Получи документы

Исследовательская активность детей в процессе детского экспериментирования

Надежда Разумова
Исследовательская активность детей в процессе детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

Разумова Надежда Фёдоровна

воспитатель МБДОУ «Детский сад №44»

Исследовательская активность детей в процессе детского экспериментирования

Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему?”

Публикация «Исследовательская активность детей в процессе детского экспериментирования» размещена в разделах

Исследовательская активность ребенка представляет собой, настойчивое стремление дошкольника реализовать посредством поисковой деятельности потребность в познании окружающих объектов, результатом чего является открытие новых для ребенка свойств и качеств объектов и возможность дальнейшего обогащения самостоятельного познания и практической деятельности. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особое внимание заслуживает детское экспериментирование. В процессе экспериментирования ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д., почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Детский эксперимент должен иметь следующую структуру:

• постановка проблемы, которую необходимо разрешить

• целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)

• выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения)

• проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях)

• анализ полученного результата

• формулирование выводов.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

1. безопасность для жизни и здоровья детей;

2. достаточность;

3. доступность расположения.

Для оформления центра детского экспериментирования используются :

- природные материалы: песок, камушки, кинетический песок, ракушки, листья, веточки, шишки и т. д. ;

- пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, пищевые красители;

-оборудование: контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, подносы, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы;

-литература и карточки- схемы;

-цветная бумага, краски, ножницы, лоскутки тканей и т. д.

Главное достоинство применения метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента :

• дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания

• идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации

• развивается речь ребенка, так как ребёнку необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы

• в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, формируются трудовые навыки.

Таким образом, взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов и создается необходимая для детского экспериментирования предметно-развивающая среда.

Тема самообразования: «Развитие исследовательской деятельности детей в процессе экспериментирования»

Цель: Создать условия для экспериментальной деятельности, способствующей развитию познавательной активности, наблюдательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи детей.

План работы по экспериментальной деятельности во 2 младшей группе на 2018-2019 учебный год

1. Сентябрь Подбор материала. Работа с литературой.

Цель: Создание уголка опытно – экспериментальной деятельности.

2. Октябрь

1. Опыт «Ветер»Ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление)

2. Опыт «Что в пакете?»Обнаружение воздуха в окружающем пространстве

3. Ноябрь

1. Опыт «Деревянный брусочек»Ознакомление с некоторыми свойствами дерева (твёрдое, неломается, лёгкое, не тонет)

2. Опыт «Свойства льда»Ознакомление со свойствами льда (тонкий, хрупкий)

4. Декабрь

1. Опыт «Свойства снега»Ознакомление со свойством снега при повышении температуры таять,тает и переходит в жидкое состояние – воду

2. Опыт «Свойства воды»Ознакомление со свойством воды при понижении температуры превращатьсяв лёд, а при повышении – постепенно превращаться в воду

5. Январь

1. Опыт «Бантик из бумаги и ткани» Ознакомление со свойствами бумаги: мнётся, рвётся, размокает в воде исо свойствами ткани: мнётся, рвётся, её можно стирать и гладить.

6. Февраль

1. Опыт «Игры с соломинкой»Ознакомление с тем, что внутри человека есть воздух

2. Опыт «Весёлые кораблики»Ознакомление с свойством предметов – плавучесть

7. Март Опыт «Почему по дорогам побежали ручьи?»Ознакомление со свойствами снега – таять и превращаться в воду

8. Апрель

1. Опыт «Свойства солнечных лучей»

Ознакомление со свойствами солнечных лучей – испарение,нагревание предметов

2. Опыт «Узнаем, какая вода»

Ознакомление со свойствами воды – прозрачная, без запаха, льётся

9. Май Подведение итогов, планирование работы на следующий год

План работы с родителями

1. Сентябрь Анкетирование родителей на тему: «Организация исследовательской деятельности дошкольников дома»

Цель: Выявить уровень знаний родителей по данной теме

2. Октябрь

1)Совместное оборудование уголка опытно – экспериментальной деятельности

2)Оформление наглядной информации в родительском уголке

Цель: Привлечение родителей к оказанию помощи в оборудовании уголка, повысить интерес к опытно – экспериментальной деятельности

3. Ноябрь Консультация на тему: «Как организовать домашнюю лабораторию»

Цель: Донести до родителей важность экспериментирования в жизни детей и роль родителей в этой работе

4. Декабрь Семинар – практикум для родителей «Какие опыты можно провести с детьми младшего возраста»

Цель: Повысить уровень компетенции родителей.

5. Январь Консультация «Поделки из природного материала вызывают интереск наблюдению и экспериментированию»

Цель: Дать родителям советы и рекомендации по поддержанию интереса у детей к экспериментированию

6. Февраль Фотовыставка «Семейная лаборатория»

Цель: Представление родителями своего первого опыта

7. Март Круглый стол «Демонстрация занимательных опытов»

Цель: Обогатить знания родителей по экспериментальной деятельности опытами из личной «копилки».

8. Апрель Оформление папки «Мои открытия»

Цель: Познакомить родителей с достижениями экспериментальной деятельности нашей группы

9. Май Создание картотеки «Маленькие академики»

Список литературы

• «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Л. Н. Прохорова Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

«Опытно-экспериментальная деятельность» В. В. Москаленко.

Публикации по теме:

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментированияРазвитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Ребёнок дошкольного возраста – природный.

Исследовательская деятельность в процессе ручного труда Доклад по художественно-эстетическому направлению «Исследовательская деятельность в процессе ручного труда» Автор: Паршунина.

Доклад «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» МДОУ ИРМО «Карлукский детский сад общеразвивающего вида» Доклад по теме самообразования «Развитие поисково-исследовательской деятельности.

Развитие творческой исследовательской деятельности в процессе детского экспериментирования Развитие творческой исследовательской деятельности в процессе детского экспериментирования Жизнь во всех ее проявлениях становится все.

Исследовательская работа «Развитие связной речи у детей 4–5 лет в процессе театрализованной игры» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Конспект НОД по творческому развитию детей старшей группы в процессе экспериментирования «Волшебница-соль» Конспект непосредственной образовательной деятельности по творческому развитию детей старшей группы в процессе экспериментирования. «Волшебница.

Консультация «Освоение принципа сохранения количества и величины в процессе экспериментирования» Программа «Детство» включает раздел «Сохранение количества, величины» применительно к различным материалам (вода, песок, глина и т. д.).

Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками младшего возраста через организацию детского экспериментирования ФГОС ДО к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагают изменение подходов.

Опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей средней группы в процессе экспериментирования» В статье раскрыта роль экспериментальной деятельности детей при ознакомлении их со свойствами и качествами материалов рукотворного мира.

Развитие познавательной деятельности у детей в процессе экспериментирования. Открытое занятие по теме «Свойства воды»Развитие познавательной деятельности у детей в процессе экспериментирования. Открытое занятие по теме «Свойства воды» Форма обучения: открытое занятие по экспериментальной деятельности детей. Количество детей: подгруппа. Цель: расширить и закрепить знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская активность детей в процессе детского экспериментирования
Опубликовано: 29 ноября 2018 в 06:35
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская активность детей в процессе детского экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Разумова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД