Ирина Мельниченко
Исследование «Психологическое сопротивление педагогов детских дошкольных учреждений инновациям современного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое сопротивление педагогов детских дошкольных учреждений инновациям современного образования
Современное дошкольное образование насыщено разнообразием инновационных процессов. В частности, в большинстве ДОУ г. Калининграда обучение воспитанников проходит по новым образовательным программам, внедряются новые технологии, оригинальные воспитательные идеи, формы и методы воспитания, нестандартные подходы в управлении. Тем не менее, со стороны многих педагогов ДОУ, данные нововведения не находят отклика и они продолжают работать «по старинке», не принимая инновационные процессы в свою устоявшуюся систему работы с детьми. Педагоги оправдывают такой подход не косностью взглядов и нежеланием воспитывать и обучать детей в соответствии с новыми условиями жизни, а целесообразностью своих методов обучения и воспитания, которые проверены собственным многолетним опытом работы с детьми. Довольно распространенной причиной сопротивления инновациям называют низкую заработную плату воспитателей.
Публикация «Исследование „Психологическое сопротивление педагогов детских дошкольных учреждений инновациям современного образования“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Под психологическим сопротивлением инновациям мы понимаем негативную реакцию педагогов ДОУ на нововведения, затрагивающие практически все сферы в системе дошкольного образования и воспитания. В некоторых случаях это лишь первичная реакция на изменения, так как людям требуется время, чтобы оценить издержки и выгоды перемен для себя и постепенно психологическое сопротивление нейтрализуется. В отдельных же моментах психологическое сопротивление носит стойкий, продолжительный характер. Психологическое сопротивление инновациям педагогов ДОУ имеет разные формы выражения (очевидные, скрытые) в зависимости от конкретного вида внедряемых нововведений. Это могут быть критические высказывания, выражение недовольства мимикой и жестами в различных проявлениях (от скучающего, отстраненного лица до демонстрации возмущения) – т. е. очевидные формы психологического сопротивления. Педагог, оказывающий психологическое сопротивление, может наглядно не демонстрировать его, даже согласно кивать и улыбаться, находясь на специальных мероприятиях по поводу внедрения той или иной инновации, но игнорировать его в своей практике или воплощать лишь формально – т. е. демонстрировать скрытые формы психологического сопротивления. Многие педагоги пожилого возраста противятся работе с ИКТ, они договариваются с коллегами, владеющими навыками работы с ПК и таким образом выходят из затруднительной ситуации. По существу, психологическое сопротивление здесь выражается в том, что педагоги перекладывают свою работу на других воспитателей или просто не выполняют ее. Возможны и другие проявления психологического сопротивления. В чем же на самом деле кроется причина психологического сопротивления педагогов ДОУ инновациям в системе дошкольного образования. Ответам на этот вопрос и было посвящено данное исследование, в котором приняло участие 100 педагогов г. Калининграда из ДОУ №№5, 27, 43, 46, 56, 83, 124.
Появление инновационных процессов обусловливается рядом противоречий, которые имеют разный источник, предметное происхождение и разную сложность. Главное противоречие развития системы образования - несоответствие старых методов обучения, воспитания и развития детей новым условиям жизни, второе - противоречие между массой новых сведений и рамками учебно-воспитательного процесса; третье - противоречие старого и нового (имеется в виду становление альтернативного образования, новых типов учебных заведений). Потребность воспитателя в обновлении психолого-педагогических знаний, интерес к передовому педагогическому опыту, с одной стороны, и устоявшиеся стандарты содержания, форм и методов воспитательно-образовательного процесса, с другой, вызывая противоречие между возможностями личности и реальной действительностью, также питают педагогические инновации.
Количество нововведений в системе дошкольного образования за последние годы резко возросло. Прежде всего, надо отметить переход ДОУ на автономную систему оплаты труда. Практически повсеместно в систему дошкольного образования внедряется ИКТ. Широкое распространение получает необходимость владения навыками работы на мультимедийном оборудовании, работа в проектной деятельности, реализация ФГТ (аналог государственных стандартов в системе современного дошкольного образования, апробация новых образовательных программ, учет персонифицированных данных в ЕРИСО. Изменились требования к структуре написания конспектов и планов работы (продолжают меняться). Более того, современные требования к педагогу ДОУ предполагают разработку и написание собственной образовательной программы, притом, что многие педагоги имеют лишь средне-специальное образование, а некоторые лишь годичные специализированные курсы. Инновационные процессы в дошкольной педагогике, их многообразие и темпы распространения осложняют деятельность педагогов и у многих вызывают психологическое сопротивление.
