Галина Токоякова
Развивающие техники для дошкольников «Искусство Хэппенинга»
▼ Скачать + Заказать документы
Токоякова Галина Вячеславовна,
воспитатель,
ИСКУССТВО ХЭППЕНИНГА : РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В современном мире раннее дошкольное образование постоянно ищет новые подходы и методики, которые могли бы способствовать всестороннему развитию ребенка. Одним из таких инновационных подходов является использование технологии хэппенинга. Слово «хэппенинг» происходит от английского «happening», что переводится как «случай», «случаться».
Темочки:
Технология хэппенинга коренным образом отличается от традиционных методов обучения, которые часто структурированы и предсказуемы. В хэппенинге ключевое внимание уделяется предоставлению детям полной свободы в выборе материалов и способов их использования. Это может включать в себя все, от красок и мелков до естественных материалов и повседневных предметов. Дети могут рисовать руками, создавать объемные инсталляции, использовать ткани для создания коллажей или даже интегрировать элементы цифровых технологий.
Такая свобода действий способствует развитию креативности и самостоятельности. Дети учатся экспериментировать и принимать решения, что является важным аспектом когнитивного развития. Вместо того чтобы следовать строгим инструкциям, они исследуют свои собственные идеи и интересы, что приводит к глубокому личностному и эмоциональному развитию.
Этот подход также позволяет педагогам наблюдать за индивидуальными предпочтениями и способностями детей, адаптируя образовательный процесс так, чтобы он максимально соответствовал потребностям каждого ребенка. Хэппенинг стимулирует не только визуальное и тактильное восприятие, но и развивает языковые навыки, моторику, а также способность к социальной адаптации через групповые активности.
Цель хэппенинга – развитие творческих способностей детей, начиная с самого раннего возраста. Это достигается за счет вовлечения детей в процесс творчества через игру и экспериментирование с различными материалами и техниками. Например, дети используют кисточки, ватные палочки, губки и даже свои руки для рисования, что не только способствует развитию мелкой моторики, но и тактильной чувствительности, а также образного мышления и воображения.
Занятия хэппенингом организованы таким образом, что каждый ребенок может самостоятельно выбирать, что и как он будет создавать. Это учит детей самовыражению и самоопределению, укрепляя их уверенность в себе и своих силах. В ходе таких занятий дети не только рисуют, но и учатся чувствовать и понимать краски, формы и текстуры, что способствует более глубокому восприятию мира.
Дополнительно, использование хэппенинга в раннем возрасте помогает ускорить процесс адаптации детей к детскому саду. Ведь занятия проходят в игровой форме, делая их веселыми и захватывающими, что значительно уменьшает стресс от разлуки с родителями и улучшает эмоциональное состояние малышей.
В своей педагогической практике, я внедряю занятия хэппенингом, которые демонстрируют замечательные результаты в развитии детей раннего возраста. Этот метод не только учит детей творчеству, но и приносит им огромное удовольствие, что, в свою очередь, положительно влияет на их психологическое состояние и креативное развитие. Хэппенинг позволяет каждому ребенку выразить себя через искусство, что является ключевым фактором в формировании их самооценки и уверенности.
Одним из главных принципов, которым я руководствуюсь в своей работе, является индивидуализированный подход к каждому воспитаннику. Я уделяю внимание уникальным интересам и предпочтениям каждого ребенка, что позволяет сделать обучающий процесс не только эффективным, но и интересным для каждого участника. В процессе занятий дети могут свободно экспериментировать с разными материалами и техниками, будь то рисование пальчиками, ладошками или даже рисование с помощью губок и мятой бумаги. Такая свобода выбора стимулирует их творческую активность и способствует глубокому погружению в творческий процесс.
Кроме того, регулярное взаимодействие с различными текстурами и цветами помогает детям развивать свои сенсорные навыки и мелкую моторику, что важно для общего развития речи и познавательных способностей. Например, рисование на пищевой пленке или подносе с насыпанной манкой предлагает детям уникальные тактильные ощущения, которые делают обучение восприятию форм и цветов более интуитивно понятным и захватывающим.
В заключение статьи хотелось бы отметить, что технология хэппенинга в дошкольном образовании является не только инновационным, но и чрезвычайно эффективным подходом к развитию ребенка. Она позволяет детям исследовать мир через свободное творчество и самовыражение, что способствует укреплению их уверенности в себе и развитию независимого мышления.
Подход, основанный на принципах хэппенинга, делает обучение максимально гибким и адаптируемым к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Это создает позитивную образовательную среду, где каждый ребенок чувствует себя важным и вовлеченным в процесс обучения. Применение этой методики позволяет не только достигать образовательных целей, но и воспитывать счастливых, гармонично развитых личностей, готовых к дальнейшим жизненным испытаниям.
Таким образом, внедрение технологии хэппенинга в практику раннего дошкольного образования представляет собой значительный шаг вперед в образовательной практике, направленный на поддержку и развитие каждого ребенка в соответствии с его уникальными способностями и потребностями.
Список литературы:
1. Волошкина, Л. Е. Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л. Е. Волошкина, С. Ю. Алешина // ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ и ПЕДАГОГИКА: ТРАДИЦИИ, ОПЫТ, ИННОВАЦИИ : сборник статей V Всероссийский научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2021. – С. 118-121.
2. Колдина Д. Н. Рисование в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2021. – 56 с.