Салахова Гузель
Искусство «оригами» в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
ИСКУССТВО ОРИГАМИ
Оригами – искусство складывания из бумаги различных фигурок. Бумага – доступный для ребенка универсальный материал, который широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Складывание из бумаги выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от конфликтной ситуации, снимает нервное напряжение, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние, побуждает конфликтных детей к активной продуктивной деятельности.
Темочки:
Занятия по изготовлению поделок оригами не только развивают воображение и воспитывают аккуратность, но также формируют ловкость пальцев и кистей ребенка. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., развивает глазомер, активизирует мыслительные процессы, обогащает словарь специальными терминами. В процессе творческого художественного конструирования изменяется и сам ребенок, форма и способ его мышления, личностные качества. Важно и то, что ребенок с конфликтным поведением обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить.
Детям нравится заниматься оригами, потому что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка: приложил усилие, на первых порах не такое уж и большое, а из бумажного листа всегда что-то получается – хуже, лучше, не важно, зато свое. Сначала можно сделать самые простые композиции, затем более сложные, и подарить маме. Мамы, конечно же, хранят эти подарки, а ребята им напоминают: а помнишь тот праздник, когда я подарил тебе елочку, кораблик, лисенка? Получается, что оригами еще и незаметно воспитывает малышей, учит их быть внимательными к своим близким, уметь делать подарки, хранить в памяти общие воспоминания.
Цель предлагаемого проекта – создание основ для полноценного содержательного общения конфликтных детей со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
– развитие общительности и усидчивости у конфликтных детей;
– совершенствование объяснительной речи и коммуникативных способностей;
– воспитание культуры поведения;
– формирование умения раскрыть себя, довести начатое дело до конца;
– создание комфортной эмоциональной атмосферы в группе;
– развитие пространственной ориентировки, воображения, аккуратности, трудолюбия.
Старшие дошкольники стоят на пороге школьной жизни. Совсем скоро им предстоит начать новую жизнь. Конфликтные дети, безусловно, будут испытывать трудности в установлении контактов с окружающими (учителями и учащимися, что негативно скажется на процессе адаптации к новому школьному окружению и на освоении учебной деятельности.
Таким образом, актуальность проекта заключается в подготовке детей старшего дошкольного возраста к принятию новой социальной роли ученика, к взаимодействию с новым социальным окружением.
Новизной проекта является использование оригами для отвлечения детей от создания конфликтных ситуаций, коррекции их поведения с помощью новой методики обучения.
Традиционная методика конструирования из бумаги строится на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате у детей формируются умение повторить образец и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого образца. А это не способствует развитию навыков конструирования творческого характера, инициативного, самостоятельного.
Использование поэтапного обучения, построенного по принципу «от общего к частному», переориентирует ребенка от направленности на чисто практический результат (конкретная поделка) к осознанию способов конструирования как средства изготовления новых и интересных игрушек.
На первом этапе способы конструирования выносятся из контекста практической деятельности конкретного характера (лодочка, фонарик и др., отрабатываются, а затем каждый из них вводится в процесс изготовления различных игрушек. При этом используются игровые ситуации с заданиями в стихотворной форме.
На втором этапе ставится задача проблемного характера: соотнесите усвоенные способы с новыми условиями и перенесите их в другую ситуацию либо прямо, либо трансформированно. Таким образом обеспечивается их обобщение.
На третьем этапе предусмотрено создание условий для самостоятельного конструирования. В результате формируется умение конструировать самостоятельно и творчески, то есть претворять на практике новые оригинальные замыслы, находить нестандартные решения. Таким образом, данная методика позволяет постепенно вовлечь детей в волшебный мир творчества, не оставляя в их жизни места для ссор и конфликтов.
Для реализации намеченных задач составляются план и примерные конспекты занятий.
Система занятий предусматривает:
• сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, что позволяет организовать содержательное общение детей;
• взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности – игрой (театрализованной, сюжетно-ролевой, творческой, рисованием, математикой, развитием речи, музыкой;
• использование перед началом каждого занятия пальчиковой гимнастики;
• реализацию для детей определенных эмоциональных условий (создание атмосферы принятия ребенка, обеспечение ему постоянного внимания, отсутствие негативного воздействия, использование мягких воспитательных мер в сочетании с требовательностью, исключение психического перенасыщения ребенка, признание его права на самостоятельность, выбор, собственную жизнь);
• использование приемов и методов общепедагогического влияния (поощрение достижений ребенка, подтверждение его уникальности, закрепление веры в успех);
• развитие сотрудничества с родителями.
Родители охотно подключаются к этой деятельности: собирают книги, альбомы, журналы по оригами, тем самым формируется информационный банк. Они присутствуют на занятиях, где не только видят результаты детской деятельности, но и учатся взаимодействию со своими детьми и организации домашнего досуга. Предлагаемые домашние задания не являются обязательными, а представляют собой вариант увлекательной совместной работы взрослых и детей в семье. Но самое главное – идет процесс, понятный и детям, и взрослым. Все видят реальные плоды собственной деятельности, что дает толчок к новым поискам.
Итогом года может стать выставка творческих работ детей, родителей и воспитателей «Бумажная Вселенная».
Предлагаемый проект будет несомненно интересен всем педагогам дошкольного, дополнительного и начального образования, принимающим близко к сердцу интересы каждого ребенка и работающим над улучшением его эмоционального благополучия.