Св РОНИТЛ
Исследование особенностей развития компонентов зрительного восприятия у детей
▼ Скачать +Заказ
В экспериментальном исследовании, при помощи адаптированной методики M. Frostig, анализировались особенности развития компонентов зрительного восприятия :
* Фигуро - фоновое различение.
* Зрительно-пространственное восприятие. Выявление понимания пространственных отношений лево- право, верх-низ.
* Зрительно-пространственное восприятие и зрительная память.
Публикация «Исследование особенностей развития компонентов зрительного восприятия у детей» размещена в разделах
* Зрительно-пространственное восприятие и графо – моторные навыки. П ространственно-практическое соотнесение деталей в конструкции.
В исследовании принимали участие 50 детей 5–7 лет, посещавших подготовительную и старшую группы МДОУ Д\с №2 г. Михайловска.
В результате исследования выяснилось, что у 21 реб (42%) детей все выше указанные компоненты зрительного восприятия развиты в соответствии с возрастной нормой. У большей части детей — 29 чел (58%) — не сформирован один или несколько компонентов зрительного восприятия. Больше всего трудностей связано с восприятием фигуро-фоновых отношений — 22 чел (44%). 16 чел (40%) детей имеют проблемы константности восприятия, 18 чел (36%) — проблемы восприятия положения в пространстве. Значительно меньше затруднений возникает при восприятии пространственных отношений. — у 8 чел (16%). Меньше всего трудностей связано со сформированностью зрительно-моторной координации —2 чел (4%).Согласно Frostig, уровень сформированности каждого отдельного компонента зрительного восприятия влияет на уровень сформированности зрительного восприятия в целом. Т. о., в результате проведенного исследования выяснилось, что у 9 детей (18%) уровень развития зрительного восприятия сформирован менее чем на 50% от возрастной нормы (низкий уровень, у 16% детей он сформирован на 50–65% (соответствует среднему уровню развития). У 66% детей уровень зрительного восприятия соответствует 66–100% (высокому уровню) Выявление понимания пространственных отношений лево-право,верх-низ. Выполнение заданий детьми обнаружило достаточное понимание ими пространственных отношений, выраженных предлогами и наречиями, что тем не менее сочеталось с длительностью поиска предмета по словесному указанию, если его положение обозначалось с помощью предлогов «за», «перед», «над», «под», «слева», «справа». Пространственно-практическое соотнесение деталей в конструкции вызывало большие трудности, чем рисование. Только 25 детей (50%) выполнило эти задания без затруднений или самостоятельно нашли правильное решение путем ориентировочных действий, проб и ошибок.
Другой части детей эти задания оказались доступны только в обучении. Эта группа была представлена детьми, имевшими затруднения, связанные с речевым обозначением пространственных отношений; детьми, которые испытали трудности пространственного различения в предметно-игровой деятельности и в ориентировке на листе бумаги.
Типичные ошибки при конструировании из палочек:
• Зеркальное построение фигур
• Избыток деталей, либо уменьшение их числа при составлении фигур «елочка» и «лесенка».
Однако, во всех случаях общие очертания фигуры не нарушались. Примечательно, что дети видели сами свои ошибки. Повторное выполнение, после сличения с образцом, было у них правильным, хотя и наблюдались практические примеривания, пробы действия. Из заданий по конструированию самым сложным оказалось складывание из четырех неоднородных частей плоскостных фигур – круга и квадрата. Причем случаев непонимания задания и неузнавания той фигуры, которую можно сложить из этих деталей, не наблюдалось.
Результаты исследования графо- моторных навыков следующие:
1. У 9 детей (8%) графо-моторные навыки сформированы менее чем на 50% от возрастной нормы (очень низкий уровень). При этом, все дети из данной подгруппы имеют проблемы в сформированности того или иного компонента зрительного восприятия.
2. У 15 детей (30%) графо-моторные навыки сформированы на 50–75% от возрастной нормы (уровень — ниже нормы). В этой группе оказались и дети, имеющие проблемы в сформированности компонентов зрительного восприятия и не имеющие их.
3. 20 детей (40%) выполнили задания на 76–99% от возрастной нормы. При анализе результатов выяснилось, что дети из этой подгруппы также имеют различные трудности зрительного восприятия, но процент зрительного восприятия ни у одного из них не опускается ниже 24% от возрастной нормы.
5. У 5 детей (10%) уровень развития графо-моторных навыков соответствует возрастной норме. У них у всех процент зрительного восприятия равен максимальному значению. При этом у 33 чел (66%) компоненты зрительного восприятия развиты в соответствии с возрастной нормой, а у 17 чел (34%) есть проблемы с восприятием фигуро-фоновых отношений, положения в пространстве и пространственных отношений.
На основе проведенного исследования зрительно-пространственного восприятия у старших дошкольников можно сделать следующие выводы.
Наиболее часто встречается нарушение зрительно-пространственного анализа и синтеза. Это выражается:
-В затрудненности понимания сторон (левая-правая) у себя и напротив сидящего;
-В плохом представлении пространственных и объемных фигур. Эта особенность сказывается на понимании значения пространственных предлогов;
-В перестановке местами букв, в замене одних букв другими, сходными.
Нередко наблюдаются нарушения пространственной организации движений, их последовательности. Детям трудно дается усвоение как игровых, так и трудовых процессов.
В связи с этим развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с данными детьми. По результатам проведенного исследования можно сделать заключение о том, что 29 детей (58%) дошкольного возраста, имеющие проблемы сформированности компонентов зрительного восприятия наверняка будут иметь проблемы в процессе школьного обучения: при письме, рисовании и черчении, на уроках чтения, математики, физкультуры и т. д., т. е. там, где требуется достаточно высокий уровень развития зрительного восприятии