Ирина Динчер
Интерактивный тачборд
▼ Скачать
С введением Федерального государственного образовательного стандарта в ДОУ внимание к РППС является одним из приоритетных задач. Из всех требований к РППС хотелось отметить несколько пунктов, наиболее важных в работе воспитателя. «3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде. 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Публикация «Интерактивный тачборд» размещена в разделах
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования».
Кроме этого, предметно-пространственная среда должна обеспечить учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Поликультурная среда создает благоприятные условия для развития ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. Развивая ребенка в поликультурной среде, педагоги делают акцент на приобщение его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость культуры разных народов, стремясь вызвать чувство гордости, уважения и любви к своему народу.
В МДОБУ детском саду «Акбузат» РППС уделяют большое внимание. Группы оснащены всем необходимым для комфортного пребывания детей в саду. Развивающая предметно-пространственная среда периодически обновляется, преобразовывается с учетом интересов детей. Помимо классических уголков, зон (художественного творчества, конструирования, уединения, ПДД, по основам безопасной жизнедеятельности, книжного, театрального, музыкального, физкультурно-оздоровительного и т. д., оформлено и инновационное оборудование. Большое внимание уделяется знакомству с культурой русского, башкирского, татарского народов. Так как детский сад посещают дети разных национальностей. Оформлены картотеки народных игр, с атрибутами; коллекция кукол в национальной одежде разных народов; открытки, иллюстрации, карточки и другой демонстрационный материал. В каждой группе оформлен уголок изучения родного края. Проводятся праздники, отражающие традиции башкирского народа, коренного населения республики. Кроме этого, соблюдаются и русские традиции (Масленица, Пасха и т. п.)
Отдельное внимание заслуживает инновационное оборудование «Интерактивный тачборд» - сенсорная доска для взаимодействия как детей друг с другом, так и с педагогом. Он сшит из поливинилискожы, детали различной фактуры (дерево, кожа, пластик, бумага). На тачборде множество видов креплений: кнопки разного размера, молнии, липучки, пуговицы разного размера, скрепки, шнуровка, магниты. Тачборд охватывает все 5 образовательных областей развития ребенка по ФГОС: познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное. Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, психические процессы. Он универсален, многофункционален. В центре находится дерево «Яблоня». Это дерево можно демонстрировать во всех 4 временах года (листочки двусторонние, зеленые летом, желтые осенью, цветочки, плоды); оно растет в нашем регионе. Справа от яблони башкирская юрта на шнуровке, раскрывается. Внутри юрты «hике» деревянные нары-стол башкирского народа, на магнитах можно крепить фигурки людей в национальном костюме. Слева от дерева русская изба из бамбуковых палочек-дерева на молнии. Также открывается, а внутри печка из искусственной кожи, стол. Фигурки-магниты в русском костюме. Над жильем горы, одна гора покрыта сеткой, под сеткой бусины, которые нужно водить пальцем по дорожкам-тесьме. Вторая гора из искусственной кожи, под ней «скрываются» контуры геометрических фигур, нашитых из бусин разного размера и формы. На небе можно закрепить различные виды облаков, также есть осадки, растения и другие детали. Размер тачборда 90*120 см. Тачборд можно использовать и как демонстрационную доску, и как календарь природы, и как настольную (напольную) дидактическую игру, и как методическое пособие…Возможности использования не ограничены.