Маша КИМ
Интересные способы рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Варианты развития детского художественного творчества
В современном мире проблема становления творческой личности является на протяжении длительного времени одной из самых важных. Понятие, структуру и особенности проявления творческой деятельности рассматривают в своих работах философы, педагоги и психологи.
Что такое творчество – это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и формируется постепенно под воздействием воспитания и обучения. Врожденными могут быть задатки, на их основе при определенных условиях формируются художественно-творческие способности человека, черты творческой личности. Исследователи данного направления подчеркивают, что творчество ребенка не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления. Чем раньше ребенок будет вовлечен в творческую деятельность, тем более высоких результатов можно добиться в его общем художественном развитии.
Публикация «Интересные способы рисования» размещена в разделах
Эффективным средством формирования творческой личности, являются продуктивные виды деятельности.
Работа средствами нетрадиционных художественных техник, является такой продуктивной деятельностью.
Под использованием нетрадиционных художественных техник понимается использование различных по фактуре материалов и нетрадиционная передача выразительности образа, что способствует развитию детского изобразительного творчества, повышается интерес к этому виду продуктивной деятельности.
Овладение нетрадиционными техниками рисования развивает движения руки, позволяет свободно реализовать творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки. Экспериментируя с различными материалами, ребенок развивает художественное восприятие мира.
Можно определить черты творческой деятельности:
- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
- видение новой функции предмета;
- видение проблемы в стандартной ситуации;
- видение структуры объекта;
- способность к альтернативным решениям;
- творчество заложено внутри ребенка и раскрывается спонтанно под воздействием развития;
- творчество может развиваться при условии создания определенных условий;
- творчество развивается под воздействием обучения.
Таким образом, следует отметить особенности детского творчества: субъективность, эмоциональность и постепенный переход деятельности из ориентировочной в целенаправленную, исполнительскую и продуктивную. Эти особенности во многом и формируют методику руководства творческой деятельностью детей.
Рисование с помощью нетрадиционных художественных техник и материалов очень привлекательная для детей. Кроме этого знакомство с бумагой, картоном, кистью, свечой, шерстяными нитками, восковыми мелками и др. вызывает у ребенка желание узнать новый для них материал, изучить его в практической деятельности. Использование в работе нетрадиционных художественных техник является практической деятельностью познавательного характера.
В процессе работы с нетрадиционными художественными материалами дошкольники познают свойства и особенности работы с этими материалами, учатся анализировать форму предметов, планировать свои действия. У детей закрепляются знания основных форм и названия цветов окружающего мира, формируются достаточно четкие и полные представления о предметах и явлениях, которые их окружают. Используя в рисунках нетрадиционные художественные техники, дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить сходство и различия в приемах рисования различными техниками: кисточками, пальчиками, восковыми мелками и свечой. Постепенно дети начинают переносить приемы работы с одним материалом на другой, в том случае, если педагог обращает внимание дошкольников на общие и отличительные свойства материалов. Таким образом, мы облегчаем обучение и способствуем формированию художественно-творческих способностей детей.
В процессе изобразительной деятельности происходит взаимодействие между восприятием окружающего мира и выражением отношения к тому, что окружает ребенка. Это положение в полной мере относится и к использованию детьми нетрадиционных художественных техник.
Использование нетрадиционных художественных техник придаёт детским работам особую выразительность, индивидуальность.