Светлана Щепелева
Организация работы с семьями «группы риска»
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ «ГРУППЫ РИСКА» И СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
В семье дети получают первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье :
1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
Публикация «Организация работы с семьями „группы риска“» размещена в разделах
2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
3. Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);
4. Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
МЕХАНИЗМ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников связано с выявлением факторов социального риска. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.
Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
Понятие «неблагополучная» семья
Семья считается неблагополучной, если родители:
• не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;
• не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);
• отрицательно влияют на их поведение;
• жестоко обращаются со своими детьми;
• страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;
• создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).
ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
Утомленный, сонный вид
Санитарно-гигиеническая запущенность
Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания
Неумеренный аппетит
Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии
Привлечение внимания любым способом
Чрезмерная потребность в ласке
Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
Трудности в обучении
В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ПРИЗНАКИ
ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
В боязливости ребенка
В выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков
В сосании пальца, раскачивании
В боязни идти домой
В жестоком обращении с животными
В стремлении скрыть причину травм
ПЛАН РАБОТЫ
С СЕМЬЯМИ «ГРУППЫ РИСКА»
И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Наименование мероприятия Сроки исполнения Ответственные
1. Знакомство с семьями воспитанников. Изучение статуса семьи ноябрь воспитатель
2. Выявление неблагополучных семей декабрь воспитатель
3. Изучение причин неблагополучия семьи (собеседование, анкетирование) 1 раз в неделю воспитатель
4. Ведение картотеки неблагополучных семей В течение года воспитатель
5 Выявление трудностей семейного воспитания В течение года воспитатель
6. Консультации для родителей и индивидуальные беседы 1 раз в месяц воспитатель
7. Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; папок- передвижек на тему «Права детей» В течение года воспитатель
8. Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей ежедневно воспитатель
9. Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, досуги) с целью профилактики неблагополучия в семье Декабрь- май воспитатель
10. Анализ работы с неблагополучными семьями Май воспитатель
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ГРУППЫ РИСКА В ДОУ
Социально-информаци-онная помощь Социально-правовая помощь Социально-экономичес-кая помощь Социально-педагогичес-кая помощь Социально-психологическая помощь Медико-социальная помощь
Информация о пособиях и льготах Психолого-педагогическое просвещение родителей Правовое просвещение Правовое воспитание детей Контроль над соблюдением прав ребенка Содействие в получении пособий Контроль над обстановкой в семье Привлечение родителей к участию в жизни ДОУ Создание благоприятного микроклимата в семье и ДОУ Психологическая диагностика и поддержка Медико-социальный патронаж Диагностика здоровья
Посещение семьи Индивидуальные консультации специалистов ДОУ Совместные праздники и развлечения Участие в конкурсах и выставках Коррекционные занятия с детьми Индивидуальное консультирование с родителями
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ
1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.
2. Жилищные и материальные условия.
3. Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.
4. Культурный уровень родителей:
•наличие библиотеки в семье;
•какие книги читают;
•следят ли за периодической печатью;
•посещают ли кино;
•посещают ли театры и концерты;
•посещают ли выставки.
5. Общая семейная атмосфера:
•доброжелательная,
•неустойчивая,
•равнодушная,
•гнетущая, недоброжелательная.
6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?
7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (Послушание, творческую активность, самостоятельность).
8. Что является предметом основной заботы родителей:
•здоровье детей;
•развитие умственных способностей;
•художественных способностей;
•нравственных качеств.
9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку :
•сверхопекающее;
•ровное, заботливое;
•равнодушное;
•подавляющее.
10. Система воспитательных воздействий:
•согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;
•непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;
•отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.
11. Организация совместных форм деятельности в семье :
•вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;
•эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;
•ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.
12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:
•наличие определенных знаний и готовность их восполнять;
•ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;
•низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.
13. Осуществление контроля за поведением и деятельностью ребенка:
•систематическое;
•нерегулярное;
•полное отсутствие контроля.
14. Отношение к детскому саду:
•положительное;
•равнодушное;
•негативное.
15. Взаимодействие семьи с детским садом :
•систематическое;
•эпизодическое;
•отсутствие взаимодействия.