Надежда Ляхова
Исследование педагогического партнерства семьи и ДОУ в формировании основ физической культуры детей
▼ Скачать + Заказать документы
Исследование педагогического партнерства семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ физической культуры детей
Цель исследования: определить психолого-педагогическое условие партнерства семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ физической культуры детей.
Объект исследования: формирование основ физической культуры детей в процессе педагогического партнерства семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Исследование педагогического партнерства семьи и ДОУ в формировании основ физической культуры детей» размещена в разделах
Предмет исследования: психолого-педагогические условия партнерства семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ физической культуры детей.
Гипотеза исследования: педагогическое партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения обеспечивает эффективное формирование основ физической культуры детей, если обеспечены психолого-педагогические условия:
- консолидированные усилия семьи и ДОУ направленны на укрепление физического, психологического и нравственного здоровья детей;
- разработаны содержание, формы и способы партнерства педагогов и родителей в воспитании физической культуры детей ;
- в учебно воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения целенаправленно используются здоровьесберегающие технологии, формирующие основы физической культуры дошкольников
Задачи исследования:
1. Рассмотреть педагогические партнерства семьи и дошкольного образовательного учреждения как психолого-педагогическую проблему.
2. Раскрыть процесс формирования физической культуры у детей дошкольного возраста.
3. Определить психолого-педагогические условия партнерства семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ физической культуры детей.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению педагогического партнерства семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ физической культуры детей.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования : анализ и синтез философской, психолого-педагогической, социалогической литературы по проблеме исследования, классификация, сравнение, обобщение систематизация, изучение продуктов деятельности, наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент, анкетирование, методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных
Теоретическая значимость исследования заключается в определении психолого-педагогических условий партнёрства семьи и дошкольного образовательного учреждения формировании основ физической культуры детей.
Практическая ценность : материалы опытно экспериментальной части исследования могут использоваться в процессе формирования основ физической культуры.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ 9 г. Ставрополя. В исследовании принимали участие 34 ребенка младшего дошкольного возраста.
Диагностика проводилось по тем же методикам, которые представлены в констатирующем этапе эксперимента :
- модифицированная методика В. А. Деркунской, целью которой было выявить особенности ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, а также понимание ребёнком значимости здоровья, здорового образа жизни для человека.
- " Я - человек и мой организм" (модификация методики Л. Н. Белопольской "Мой организм", направленная на изучение представлений детей младшего дошкольного возраста о внешнем облике человека (о своём лице и теле, о функциях частей тела).
- диагностика Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, целью которой является выявление представлений детей младшего дошкольного возраста о полезных (вредных) привычках, а правила личной гигиены
- "Школа выживания" (Модифицированная методика Т. Э. Токаевой, позволяющий выявить уровень представления детей об опасных предметах и безопасном поведении, умение объяснить последовательность действий в опасных для жизни ситуациях.
В контрольной и экспериментальной группах было выявлено 5,9% детей с высоким уровнем физической культуры и культуры здоровья, 29,4% - со средним уровнем и 64,7% - с низким уровнем физической культуры и культуры здоровья.
На формирующем этапе эксперимента была разработана программа "Взаимодействия семьи и ДОУ в формировании физической культуры детей 4-5 лет", основой которой явилась программа "Детство" авторы Бабаева Т. И., Гогоберидзе.
Программа предполагает интеграцию, взаимодействие областей "Здоровье" и "Физическая культура", определяет общую направленность процессов реализации и освоения программы в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как единству физического, психологического и социального благополучия.
В контрольной группе на контрольном этапе эксперимента значимых изменений выявлено не было. В экспериментальной группы произошли следующие изменения : количество детей с высоким уровнем физической культуры и культуры здоровья увеличилась на 17,6% и составило 23,5%. Количество детей в среднем уровнем физической культуры и культуры здоровья увеличилась на 29, 4% и составило 58,8%. Количество детей с низким уровнем физической культурой и культуры здоровья сократилось на 47% и составило 17,7%.
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на созданном отношении ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.