Абушкина Лариса
Интерактивные технологии в дошкольном образовании
Интерактивное обучение может эффективно использоваться в дошкольном образовании в интересах развития детей. В соответствии с возрастом педагоги могут использовать разные формы организации интерактивного взаимодействия детей в группе.
Сущность интерактивного обучения
Концепция и технология интерактивного обучения основаны на межличностном взаимодействии детей с целью познавательного общения через диалоги, беседы, обсуждения не только с педагогом, но и между собой.
Интерактивные технологии в дошкольном образовании
Интерактивная форма обучения
Задача педагога в интерактивном обучении – создать условия для реализации инициативы обучающимся и помогать им в работе, быть источником информации.
Интерактивные методы направлены на формирование интегративных качеств, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные образовательные государственные стандарты, умение эффективно общаться и быть кооперативными. Эти навыки способствуют успешному усвоению учебного материала, и формируют и развивают социальную компетентность личности для достижения успеха в жизни. Используя интерактивные методы, педагог создаёт такую образовательную среду, в которой повышается активность в овладении знаниями и умениями, компетенциями, улучшается качество обучения. В разнообразии выполняемых ролей – учителя, учёного, консультанта – и занимаемых в деятельности позиций, разносторонне развивается личность. Мыслительная деятельность приобретает более системный характер, познавательная деятельность реализуется через творческий, мотивированный подход, формируется гибкость мышления и действий.
Цель интерактивного обучения будет достигнута при соблюдении основных правил организации интерактивного обучения.
Необходимо использовать такие технологии образования, которые позволяют вовлечь всех детей.
Психологическое сопровождение организованной образовательной деятельности в виде разминок, поощрения и стимулирования, предоставление возможности для самореализации способствуют включению в работу всех обучающихся.
Количество обучающихся в интерактивном обучении ограничено до 25 человек.
Необходимо проектирование образовательного пространства для групповых и парных форм работы.
Важно обозначение плана работы, правил и регламента.
В организации интерактивного обучения следует отметить обязательные условия:
благоприятный психологический климат: между участниками образовательного процесса должны быть доверительные, позитивные отношения;
гибкий стиль общения, с преобладанием демократического стиля взаимодействия педагога и воспитанников;
одна из основ взаимодействия на НОД – сотрудничество педагога и воспитанников как равных партнёров;
опора на личный опыт воспитанников, включение в образовательный процесс ярких примеров, фактов, образов;
разнообразие форм и методов представления информации, форм деятельности детей, их мобильность;
учёт личностных особенностей дошкольников: создание ситуаций успеха и ситуаций выбора, учёт интересов.
Интерактивная технология обучения
Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
II младшая группа – работа в парах, хоровод;
средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум;
подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум, большой круг, дерево знаний.
Дадим характеристику каждой технологии.
«Работа в парах»
Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.
«Хоровод»
На начальном этапе взрослый является ведущим, т. к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.
«Цепочка»
Интерактивная технология «Цепочка» способствует формированию у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.
«Карусель»
Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.
«Интервью»
На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
«Работа в малых группах» (тройках)
В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.
«Аквариум»
Аквариум – деловая игра, которая напоминает шоу. В игре принимают участие 2-3 ребёнка, а остальные наблюдают и анализируют и действия играющих, их идеи во время игры. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют сою мысль.
«Метод проектов»
Защита обучающимися самостоятельно разработанного по теме проекта.
«Большой круг» – «Микрофон»
Дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему. Технология «Большой круг» — это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.
«Дерево знаний»
Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как выполнили задание. Дети слушают, анализируют и дают оценку.
«Дидактические игры»
Для решения проблемы в таких играх не предусмотрена выработка логической цепочки. Игровые методы относятся и к интерактивным методам обучения, но зависит от выбора игры: ролевые игры, путешествия, викторины относятся к интерактивным методом, в них предполагается взаимодействие детей.
Кейс-технологии
К кейс-технологиям относятся:
метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; кейс-иллюстрации; фото-кейсы);
метод инцидента;
метод ситуационно-ролевых игр;
метод разбора деловой корреспонденции;
игровое проектирование;
метод дискуссии.
Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).
В процессе освоения кейс-технологий дети учатся:
получать необходимую информацию в общении;
соотносить свои устремления с интересами других;
доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
отстаивать свою точку зрения;
принимать помощь.
Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного взаимодействия детей:
формирование навыков работы в команде;
вести диалог со взрослыми и сверстниками;
адекватно реагировать в конфликтных ситуациях;
применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений,
организовать самостоятельную познавательную деятельность на занятии,
критически мыслить, решать проблемы, анализируя обстоятельства и информацию.
К сожалению, интерактивные методы обучения пока недостаточно используются в работе с дошкольниками. Причинами этого А. Кононко считает следующие факторы:
привычка многих воспитателей использовать в работе объяснительно-иллюстративные, монологические методы, проявлять конформизм, беспрекословно подчиняться требованиям и принципам других;
недоверие определенной части педагогов к инновационным диалоговым методам, опасения их;
дефицит опыта их эффективного применения, активного самоопределения, принятия ответственных решений, предоставление преимуществ кому-то (чему-то);
опасение выглядеть в глазах других «белой вороной», смешной, беспомощной, неумелой;
заниженная самооценка, чрезмерная тревожность педагогов;
склонность к чрезмерной критике;
неумение быстро переключаться, приспосабливаться к новым условиям и требованиям.
В заключении можно сказать, что использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снижает нервную нагрузку дошкольников и дает возможность менять формы ихдеятельности и побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.