Юлия Аскарова
Исследование особенностей формирования у дошкольников с нарушенным речевым развитием словообразования существительных
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время по данным статистических исследований увеличивается количество детей с различными нарушениями речи. В связи с этим актуальным становится раннее распознавание, квалифицированная диагностика и подбор методов коррекции речевых нарушений. Среди старших дошкольников с речевой патологией многочисленную группу составляют дети с общим недоразвитием речи III уровня (около 40%). Проанализировав статистические данные, можно отметить тенденцию к увеличению количества таких дошкольников. Так, в конце прошлого столетия детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня было выявлено приблизительно 17%; в начале нынешнего столетия данная цифра увеличивается до 52% [11].
Публикация «Исследование особенностей формирования у дошкольников с нарушенным речевым развитием словообразования существительных» размещена в разделах
Объектом нашего эмпирического исследования стал процесс развития у старших дошкольников с нормативным развитием и с ОНР III уровня словообразования существительных. Предметом исследования явились особенности развития у старших дошкольников с ОНР III уровня словообразования существительных. Рассмотрим содержание и процедуру проведения эмпирического исследования.
Словообразование как часть морфологии, подсистемы языка, которая, как известно, является частью грамматики, тесно связана с лексикой и фонетикой [6, С. 8]. Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что уровень владения словообразованием существительных показывает общий языковой уровень развития ребенка и помогает точнее спроектировать индивидуальный образовательный маршрут, а также предупредить некоторые вторичные речевые и языковые проблемы, присущие при данном речевом нарушении.
Содержание констатирующего исследования базировалось на основных теоретических положениях:
1. Научные представления о процессах словообразования : сущность формирования данного процесса, основные понятия, способы словообразования в русской морфологии (Е. И. Литневская, Е. А. Земская и др.)[2, 6].
2. Научные представления о природе общего недоразвития речи (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева и др.)[10]. Данные представления позволили определить природу общего недоразвития речи, специфику речевого развития в зависимости от выраженности речевого дефекта.
В эмпирическом исследовании приняли участие 16 дошкольников пятилетнего возраста с ОНР III уровня и 16 нормативно развивающихся детей такого же возраста из общеразвивающего детского сада. Для эксперимента мы использовали методику Р. И. Лалаевой «Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей» [4, С. 56].
Процедура проведения исследования заключалась в предъявлении экспериментатором стимульного материала в виде карточек с изображениями разных предметов. Испытуемым предлагалось образовать от исходного существительного другое, используя образец.
Карточки были подобраны по принципу формирования словообразовательных моделей существительных, а именно:
1) с уменьшительно-ласкательным значением;
2) обозначающих названия детенышей животных;
3) со значением вместилищ;
4) со значением единичности;
5) со значением профессий.
Оценка результатов осуществлялась посредством зачисления баллов: 3 балла – правильное самостоятельное выполнение задания; 2 балла – правильное выполнение, но с ошибкой или с помощью; 1 балл – ребенок допускал более трех ошибок; 0 баллов – задание не выполнено. По результатам количественных показателей были определены уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста словообразования существительных :
- высокий уровень (общее количество баллов 35-40) – правильное выполнение заданий по образованию существительных. На данном уровне допускаются 1-2 ошибки, которые ребенок способен самостоятельно исправить;
- средний уровень (25-34 балла) – словообразование существительных характеризуется некоторыми нарушениями, ребенок допускает 3-5 ошибок при самостоятельном их исправлении;
- уровень ниже среднего (10-24 балла) – словообразование существительных нарушено. Отмечается 6-10 ошибок, в ответах требуется помощь экспериментатора;
- низкий уровень (9 и менее баллов) – несформированность процессов словообразования, более 10 ошибок.
Подробно рассмотрим количественные показатели, полученные по результатам обследования дошкольников с нормативным развитием (контрольная группа) и дошкольников с ОНР III уровня (экспериментальная группа).
Анализ количественных данных экспериментальной группы показал низкий уровень сформированности навыков словообразования, по сравнению с количественными показателями их сверстников без речевых нарушений.
