Динара Жусупова
Тренинг с родителями: «Я и мой ребенок — поиски взаимопонимания»
▼ Скачать +Заказ
Цель: создание эмоционального настроя на совместную работу, атмосферы взаимного доверия; выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей самоуважение ребенка.
1-я часть – теоретическая
Психологический смысл умения поддерживать другого человека состоит в том, чтобы, общаясь с ним, давать ему понять, что вы видите в нем позитивные стороны его личности, на которые он может опереться в ошибках, неудачах. Овладение навыком поддержки – это умение видеть сильные стороны личности ребенка и умение говорить ему об этом.
Публикация «Тренинг с родителями: „Я и мой ребенок — поиски взаимопонимания“» размещена в разделах
Чтобы освоить навык поддержки, необходимо, чтобы родители знали об одном важном принципе общения – безусловном принятии ребенка.
Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник и т. д., а просто так, просто за то, что он есть!
Задание
Закройте на минуту глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог, близок?
А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок : вот он приходит из школы, и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет это сделать на самом деле.
Мы можем помочь нашим детям общаться с нами правильно, если наше позитивное отношение к ним будет включать:
принятие;
внимание;
признание (уважение);
одобрение;
теплые чувства.
Моделируя свое отношение в соответствии с указанными принципами, мы научим своих детей устанавливать отношения с ровесниками и другими людьми по тем же принципам.
Признание очень нужно человеку. Покажите своему сыну или дочери, что вы их уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не те, что имеются в виду в вашем сознании.
Используйте принцип «здесь и теперь» : признание должно выражаться в настоящем времени и описывать события настоящего момента. Примеры ошибочных высказываний: «Почему ты раньше так не убирал в своей комнате?» или: «Я надеюсь, ты теперь всегда будешь так же убирать, как сегодня!»
Особо хотелось бы сказать о роли теплой эмоциональной атмосферы в вашем доме. В ее создании есть главное условие – дружелюбный тон общения. Кроме того, нужно иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий, семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не сделает чего-то очень плохого. Отменяйте их, только если он серьезно нарушил дисциплину и вы на самом деле расстроены. Не пользуйтесь этим средством систематически, чтобы у ребенка не наступило привыкание к этому методу наказания, поэтому не угрожайте отменой маленьких праздников по мелочам. Зона радости – это «золотой фонд» вашей жизни с ребенком.
Возможно, у вас уже давно существует эта зона радости, есть какие-то традиции, негласные правила, а если они отсутствуют, постарайтесь их создать как можно быстрее.
2-я часть – практическая
1. Каждый участник по кругу продолжает фразу «Зона радости в моей семье – это…».
После этого происходит обмен мнениями. Зона радости – это залог бесконфликтной дисциплины в семье.
2. Разыгрывание проблемных ситуаций, цель которых развитие у родителей умений вовремя и педагогически целесообразно поддержать ребенка, оценить его поведение:
обидел младшую сестру (брата);
не хочет заходить в кабинет врача;
боится заходить в темную комнату;
не включили в спортивную команду;
боится опоздать в школу и т. п.
После разыгрывания (или обсуждения) проблемных ситуаций анализируется, какой именно вид поддержки был оказан в каждом случае. Таким образом, поддержка может быть понята двояко – как умение моментально реагировать на актуальные затруднения ребенка и как умение создавать поддерживающую, доброжелательную атмосферу в семье.
Продолжите фразу «Сегодня было полезно узнать (почувствовать…». Или «Я не удовлетворен занятием, потому что…».