Журавлева Галина
Интегрированные интерактивные занятия по развитию речи с применением инновационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
«Интегрированные, интерактивные занятия по развитию речи с применением инновационных технологий»
«Интегрированные, интерактивные занятия по развитию речи с применением инновационных технологий»
«ТРИЗ»
«Сторисек»
«Сказкотека»
Автор: Алексеева Ольга Александровна
Публикация «Интегрированные интерактивные занятия по развитию речи с применением инновационных технологий» размещена в разделах
Интегрированное занятие-это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые являются взаимопроникающими и взаимодополняющими.
• Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт чередования видов деятельности.
Интегрированные занятия могут одновременно являться интерактивными
• Интерактивные методы обучения в ДОУ: обучение происходит в процессе равноправного диалогического общения, а содержание учебного материала предполагает совместный поиск, решение учебных проблем.
• Например, использование интерактивного дисплея на занятии позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Моделируются различные ситуации и среды. Погружение в другую реальность. Используются мультимедийные технологии - изображения, звуки, видео.
Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности.
«Снежное королевство» (для детей 4-5 лет)
1) Математические+конструированное (Сосчитать количество льдинок, осколков зеркала, составить картину (зеркало) из пазлов, соотнести количество льдинок разной формы) 2) Задания на закрепление знаний об окружающем мире. (природа Севера, животные, правила поведения в заданных условиях. Постановка проблемы: кого из животных нужно опасаться, как добираться во дворец Снежной королевы исходя из предложенных ресурсов). 3) Задания на развитие вербального и невербального средств общения (речи, мимики, жестов). (Выражение действий пантомимой).
Детям предлагается игра-драматизация, додумывание истории, подвижная игра, музыкальная игра. Использование самомассажа и пальчиковых игр (пальчики замерзли). 4) Продуктивная деятельность (изготовление ледяных фигурок, склеивание фигур, аппликация, лепка и т. д. Детям предлагается на выбор разные материалы: глина, краски, бумага, трафареты и др.).
Можно включить в занятие прослушивание музыкальных отрывков, звуков природы, просмотр отрывков мультфильма, фильма.
Занятия по ТРИЗ в детском саду
• ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – это технология, которая помогает повысить эффективность мышления в десятки и даже сотни раз. ТРИЗ помогает эффективно решать различные технические и производственные задачи и находить сильные, прорывные решения. инструмент, который работает как «катализатор для мозга».
Автор ТРИЗ – Генрих Саулович Альтшуллер
• В основе ТРИЗ постулат: технические системы развиваются по определенным законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач.
• Появление ТРИЗ – в конце 50-х годов, как средство для решения технических задач
• в 80-х – ТРИЗ - новое направление в образовании - педагогика, адаптированная к дошкольному возрасту.
• ТРИЗ занимались учё ные и педагоги: Гин С. И., Гин А. А., Тамберг Ю. Г., и другие.
Обучение и воспитание ребёнка в системе ТРИЗ
«Творчество во всём!»
Основное средство обучения - педагогический поиск.
Задача педагога научить детей получать знания, находить ответы самостоятельно в процессе коллективного поиска.
Дети учатся в процессе коллективной деятельности выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.
Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, снизить уровень тревоги, вызванной неизвестностью (заменить на любопытство, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые имеют решение. ТРИЗ развивает способность выходить «ЗА РАМКИ».
Учимся играя
• Деятельность построена на играх или игровых упражнениях.
1 этап - деление на части,
2 этап - поиск противоречий
• Детям предлагаются определённые ситуации / игровые задачи, игры: «Возможно-невозможно» ; «Угадайка» (что загадал, «Теплохолодно» и др.
• Игры и занятия сопровождаются наглядностью Занятия строятся на известном, понятном материале, чтобы противоречия окружающего мира легче поддавались осмыслению.
Я и другой человек
Я и животное
Я и предмет
Я и мир
Я и Я
«Решение противоречий» –игры с противоречиями
Метод «Мозговой штурм»постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения с помощью выбора ресурсов, моделирования идеального решения.
Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять собственным мышлением.
Метод “Системный анализ” - мир рассматривается в системе, Цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.
Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое Метод «Мозговой – газообразное)
Развитие творческого воображения стимулирует интеллект
ПРИЕМЫ:
Сочинение сказок, загадок, переделки (на новый лад).
Коллаж - объединение различных объектов и построение рассказа, сказок.
Прием «наоборот». Изменение свойств и назначений объектов на противоположные (анти объекты).
