Марина Аблялимова
Исследование мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение мелкой моторики имеет и психологические аспекты.
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кон-чиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли [25, 130]. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая сти-хия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Темочки:
По мнению известного исследователя детской речи М. М. Кольцовой, «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функци-ей» [14, 59]. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот пер-вичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция сло-гов. Всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
В монографии А. Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга», посвященной проблемам нейропсихологии, рассмат-ривается функции различных зон головного мозга в их связи с речью и моторикой чело-века, в частности упоминается об их тесной взаимосвязи: «Так, в заднем отделе перифе-рического поля слуховой коры обособляется специальный участок для анализа и синтеза рецептивных элементов устной речи – фонем (так называемый «центр Вернике», в пе-риферических полях зрительной коры – участок, позволяющий реализовать анализ и син-тез зрительных элементов рецептивной речи; в расположенных по соседству с кожно-кинестетической зоной участках нижних отделов теменной области, непосредственно примыкающих к чувствительным «центрам» руки, губ, языка, гортани, осуществляется анализ и синтез кожно-кинестетических рецепций, лежащих в основе артикуляции; в определенном отделе периферии двигательной зоны коры (нижние отделы премоторной зоны) протекают нейродинамические процессы, связанные с преобразованием членораз-дельных звуков устной речи в сложные последовательные синтезы (так называемый «центр Брока»); в другом отделе премоторной зоны, примыкающем к двигательным «центрам» руки (в заднем отделе средней лобной извилины, локализуется программиро-вание и осуществление сложных систем последовательных движений и двигательных навыков» [16, 72].
Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.) [30, 113]. Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.