Галина Морозова
Консультация для родителей «Искусство читать нотации»
▼ Скачать + Заказать документы
Если ребенок совершил проступок, родители, как правило, автоматически начинают читать нотации — поучать, делать выговор, заниматься нравоучением и далее по списку. Конечно, они не специально и не со зла так поступают. Просто у взрослых каким-то образом формируется установка, что таким способом можно что-то важное донести, объяснить, как-то повлиять на дальнейшее поведение провинившегося.
Публикация «Консультация для родителей „Искусство читать нотации“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Как при этом на нотации реагирует ребенок? Злится, раздражается, закрывается в себе, чувствует вину и стыд… Негативный опыт проступка усугубляется шквалом негативных эмоций родителей и самого ребенка. Какой урок можно из всего этого извлечь? Стараться быть удобным, а если не получается — всеми способами скрыть проступок от родителей.
Как читать нотации эффективно? Как превратить нравоучения в опыт, который гарантированно отложится в подсознании ребенка? Попробуйте следующий способ.
Предположим, ребенок взял что-то без спроса. Неприятная история. Наверняка он и сам уже понял свою ошибку и пожалел о содеянном. Но огорченные и раздосадованные родители для надежности добавляют к этому фразы: “Как ты смел!”, “Как тебе не стыдно!” или “Мы воспитывали тебя хорошим человеком, а ты превратился в вора” и т. п.
Вместо этого попробуйте рассказать ребенку историю. Не сразу же, через некоторое время, дождитесь удобного случая, подходящей ситуации. Например, перед сном или по дороге в школу. Просто в беседе предложите: “Хочешь, расскажу тебе одну историю?”
В этой истории не должно быть прямых аналогий, имен или событий. Однако она должна очень перекликаться с проступком ребенка. Важно, чтобы в процессе прослушивания и потом, после обдумывания, ребенок на основе такой истории сделал выводы и относительно своей ошибки. Взял ребенок вещь без спроса — расскажите о маленьком зайчике, который по глупости, не сказав маме, съел всю морковку, оставив семью без ужина, потому что мама была уверена, что морковки в закромах полно.
Истории и сказки работают медленно и не всегда с первого раза. Ребенку нужно время на то, чтобы понять и усвоить главную мысль. Но эффект от такого рода нотаций будет гораздо ощутимее, ведь этот способ воздействия на ребенка основан не на чувствах вины и стыда, а на метафоре. Нравоучения через метафоры — это не самый простой способ читать нотации, но точно самый волшебный.