Алла Берко
Интерактивные методы общения с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивные методы общения с родителями
В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Интерактивный означает способность активно взаимодействовать с чем-либо или кем-либо.
Публикация «Интерактивные методы общения с родителями» размещена в разделах
Интерактивной формой сотрудничества с семьями в детском саду является система средств массовой информации: детского радио, выпуски детской газеты, журнала для родителей. Это и способ педагогического информирования, и форма взаимодействия педагогов с семьёй, и средство развития творческих способностей всех участников педагогического процесса.
В журнале специалисты учреждения могут консультировать читателей по различным вопросам воспитания детей в условиях семьи. Каждый номер можно посвятить определенной теме. Она всегда зависит от актуальных для этого периода проблем воспитания.
В газете в роли корреспондентов могут выступать дети подготовительной группы. Они берут интервью в разных группах детского сада, у родителей и педагогов. В газете несколько рубрик. Первая страница посвящена новостям и мероприятиям детского сада. Следующая рубрика - «Мир вокруг нас». Здесь ребята рассказывают о сезонных изменениях в природе, о труде детей и взрослых, о том, как они проводят в данный период свободное время дома. На страничке «Встреча с интересными людьми» члены семьи воспитанников рассказывают о семейных традициях и обычаях, о домашних питомцах, об увлекательных путешествиях и исследованиях, об интересных профессиях своих близких. Так же родители, бабушки и дедушки могут написать заметку о своем малыше, о секретах семейной педагогики. Еще в каждом выпуске детской газеты можно разместить поздравления именинников месяца.
Преимущество газеты детского сада в том, что она ориентирована на конкретных родителей, учитывает уровень их образования, запросы, интересы. А, главное, газета пишет о детях, об их достижениях.
Газеты и журналы, как форма взаимодействия с семьей, хороши еще и потому, что здесь нет "принуждения", о котором часто с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что оно отталкивает родителей и иногда мешает восприятию даже интересной и значимой информации. Газету, журнал можно просмотреть и отложить в сторону, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка.
Но не все родители, из-за своей занятости, имеют возможность просматривать и, тем более, подробно изучать печатный материал. Поэтому можно применить современный способ общения с родителями, чтобы рассказать им об их детях - детское радио.
В подготовке радиоэфира принимают участие педагоги, дети и родители. Примерные рубрики детского радио: «Зарядка вместе с мамой» (по временам года, «Что происходит за окном» (экологическое направление, «Семейные традиции», «Музыкальные поздравлялки» (для детей и педагогов, «Новости». В эфире звучат детские песни, загадки, стихи, сказки. На детском радио работают как постоянные ведущие, так и воспитанники всех возрастных групп, включая младшую. Активные родители тоже принимают участие в подготовке и записи эфиров радиопередач.
Детское радио разговаривает с современными детьми и их родителям на современном языке и помогает ребенку познавать окружающий мир, взрослому - познавать жизнь ребенка.
Выпуск радиоэфиров, газет и журнала - достаточно трудоемкая работа, требующая определенной подготовки. Для этого в коллективе детского сада специалисты, выполняющие эту работу: воспитатели, старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, социальный педагог, учитель-логопед и, конечно, руководитель детского сада. Все педагоги, работающие над очередным выпуском радиоэфира, газеты или журнала для родителей, должны искренне стремится к социальной и профессиональной компетентности, общности интересов, к укреплению связей с семьёй, старатся продумывать и в содержательном и в эстетическом плане каждый номер газеты, чтобы донести необходимую информацию до каждого читателя.
Организация работы по выпуску каждого номера газеты или журнала, а так же каждой передачи радиорубки проходит в следующем алгоритме:
• воспитатели выясняют интересующую родителей проблему, собирают информацию по теме номера: высказывания детей, описание возникших в группе педагогических ситуаций, рисунки и т. п.
• психолог наблюдает, выявляет индивидуальные особенности детей, значимые для обсуждаемой в номере темы, отбирает возможные для публикации материалы;
• родители пишут заметки в газету, помогают детям и педагогам в подготовке эфиров радиопередач;
• все специалисты ДОУ периодически готовят материалы в соответствии с темой;
•старший воспитатель редактирует журнал, осуществляет компьютерную верстку; педагог-психолог записывает радиоэфиры, выполняет функцию звукорежиссера и редактора; социальный педагог форматирует, выпускает каждый номер газеты.
Таким образом, взаимодействие вовлечены все участники педагогического процесса: администрация учреждения, воспитатели, родители, специалисты, психологическая и социальная службы.
Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Использование интерактивных форм работы даё т определенные результаты: родители станут активными участниками педагогического процесса и помощниками педагогов.