наташа челнакова
Воспитание любви к Родине у дошкольников посредством занятий по рисованию
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к Родине…
Каждый должен испытать это чувство. Из множества составляющих этого понятия можно назвать и такие, которые кажутся совсем неприметными и даже обыденными. Например, проявить заботу о судьбе захламлённого родничка или поднять с земли перепуганного птенца и бережно положить его в гнездо, перевязать сломанную ветку, воспринимая её рану как свою. Всё это закладывается с раннего детства, и рисование в красках передаёт те эмоции, которые дошкольник пережил во время экскурсии по прекрасной, широкой степи, или после рассматривания иллюстраций о многообразии природы России.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ведь, действительно, природа нашей Родины уникальна : где ещё увидишь высокие горы, вечный снег на севере, моря, озера, реки, бескрайние поля в цветах, сосновый бор, голубые озёра, леса и даже степи? И это многообразие –наше достояние. Дети с удовольствием рисуют линию горизонта, а затем дополняют набросок деталями, опираясь на личный опыт или объяснение педагога. В каждом пейзаже есть воспитательная задача, в которой говорится о бережном отношении к природе. И это не пустые слова.
Первыми чувствами, входящими в состав большого чувства любви к родной природе, станут те, которые посильны для переживания их ребёнком. Постигать это великое чувство начинаем с того, что учим детей наблюдать, всматриваться в окружающий их мир природы. Уметь любоваться хрупкой красотой первого весеннего цветка, весёлой змейкой ручейка и быстрым потоком горной реки, цветущим степным ковром, облаками в голубом небе, всего, конечно, не перечислишь.
У каждого человека образ Родины и должен формироваться с этих крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к России. На занятиях, изучая пейзаж родной земли, образы деревень, сочных лугов, новых городов, педагог должен увязать этот материал с великим чувством любви к Родине. Это чувство зарождается на эмоционально- нравственной основе, поэтому через искусство, должно формироваться эмоционально- бережное отношение к родной природе. Жизнь и природа поэтизированы:
Поезжай за моря-океаны
М. Исаковский
Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землё й пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля.
С чего правильней начать работу над пейзажем?
Может быть, достаточно провести простым карандашом линию горизонта и покрасить небо - голубым, а землю - зелёным? Не правда ли, очень примитивно и скучно? Воспитатель должен так преподнести тему занятия, чтобы ни один ребёнок не остался безучастным и пассивным. Использование стихотворений, соответствующая музыка, обращение к опыту детей, эмоциональный рассказ воспитателя, рассматривание, соответствующих теме, картин. Всё это вместе создаст ауру, благоприятную для созидания.
Например, тема рисования «Лесная поляна», после объяснения темы, вступительной части с обязательным использованием художественного слова, можно предложить детям закрыть глаза и под национальную музыку представить себе: что же происходит летом в лесу? Что за животные там живут, что они делают, и предложить им как бы перенестись на место зверей. Затем кто-нибудь из детей начинает рассказывать то,
что ему нафантазировалось, и на основе своих фантазий дети выполняют работу. Но эти занятия проводятся с детьми, уже знакомыми с правилами рисования пейзажа. А для начала детям даются представления о перспективе: Это изменение в связи с удалением чёткости очертаний, видимости деталей, и цвета. Все предметы по мере удаления кажутся меньше. Также важна композиция - это определённое расположение предмета в пространстве, его связь с другими предметами. Воспитателю при рассматривании образца нужно обратить внимание на то, где находится линия горизонта, и по отношению к ней, расположение юрты, отары овец и т. д.
Большое значение отводится подбору цвета, его переливам и сочетаниям. Зная особенности цветовых сочетаний, ребёнок может создать рисунок в определённом колорите. Колоритом называется общая цветовая гармония, где каждый цвет находится в согласовании с другими. Знакомясь с природой, дети видят, что разным природным явлениям присущ тот или иной цвет, они также замечают, что цвета эти изменчивы: меняется цвет неба и воды в разную погоду, меняется цвет травы и листьев в разное время года. Даже солнце меняет свой цвет днем и к вечеру. Вот так, во время рисования природы, ребенок начинает задумываться о том, почему в природе происходят такие изменения в течении дня, месяца, года, о разнообразии природы нашей огромной Родины.
Закрепляются технические навыки рисования : закрашивание рисунков кистью (акварельные краски, гуашь, карандашом только в одном направлении – сверху вниз или слева направо, ритмичное нанесение мазков, штрихов по всей форме, не выходя за пределы контура, проведение широких линий всей кистью, а узкие линии, точки – концом ворса или обратным концом ручки кисти.