Светлана Киоса
Консультация для родителей «Нетрадиционные способы рисования с детьми раннего возраста: «за» и «против»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Детский сад № 40 г. Благовещенска»
Воспитатель Киоса С. Г.
Консультация для родителей на тему : Нетрадиционные способы рисования с детьми раннего возраста «за» и «против».
Публикация «Консультация для родителей „Нетрадиционные способы рисования с детьми раннего возраста: „за“ и „против“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности по вопросу организации изобразительной деятельности с детьми раннего возраста с использованием нетрадиционных способов рисования.
Одним из приоритетных направлений, обеспечивающих развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, в Федеральных государственных общеобразовательных стандартах дошкольного образования обозначено художественно-эстетическое развитие дошкольников.
В настоящее время проблема изобразительной деятельности приобретает особую актуальность, так как способствует восприятию и эмоциональному отклику детей на красоту в окружающем мире – природе, человеческих отношениях, в мире вещей.
Формирование предпосылок восприятия и понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру начинается с самого раннего возраста. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, происходит его приобщение к общечеловеческим ценностям, развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Проблемой изобразительной деятельности детей в детском саду в свое время занимались Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова, ряд исследователей под руководством Н. А. Ветлугиной (Т. Г. Казакова, В. А. Езикеева-в области рисунка, А. В. Бакушинский, Д. Б. Богоявленская, А. А. Венгер. Авторами исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей.
Нетрадиционные техники рисования интересно представлены в работах Г. Н. Давыдовой, Д. Н. Колдиной и других.
• «Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству». (Н. А. Ветлугина).
• «Изобразительная деятельность самый первый, самый доступный и привлекательный для малышей вид творческого труда». (Л. С. Выготский).
• «Нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущество детского творчества, а с другой стороны помогут ребенку овладеть средствами самовыражения». (Н. П. Сакулина).
Маленькие дети постоянно находятся в состоянии изучения окружающего мира. Очень важно с самого раннего возраста приучать к прекрасному. А что может быть более наглядным примером для постижения красоты, чем изобразительное искусство?
Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Особенностью преподавания изобразительного искусства является то, что издавна соперничают два основных подхода, которые можно определить как академическое обучение и свободное воспитание.
В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства. При такой системе обучения дети могут приобрести некоторые навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это - обучение без творчества.
Во втором случае для детей создаются благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами и т. п. Но это - творчество без обучения. Оно поднимается на волне "возрастной талантливости", как бы помимо самого ребёнка, и вместе с ней сходит на нет. Маленький художник "не вступает во владение" собственным творческим потенциалом.
Нужен третий путь - путь целенаправленного руководства творческим развитием детей. Первое, о чем думать, - это о том, что ребенок субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме самого ребёнка, не даст "верного" решения стоящей перед ним творческой задачи (например, если ребенок ищет сочетание цветов, выражающее определенное чувство, он решает по- настоящему художественную задачу).
Детям младшего дошкольного возраста очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования : кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Особую популярность в дошкольных учреждениях в последнее время приобретают нетрадиционные техники рисования.
Необычное всегда интересно!
Во-первых, малышей радует быстрое достижение результат.
Вот ты опускаешь свой пальчик в краску, ставишь точку, еще одну, и еще - и результат впечатляет: на листе появились яркие, спелые гроздья рябины.
А на этом листе изображена тучка, немного вдохновения - и из тучки полились звонкие капли дождя!
Вот вам и первое преимущество нетрадиционного рисования : получение яркого изображения за небольшой промежуток времени.
Во-вторых, рисовать можно чем угодно и как угодно! Никаких тебе правил, никаких шаблонов обучения ребенка изобразительному искусству.
Возьмем для примера, казалось бы, противоречащую сказанному технику рисования штампами. Рисование штампами нравится всем без исключения детям и даже взрослым. Рисуя этим способом, дети не бояться ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибочного изображения легко придумать что-то новое. В результате ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником! У него появляется интерес, а вместе с ним и желание рисовать.
Вот малыш берет в руки штамп-круг, ставит отпечаток, еще один в руках у клоуна появились разноцветные шары, да такие красивые! И малыш, и клоун улыбаются, они очень довольны полученным результатом!
Немного фантазии и творчества и букет в вазе «оживает» … Кто бы мог подумать, что распустившиеся тюльпаны -это отпечаток штампа из обычного капустного листа…
А это «потрудился» штампик из картофеля, появились рыбки в аквариуме; обычная половинка яблока создала прекрасную композицию-натюрморт.
Рисование штампами привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это видно при работе с детьми раннего возраста, когда у них еще не сформированы навыки работы с красками, кистью.
В-третьих, самое важное нетрадиционное рисование играет важную роль в психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт-рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность.
Можно отметить еще массу положительных моментов в использовании нетрадиционного рисования с детьми раннего возраста, и все они будут значимыми и весомыми.
• В ходе таких занятий развивается не только видение и понимание прекрасного, но и фантазия, ловкость, изобретательность, любознательность.
• Нетрадиционные техники стимулируют положительную мотивацию, способствуют выражению индивидуальности ребенка.
• Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности развивает не только сенсорную сферу через восприятие окружающего мира и отображения увиденного на бумаге, но создает огромные возможности исследования свойств предметов (красок, видов бумаги, вспомогательных элементов).
• Веселые и необычные техники рисования создают непринужденную атмосферу взаимодействия взрослых и детей. Ребенок учится и развивается, не замечая этого. Процесс рисования превращается в увлекательную развивающую игру.
• И самое замечательное то, что вне зависимости от художественных способностей ребенка, каждая работа будет уникальна и великолепна.
• Нетрадиционные техники рисования развивают чувство инициативы, делают ребенка более самостоятельным и побуждают его стремиться к совершенно нестандартному и творческому отображению своих ощущений. Маленький художник сам мыслит и воплощает свой замысел, превращаясь в творческую личность.
Существует еще одна точка зрения в методической литературе по изобразительной деятельности: перед тем как приступить к рисованию с детьми раннего возраста нетрадиционными способами, необходимо дать «азы» обращения с карандашами, мелками и кисточками. Только после того, как маленький художник усвоит основные классические техники рисования, необходимо приступать к нетрадиционным. Думаю, что она тоже обоснована: формирование у ребенка технических приемов и навыков работы с изобразительными инструментами и материалами, это важная часть всей системы работы по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста.
Нам, педагогам, нужно найти и определить в образовательной деятельности ту «золотую середину», которая позволит наиболее полно раскрыть творческий потенциал каждого нашего воспитанника.
Литература.
1. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. =М. : Издательский центр «Академия», 1997. =272с.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. =М. : «Издательство Скрипторий 2003» =2007. =80 с.
3. Казакова Р. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет. сада. =М. : Просвещение, 1985. =192 с.
4. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию : Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2002 и 2010./Под ред. Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой. =М., Просвещение, 1979. =272с.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (художественно-эстетическое развитие). Учебно-методическое пособие. =М. : Издательский дом «Цветной мир», 2013. =144с.