(Добрые – злые; и наоборот)
Герои в новых обстоятельствах. Фантазирование, преодоление стереотипов у детей. Персонажи сказок попадают в новые обстоятельства. («Что произойдет, если…. Что предпринять герою сказки, чтобы …Что ты сделаешь в этой ситуации если попадешь в эту сказку»)
Результат методики ТРИЗ
• Развитие системного мышления
• Способность понимать единство и противоречие окружающего мира
• Коррекция страхов, блоков, мешающих самостоятельно решать ситуации и проблемы
• Стимулирование потребности в развитии творческих способностей
• Преодоление стереотипности (действия в нестандартных ситуациях по заученному плану, без учета ситуации и собственных возможностей).
• Осознание единства и противоречия окружающего мира (мир неоднозначен и не всегда такой, каким кажется)
СТОРИСЕК
«Сторисек» - «мешок историй»
• Сторисек – это своего рода комплект, сопутствующих, взаимосвязанных и взаимодополняющих материалов, направленных на развитие интереса к чтению, способствующих всестороннему развитию личности детей.
• «Сторисек» - в переводе с английского «Мешок историй», был разработан в Великобритании в 1994 году.
Основатель «Сторисека» англичанин Нейл Гриффитс.
• Цель «Сторисека» : разноуровневый и разносторонний подход к книге в рамках общеобразовательных целей и задач, получение удовольствия от самой книги и от совместного чтения.
• Первоначально сторисек задумывался, как средство приобщения детей школьного возраста к чтению.
• «Сторисек» успешно применяется и в детском саду. Формирование интереса к книге в дошкольном возрасте напрямую связано с желанием читать книги в старшем возрасте.
Подготовительный этап
• 1. Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «сторисек».
• 2. Подготовка мешка для комплекта материалов.
• Рекомендуется - предварительное проведение мастер-класса с по изготовлению «Волшебного мешка».
• Варианты: мастер-класс по украшению мешка пуговицами, бисером (вышивка имен детей, участвующих в мастер-классе, приклеивание бумажных элементов и др.) Возможно использование готового мешка, без предваряющего мастер класса.
3. Подбор остальных компонентов для комплекта:
игрушки (мягкие, от «киндер-сюрпризов», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и пр.) –т. е.
прообразы героев произведения;
научно-популярная книга на тему, близкую к худ. произведению (к книге «Маугли» энциклопедия животных);
аудиокнига по выбранному произведению;
Видеоматериал - мультфильм/сказка по произведению. Аудиоматериал - звуки
• 4. Разрабатываются литературные игры на расширение кругозора, развитие лексикона, навыков осмысленного чтения, связной речи (навык обсуждения худ. произведения, социальных навыков, самоуверенности.
• Например : «Режиссерская версия» - детям предлагается устно/письменно составить краткий сценарий фильма по книге, незначительно изменив ее содержание; «Допиши рассказ» необходимо сочинить продолжение к книге; «Крокодил» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения; «Найди пословицу» - подбор пословиц, иллюстрирующих мораль произведения; «История слов» - работа со словарями по объяснению новых слов. Наконец, возможны организация сюжетно-ролевых игр по мотивам произведения, проведение викторины, использование настольных игр по мотивам книги. В итоге в каждом «сторисеке» должно содержаться не менее 3 разнотипных литературных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.
• 5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов) списки дополнительной литературы; варианты художественной книги (с разными типами иллюстраций); примеры вопросов для беседы по книге; биография автора в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения.
• Домашние задания: создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематике книги.
• 6. Красочно оформляется опись готового «сторисека».
Этап продвижения
• На этом этапе подготавливаются анонсы мероприятий по «сторисекам»;
• приглашаются родители и педагоги для «вводной беседы»;
Основной этап
Работа с художественным произведением
Чтения вслух в группе детей. Организация диалога до, во время и после прочтения книги. Обсуждение с детьми, обмен мнениями, впечатлениями о внешнем виде и содержании: Кто/ что вам больше всего нравится в книге? Случалось ли с вами что нибудь подобное тому, что произошло в книге? Какие слова/события повторялись в книге?
Инсценировки по содержанию книги при помощи игрушек (сами или вместе с детьми) во время чтения или после.
Иногда дети следят пальцем по тексту во время чтения взрослого (для этого должны быть одинаковые экземпляры книги).
Игра с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки или дети.
Дети могут подавать нужные реквизиты во время чтения. (обсудить реквизиты, кому они принадлежат, как и когда нужно их использовать).
