Галина Смирнова
Интонационная выразительность речи
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №30»
Презентация «Интонационная выразительность речи»
Подготовила : Музыкальный руководитель
Смирнова Г. В.
г. Балахна
1 слайд.
Интонационная выразительность речи.
Выразительное чтение – это особое искусство, которому нужно учиться с раннего детства. Трудно или легко для малыша выразительно прочитать стихотворение. Некоторые педагоги, а за ними и родители дошколят считают выразительное чтение стихотворения делом легким, настолько легким, что учить выразительности их не надо. Но есть и другое мнение: выразительно прочесть стихотворение может только талантливый, все же остальные, как ни учи, будут в лучшем случае, читая, соблюдать знаки препинания. Ни с тем, ни с другим мнением нельзя согласиться. Творческая деятельность, а выразительное чтение – один из видов творческой деятельности, доступна и необходима всем детям. Как всякая творческая деятельность она может быть более или менее яркой. Но во всех случаях она должна быть направлена воспитателями на формирование умений, которые необходимы для плодотворной творческой деятельности, которые в свою очередь должны воспитываться и развиваться в процессе специальных занятий.
Публикация «Интонационная выразительность речи» размещена в разделах
В процессе работы с детьми над музыкальными играми-сказками, где встречается стихотворный текст, я очень часто сталкиваешься с проблемой невыразительного прочтения детьми этого текста. Анализируя, отчего это происходит, я пришла к выводу, что очень часто, когда текст отдаётся детям домой, он заучивается совершенно механически, ребёнок не осознаёт о чём идёт речь, поэтому на репетициях приходится «как бы переучивать» ребёнка, что не всегда приводит к необходимому результату. Намного лучше, когда процесс разучивания проходит непосредственно в процессе творческих занятий, где дети знакомятся со своим персонажем, с его музыкальной характеристикой, и его эмоциональной составляющей, и в этом случае разучивание текста идёт от музыки, от её интонационной выразительности, что помогает ребёнку быстрее вжиться в свою роль, и запоминание в данном случае является естественным процессом.
Поэтому я решила изучить проблему интонационной выразительности речи более детально и выработать правильную технологию творческого обучения детей выразительному чтению.
Выразительным должно быть не только чтение, но и речь, и прежде всего речь педагога. «Сказать о чем-то выразительно – это значит, в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании».
Что делает речь педагога выразительной? Почему мы стремимся построить свою речь так, чтобы не только точно передать свои мысли, но и постараться, чтобы она звучала красиво? Очевидно, выразительная речь достигает цели все же быстрее, чем речь просто правильная. Особенно важно это для педагогов дошкольников, ведь дошколята, как известно, очень эмоциональны.
Надо отметить, что развитие интонационной выразительности некоторое время недооценивалось педагогами дошкольной системы образования. Однако в развитии речи интонационная работа играет большую роль. При правильно организованном обучении речь детей становится живой, непринужденной, у детей появляется желание совершенствовать свою речь.
2 слайд.
«Недостаточно иметь, что говорить, но необходимо знать, как надо говорить, и это немало помогает речи произвести должное впечатление. Дело здесь в голосе, то есть, как им пользоваться для выражения любой страсти, когда громким, когда тихим, когда средним, и высотой голоса, когда высокой, когда низкой, когда средней…»
Так наставлял будущих ораторов ещё Аристотель в своей «Риторике» (4 век до нашей эры Древняя Греция, ведь изучению интонационных средств с античных времён придавалось большое значение. Это остаётся актуальным и для современной риторики, особенно для риторики педагогической: Эффект деятельности педагога обусловлен не только его предметной и методической грамотностью, но и его речевой культурой, умением владеть интонацией родного языка. Поскольку дети воспринимают содержание высказываний педагога через его интонационную манеру.
3 слайд.
Музыка и поэзия… Поэзия и музыка…
Две стихии, две силы, которые тесно взаимосвязаны и переплетаются в нашей жизни, сливаясь в единое целое.
Недаром Виссарион Григорьевич Белинский писал:
«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится
к гармонии русского слова, сердце преисполнится
чувством изящного, пусть поэзия действует на них
так же, как и музыка».
В. Г. Белинский
Но как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.
Но выразительное чтение – это особое искусство, которому нужно учиться с раннего детства. Учиться этому искусству в школе уже поздно.