При сравнении словообразовательных моделей существительных было отмечено следующее. На более высоком уровне у всех старших дошкольников находится навык словообразования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. У детей контрольной группы уровень сформированности данного навыка средний (70%, у детей с ОНР III уровня – низкий (49%). Одинаковые данные (контрольной и экспериментальной групп) были получены при изучении уровня сформированности навыка словообразования существительных, обозначающих детенышей животных: выявлен низкий уровень. Необходимо отметить такую тенденцию, которая прослеживалась во всей процедуре эмпирического исследования, – уровень сформированности практически всех словообразовательных моделей существительных у испытуемых с речевым недоразвитием низкий.
Перейдем к качественному анализу полученных данных с целью выявления особенностей формирования у старших дошкольников с ОНР III уровня навыков словообразования существительных. Анализ осуществлялся с лингвистической точки зрения и опирался на труды ученых в области логопедии (В. А. Ковшикова, Т. В. Тумановой, О. М. Вершининой, А. М. Шахнарович, С. Н. Цейтлин и др)[1, 3, 7, 1, 8, 9].
На базе исследований Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой, а также в соответствии с разбором полученной речевой продукции, все речевые ошибки можно структурировать следующим образом: образование окказиональных форм (замены суффиксов близких по семантическому значению, отсутствие супплетивизма, наложение, отсутствие суффиксов и др., аграмматизмы (замены и смешения, усечение, искажение, основы слова, неправильный выбор мотивирующей основы и др.) лексические замены и ошибки фонетического оформления [5].
При сравнении результатов контрольной и экспериментальной групп было выявлено следующее:
- окказиональные замены суффиксов близких по семантическому значению чаще встречались у дошкольников с ОНР III уровня (94% случаев, чем у детей без речевых нарушений (75% случаев);
- отсутствие супплетивизма наблюдалось у обеих групп: у детей с ОНР III уровня в 46% случаев, у детей без речевой патологии в 66% случаев;
- аграмматизмы, связанные с заменой на суффикс далекий по значению, чаще отмечались у экспериментальной группы (в 56 % случаев);
- лексические ошибки, связанные с синонимичной заменой слов на слова разговорной лексики, встречались в основном у детей с ОНР III уровня (50% случаев).
Итак, на основе полученных данных можно констатировать, что большее количество речевых ошибок при словообразовании существительных были отмечены у экспериментальной группы (дошкольников с ОНР III уровня).
Таким образом, при анализе речевых ошибок в словообразовании существительных дошкольников с ОНР III уровня выявляются специфические проблемы, связанные с низким уровнем навыков словообразования. В целом отмечается, что в отличие от детей с нормой речевого развития, дошкольники с ОНР III уровня допускают более специфические ошибки при словообразовании. Наибольшие трудности были зафиксированы у детей экспериментальной группы при образовании существительных со значением вместилищ и профессий мужского и женского рода. Возникали трудности при образовании существительных со значением единичности.
Перечисленные особенности и затруднения обуславливают необходимость коррекционной работы с дошкольниками с ОНР III уровня по развитию навыков словообразования существительных.
Список литературы:
1. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня. / О. М. Вершинина // Логопед. 2004. №1. С. 34-40.
2. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. Уч. Пособие 3е издание М. : 2011, 328с.
3. Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия. / В. А. Ковшиков — М. : «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. — 96 с.
4. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. / Р. И. Лалаева М., 2004. — 72 с.
5. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматисческого строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. Спб. : Изд-во «Союз», 2001. 249 с.
6. Литневская Е. И Русский язык: теоретический курс для дошкольников : учебное пособие 2е издание переработанное М. : Издательство Московского университета,2018, 240 с.
7. Туманова Т. В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи. / Т. В. Туманова // Дефектология. 2004. № 5. С. 34-41.
8. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. / С. Н. Цейтлин М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с
9. Шахнарович А. М., Юрьева Н. М Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи, М. : 1990
10. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду// Дефектология. – 1996. №6. – С. 12
11. «Статистика речевых нарушений» https://www.zaikanie.net/2010/03/statistika-rechevyh-narusheniy.html. 28.10.2019г.