Акцент внимания на буквах (с каких букв (звуков) начинаются конкретные слова).
Чтение по ролям. ( акцент внимания на навыках: изменения скорости чтения, интонации, тембра голоса и пр.)
Работа с научно-популярной книгой
• Обсуждение названия, обложки, иллюстраций книги.
• Развитие связной речи и коммуникативных навыков, способности к программированию самостоятельных высказываний: дети делится впечатлениями, мнением.
• Обзор содержания и алфавитного указателя: как они помогают ориентироваться в книге. Дети учатся самостоятельно пользоваться различными книжными указателями.
• Чтение по частям книги. Дети рассказывают, что они смогли понять и о своих знаниях по теме.
• Прием запоминания: выпишите понравившиеся детям факты, красиво оформите их и раздайте родителям, чтобы они развесили их на приметных местах в доме.
Работа с аудиокнигой
• Коллективное прослушивание аудиокниги с одновременным/предваряющим/ завершающим комментируемым рисованием, мастер-классом по изготовлению закладки, новой обложки к книге и пр.
Завершающий этап
• Собираются впечатления о книге уточняется запрос детей.
• Обмен мнениями, впечатлениями, выставка рисунков, по мотивам, сочинение в дальнейшем новых историй на основе нарисованных детьми иллюстраций прочитанной книги
• Сценарий фильма, театральной постановки – продолжение работы с сюжетом).
Сторисек сказке
Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева»
1. Красочно оформляется опись готового «сторисека».
2. Мешок (чемодан, коробка).
3. Сказка «Снежная королева»
4. Биография автора (интересные факты из жизни).
5. Аудио сказка (CD).
6. Мультфильм (DVD).
7. Загадки про животных, птиц встречающихся в сказке.
8. Маски, игрушки – прообразы героев сказки
9. Трафареты с животными (формы)
10. Игра «Новое слово» - работа по расширению словаря по объяснению новых слов, которые непонятны детям.
11. Лепка героев книги, (в последствии -игрушечный театр)
12. Настольные игры: лото, пазлы, разрезанные картинки.
13. Научно - познавательные энциклопедии о диких животных севера, птицах, цветах.
14. Режиссёрские игры (предложить составить свою версию сценария).
15. Игра «Сценарий фильма» - необходимо сочинить версию сюжета по книге (как домашнее задание с родителями).
16. Игра «Крокодил» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения.
17. Раскраски по сказке и карандаши.
18.«Найди пословицу» - подбор и объяснение, почему выбрали эту пословицу, найди лишнюю пословицу.
19.«Спрятаннное слово» (разгадывание ключевых слов, замаскированных в рисунке)
20. Сюжетно-ролевые игры по мотивам произведения.
21. Викторины о диких животных севера, птицах и др.
22. Создание коллажа из картинок.
23. Скороговорки.
24. Музыкальные отрывки по теме, звуки (вьюга, ручей, птицы, звезды и др.)
25. Изучение форм
26. Изготовление льда, раскрашивание
Примеры видов деятельности :
• Подвижная игра «Найди следы оленя. Волка, зайца и т. д.».
• Игра-моделирование «Составь иллюстрацию к сказке из геометрических фигур-моделей».
• Игровая ситуация «Угостим ворону яблоком и скажем ей добрые слова».
• Игровая ситуация «Самопрезентация от имени героя».
• Изготовление иллюстраций в смешанных техниках с использованием пластилина, бумаги, красок….
• Раскраски по сказке.
• Гимнастика языка, пальцев, самомассаж
• Подвижная игра «Снежная королева»
• Шумовой оркестр (концерт перед принцессой во дворце)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ «СКАЗКОТЕКА»
(Сказки России – детям России и Германии) Проект является общественной инициативой и выполняется Калининградским областным отделением Российского Фонда мира совместно с обществом "ИКаРуСМежкультурная коммуникация и русский язык" (ФРГ) при поддержке Международного общественного Фонда «Российский Фонд мира», Калининградской областной Думы, министерства образования Калининградской области, Калининградского областного Института развития образования, Ассоциации и Союза преподавателей русского языка в немецких школах.
• «Сказкотека» создана интернациональным коллективом авторов-практиков в системе билингвального образования из России, Германии, Китая, Украины, Чехии, США, Швейцарии, Словении, Ирландии и др. стран.
• Научный руководитель проекта Екатерина Львовна Кудрявцева, PhD, научный руководитель международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования»
• Цель: приобщение подрастающего поколения к русской национальной культуре путем обращения к сказкам, с использованием игровых, экспериментальных, творческих и исследовательских заданий, направленных на углубление комплексного и эстетического восприятия окружающего мира.