Причина отсутствия правильного восприятия поэзии кроется в традициях воспитания, о которых мы часто забываем. К сожалению, устное народное творчество, которое передавалось из поколения в поколение в течение многих веков, сегодня уходит в прошлое. Не каждая современная мама владеет фольклором и народной поэзией.
4 слайд.
Заучивание стихотворений наизусть – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.
5 слайд.
Можно ли научить этому ребенка? Да, можно. При этом, читая и заучивая стихи с малышами, мы решаем следующие задачи:
- укрепление памяти;
- выработка четкой дикции;
- овладение средствами интонационной выразительности;
- развитие творческих способностей ребенка;
- расширение кругозора;
- воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т. п.).
6 слайд.
Охарактеризовать навык выразительного чтения стихотворения можно следующими критериями правильность, сознательность и выразительность.
7 слайд.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, т. е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого.
8 слайд.
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
9 слайд.
Выразительность чтения, как качество, формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст – это значит – найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация».
Характеризуя речь любого человека, мы прежде всего обращаем внимание на её интонацию, отмечаем при этом правильность или неправильность интонирования, но и то впечатление, которое производит на нас интонационная манера речи. Например: сухая интонация, журчащая интонация и т. д.
Вдумайтесь в значение слова «интонация». Это очень общее понятие для музыки и для речи. «Музыка слова» так можно охарактеризовать интонацию. В его состав входит элемент «тон», имеющий своё самостоятельное значение. Чаще всего, говоря об интонации, многие и имеют в виду лишь один из её элементов – мелодику, а точнее общий тон. Большинство используют это слово для обозначения эмоциональной окраски голоса.
Чтобы профессионально работать над интонационной стороной устной речи, необходимо точное, научное представление об этом явлении, понимание слова «интонация» как лингвистического термина.
10 слайд.
ИНТОНАЦИЯ – это сложный комплекс элементов, таких, как интенсивность, мелодика, логическое ударение, пауза, темп, тембр, диапазонная полоса и эмфатическая долгота. Они входят в понятие «интонация», поэтому ставить эти элементы в один ряд с термином «интонация» нельзя. Произнося фразу, мы используем почти весь этот комплекс интонационных элементов, каждый из которых выполняет определённую функцию.
Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Интонационная выразительность речи формируется естественным путём по подражанию. Для развития интонационной выразительности речи рекомендуется прослушивание сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, хорошо модулированным голосом. Отлично подходят для этого сказки на дисках, записанные профессиональными артистами.
Рассмотрим компоненты интонации и рекомендации по формированию у детей интонационной выразительности.
11 слайд. Пауза.
Интонационная пауза – это перерыв в речи, она выступает как средство членения речи. С помощью паузы мы членим речевой поток на более мелкие составляющие. Пауза возникает в моменты речи, когда говорящий колеблется, пауза колебания. Пауза может быть использована и намеренно – как риторический приём, для оживления речи, придания ей естественности, разговорности. Выжидательная пауза – риторический приём, вовлечение детей в активное речевое общение на занятии. Такая пауза сопровождается особой мимикой, «интригующим взглядом». Слово, предшествующее выжидательной паузе, произносится как бы с волнообразной мелодикой, часто в замедленном темпе. Психологическая пауза – выразительное средство при чтении произведения. По выражению Станиславского, «красноречивое молчание и есть психологическая пауза».
12 слайд. Логическое ударение.
Логическое ударение – это произвольное выделение одного из компонентов высказывания.
Называя его козырем выразительной речи, К. С. Станиславский говорил: «Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фразе!» Перемещение логического ударения меняет смысловой акцент высказывания.
Логическое ударение в речи педагога помогают детям ориентироваться в информации, отделять важное от не столь важного. Как правило, при введении новых терминов логическое ударение падает на эти термины, при описании явлений или признаков логически выделенными оказываются слова, указывающие на признаки или явления.
Логическое ударение может быть восходящим и нисходящим. Нисходящее ударение более сильное по сравнению с восходящим.
Одна из интонационных ошибок – перегрузка фраз логическими ударениями. В результате слова оказываются одинаковыми по степени смысловой важности, что затрудняет восприятие смысла в целом. В этом помогает такое упражнение: слова, не несущие основную смысловую нагрузку, произносите шёпотом. Это убедит в правильности расстановки логического ударения. Если произнесённые громко слова помогают выявить логику и динамику текста, значит, вы верно расставили ударение.
