальной деятельности нашей группы
9. Май Создание картотеки «Маленькие академики»
Список литературы
• «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Л. Н. Прохорова Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
• «Опытно-экспериментальная деятельность» В. В. Москаленко.