Анализируя результаты экспертных опросов, которые проводились с представителями администрации ДОУ (методист, заведующая, особое внимание следует уделить тому:
1) что именно вызывает психологическое сопротивление;
2) в какой форме выражается психологическое сопротивление.
Психологическое сопротивление, по мнению экспертов, вызывают:
- Переход ДОУ на автономную систему оплаты труда. Это выражается
в недовольных высказываниях, непонимании новой системы оплаты
труда, в жалобах педагогов на большую загруженность
(необходимость вести дополнительные платные кружки во внерабочее
время);
- Внедрение в систему ИКТ. Выражается в замещении себя кем-то
другим (воспитатели просят других сотрудников, владеющих ИКТ,
выполнить работу за себя);
- Учет персонифицированных данных в ЕРИСО. Перед прохождением
курсов повышения квалификации педагог ДОУ должен уметь
зарегистрироваться и выбрать определенные предложенные модули,
составить свой график прохождения курсов. Все это предполагает
самостоятельность, осмысленный подход к данному мероприятию,
владение компьютером. Многие, особенно пожилые, воспитатели не
справляются с этой задачей, что вызывает у них сильное
психологическое сопротивление. Это выражается в нежелании
осваивать новые технологии, просьбе сделать необходимые действия
других, например, своего методиста;
- Работа на мультимедийном оборудовании. Освоение навыков такой
деятельности требует дополнительного времени (нерабочего,
которого у воспитателя не находится в силу большой занятости или
усталости (например, после рабочего дня). Поэтому педагоги ДОУ с
большой неохотой осваивают мультимедийное оборудование;
- Работа в проектной деятельности. Выражается в отсутствии желания
выполнять данную работу. Хотя, по мнению экспертов, в последнее
время произошел существенный сдвиг в этом направлении, и многие
педагоги уже освоили проектную деятельность и выполняют ее
достаточно качественно и легко;
- Обязательная разработка и написание педагогами ДОУ собственных
образовательных программ. Воспитатели выражают резкое
недовольство выполнять данную работу, ссылаясь на недостаточный
уровень компетентности в данном вопросе;
- Изменение структуры написания конспектов и планов работы
педагога. Выражается в недовольстве по поводу необоснованности
изменения сложившейся и привычной структуры, игнорирования
порученных заданий.
Многочисленные инновационные процессы в дошкольном образовании нашей страны, с одной стороны прогрессивны и перспективны, с другой стороны, частота нововведений не позволяет педагогам адекватно воспринимать и осознанно подходить к реализации инноваций в своей педагогической деятельности. В некоторых случаях педагоги ДОУ по различным причинам (от простого нежелания обременять себя дополнительной нагрузкой или из-за недостаточной, по их мнению, оплаты педагогического труда) выражают психологическое сопротивление инновациям. Большая роль во внедрении новых технологий, реформ в дошкольном образовании лежит на руководстве ДОУ. Важно донести значимость нововведений до сознания педагога, оказать помощь в реализации на практике. Как показывают результаты проведенного исследования в тех ДОУ, где проводится достаточная работа по разъяснению и внедрению инноваций, постепенно педагоги осваиваются с новыми технологиями и психологическое сопротивление нейтрализуется.
В некоторых случаях психологическое сопротивление педагогов ДОУ обосновано и закономерно. Оно может быть обусловлено нецелесообразностью нововведений, т. к. влечет за собой, наряду с увеличивающейся нагрузкой, снижение оплаты педагогического труда.
Материальная составляющая имеет большое значение в принятии инноваций и соответственно в уровне психологического сопротивления педагогов ДОУ. Этому свидетельствуют и результаты проведенного исследования. В связи с этим, грамотно выстроенная система материального поощрения также может способствовать снижению уровня психологического сопротивления у педагогов ДОУ и способствовать более динамичному процессу внедрения инноваций в дошкольном образовании.
Таким образом, исследование «Психологическое сопротивление педагогов детских дошкольных учреждений инновациям современного образования» продемонстрировало наличие проблемы психологического сопротивления у педагогов ДОУ нововведениям, которыми насыщена дошкольная образовательная система. В решении этой важной проблемы для российского общества заинтересовано много сторон. Это, прежде всего воспитанники ДОУ и их родители, педагоги и администрация ДОУ, государство в целом. Следовательно, инновации и их количество в системе дошкольного образования, необходимо разумно дозировать и внедрять, учитывая их целесообразность. Результаты внедрения инноваций должны, в целом, демонстрировать высокое качество образовательных услуг ДОУ и, в конечном итоге, благотворно отразиться на воспитании и развитии личности ребенка.