Интенсивность.
Интенсивность – это сила произнесения, громкость. Измеряется звуковой энергией. Сильная интенсивность обозначается ___, а слабая. основная функция интенсивности - выделение отдельных элементов речевой цепи.
13 слайд. Мелодика.
Мелодика речи – (повышение и понижение тона, движение голоса (вверх и вниз) по звукам разной высоты. Это повествовательное и вопросительное значение фраз, выражает эмоциональное состояние говорящего.
Именно с работы над мелодикой чтения начинается формирование выразительности речи в начальных классах.
Исследования мелодики приобрели особенную значимость в последние годы, - и это не случайно. В связи с резким изменением речевой культуры в обществе, трансформируется и представление о процессе коммуникации. Современному человеку очень важно уметь мелодически строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.
14 слайд. Диапазонная высота.
Диапазон - тональное изменение. Высота - способность голоса к тональному изменению, т. е. это диапазон голоса.
15 слайд. Темп.
К. С. Станиславский объединяет темп и ритм в одно понятие «темпо-ритм».
«Буквы, слоги и слова, – писал он, – это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной».
Замедление темпа к концу высказывания служит средством создания его интонационной ценности. Темп речи играет большую роль в противопоставлении важного / неважного/ в высказывании.
Наиболее важные в смысловом отношении отрезки речи произносятся в замедленном темпе.
Отрезки, содержащие второстепенную информацию, характеризуются убыстрённым темпом.
Эмпатическая долгота.
Эмфатическая долгота (эмфаза) - увеличенная длительность одного или, реже нескольких звуков в слове. Эмфатическая долгота - одно из средств создания эмоционально и экспрессивно насыщенной речи. Эмфатическая долгота может сопровождаться изменением диапазонной высоты произнесения звука (повышением или понижением) - и это служит ярким средством создания образа в речи. (Мою кошку зовут Мурка, но я зову ее Мурочка. - Произнесение растянутого звука в слове «Мурочка» в верхнем диапазоне говорит о добром, теплом отношении к кошке, в нижнем диапазоне - о противоположном отношении.)
16 слайд. Интонемы.
Интонемы - единицы интонации. Эта единица в какой-то степени абстрактная. Интонация несёт в себе эмоциональную тональную нагрузку. Отвечают за это единицы интонации – эмотивные интонемы.
Эмотивные интонемы. Служат для выражения эмоционального состояния говорящего. Обозначают выражение эмоций интонационными средствами : интонацией гнева, испуга, нежности, печали, презрения, равнодушия, обиды, радости, стыда, удивления.
Интонема гнева. Для физического строя характерно увеличение интенсивности, замедление темпа, а также своеобразный, «темный» тембр.
Интонема испуга. Малая изменчивость мелодики, увеличение шумовых элементов в тембре.
Интонема нежности. Основной признак – интонационный тембр. Он как бы складывается из двух спектральных комплексов: порождается гиперлабизацией и назализацией произношения.
17 слайд.
Интонема обиды. Человек в состоянии обиды особенно четко произносит слова. От неэмоциональной речи это произношение отличается использованием верхней полосы диапазона и увеличением интенсивности слогов. Темп по сравнению с неэмоциональной речью оказывается ускоренным, тем самым создается противоречие : ускоренный темп свидетельствует о малой важности, а все остальное – о большой важности.
Интонема печали. Малая изменчивость мелодики. Речь протекает толчками, начало синтагм интенсивное, а затем интенсивность снижается.
Интонема радости. Скачущая мелодика в высоком диапазоне, увеличение длительности ударных слогов, «светлый», «теплый» тембр.
18 слайд.
Интонема удивления. Сочетание восходящей и нисходящей мелодики на каждом слоге. При выражении удивления наблюдается также и большая изменчивость мелодики.
Интонема презрения. Основным элементом интонемы презрения является интонационный тембр, порожденный своеобразным положением губ и мышц носа, и расположенная в нижней полосе диапазона мелодика, иногда наблюдается эмфатическая долгота.
19 слайд.
Басня И. А. Крылова «Квартет». Прочтение басни педагогами с использованием интонационной транскрипции.