• Целевой аудиторией проекта являются педагоги, родители и дети от 3-х лет и учащиеся начальных и средних школ Калининградской области и Германии.
• «Сказкотека» - это серия из 35 рабочих тетрадей по 42 русским народным и литературным сказкам.
• В каждой тетради – игровые, творческие задания, помогающие развитию лексического запаса и речи, внимания и концентрации, логического мышления и т. д. – в коммуникации о сказке и о жизни россиян в прежние века и сегодня. Их удачно дополняют интерактивные карты-вкладыши «Интел-эко-спорт», «Великие русские иностранцы», «Мир поля/леса/города/фермы» и др. (в т. ч. в технологии ментальных карт).
• Вторая система вкладышей – алфавит для оформления класса, в котором проходит образовательный процесс. Серия может использоваться как пособие для изучения русского языка детьмибилингвами с 3х до 12 лет (разные тетради предназначены для разных возрастных групп) как в детском саду, так и в начальной школе и центрах дополнительного образования.
Игротерапия в интегрированных, интерактивных
занятиях по развитию речи
Основными видами деятельности ребенка, в которых он наиболее полно развивается, являются игра, учение и труд.
Игротерапия
– это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Она позволяет заранее предупредить или справиться с проблемами, возникшими в эмоциональной сфере и поведении ребенка, а также провести коррекцию отдельных черт его характера.
Цель игровой терапии – помочь ребенку выразить свои переживания через игру, а также проявить творческую активность в решении сложных жизненных ситуаций.
Игротерапия – это процесс совместного с ребёнком проживания и осмысления какой-либо жизненноважной ситуации, поданной в игровой форме.
• ИГРА для ребёнка – естественный способ рассказа о себе, о своих чувствах, мыслях, о своём опыте.
• Детям бывает трудно поделиться с взрослыми и друг с другом своими переживаниями и чувствами.
• Однако свои чувства, переживания они раскрывают в игре, выбрав определённый игровой материал, действуя с ним определённым образом.
• Игра помогает детям преодолевать конфликты и достигать психологического равновесия.
• Игра готовит детей к взрослой жизни, помогая приобрести необходимые навыки.
Арт-терапия на занятиях
• музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
• кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
• смехотерапия;
• мнемотехника;
• сказкотерапия;
• песочная терапия;
• куклотератия;
• ароматерапия;
• изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);
• цветотерапия (хромотерапия).
Авторские методики развития с использованием игр и игровых приемов:
Игры Воскобовича
Игры Никитина
Методики Зайцева
Методика Монтессори
Пособия Дьенеша, Кюизенера
Методика Цветкова Л. С.
Методика Эльконина Д. Б.
Методика Фомичевой М. Ф.
Методика Волкова Г. А.
Методика Бурлакова М. К.
Методика Каше Г. А.
Методика Ткаченко Т. А.
Методика Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г.
Методика Андроновой Л. З. (Арутюнян)
Методика Корнева А. Н.
Дары Флебеля
Пособия Дьенеша Пособия Кюизенера
Игры Никитина Игры Воскобовича.
Логопедические игры для детей ст. дошкольного возраста с использованием кругов Луллия
Игра: «Символ» на развитие фонематического анализа.
Ощущение времени
Интеллектуальное и сенсорное развитие
Игры на развитие мимики и Логопедические игрушки с выделенной артикуляции зоной артикуляции
Дидактические игры для автоматизации звуков.
Игры за столом, дидактические игры
Головоломки
• Кубик Рубика
• Деревянные головоломки
• «Мировые головоломки»
• Неокубы – магнитные головоломки
• 3D-головоломки
• Perplexus (Перплексус)
Формы
Пазлы
Разрезные картинки
Обобщение, исключение лишнего
Лабиринт, классификации
Развитие социальных навыков и гигиенических норм
Развитие словарного запаса и кругозора
Развитие словарного запаса
Развитие фонематического слуха. Сенсорное развитие.
Игры на развитие моторики кисти
Игры во время пальчикового массажа и
Игры с песком, водой, льдом
Игры с красками
(«Настроение», «Эмоции»,«Какого цвета музыка», «Осенний лес» и. т. д.)
Игры в сухом бассейне с шариками
Подвижные игры
Сюжетно-ролевые игры
Кукольный театр, театрализованная деятельность
Музыкальные, театрализованные игры, танцы, постановки.