Вероника Олина
Интерактивные игры как средство повышения познавательной активности дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании оказывают положительное влияние на развитие познавательной активности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Познавательная активность дошкольников - это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Публикация «Интерактивные игры как средство повышения познавательной активности дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
У воспитанников с ЗПР отмечается снижение познавательной активности, скорости восприятия, переработки и воспроизведения информации. Это происходит на фоне неустойчивого внимания, сниженной работоспособности, низкой мотивации обучения, трудности в планировании деятельности.
Применение компьютерной и мультимедийной техники в обучении детей с ЗПР становится все более актуальным, так как позволяет построить образовательный процесс в наиболее доступной и привлекательной игровой форме, а значить способствует повышению качества образования.
Поэтому возникла необходимость поиска наиболее эффективного средства обучения детей с ЗПР с использованием ИКТ-технологий.
Мы считаем, что активное использование интерактивных игр в образовательной деятельности с детьми, имеющими задержку психического развития, позволит повысить показатели познавательной активности по всем образовательным областям.
Интерактивная игра - это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей.
Одним из ведущих направлений применения интерактивной игры является исследовательская и познавательная деятельность ребенка.
С помощью интерактивных и мультимедийных средств, возможно моделировать различные ситуации из окружающей среды, составлять наглядные загадки на различные темы, знакомить детей с временами года, профессиями, овощами и фруктами и т. д.
Работу с интерактивными технологиями мы организуем в разных формах: индивидуально, в паре, подгруппой. Интерактивные игры включаем в любой этап коррекционно-развивающего процесса: при объяснении нового, повторении и закреплении изученного материала. Обучение детей происходит в игровой форме посредством интерактивных развивающих игр с помощью звуковых эффектов, сопровождения красочного видеоряда, логических задачек.
Задания с использованием интерактивных игр строго дозируем в соответствии с требованиями СанПиН, сочетая со словесными методами и приемами.
Так, в интерактивной игре «Один-много» формируем умение правильно образовывать существительные из единственного числа во множественное число, согласовывать существительные с числительными.
В интерактивной игре «Что где продается?» расширяем и обобщаем представления детей о разных магазинах, закрепляем знания детей о том, какие товары продаются в том или ином магазине.
Интерактивная игра «Найди животных» способствует развитию фонематического слуха у детей.
Интерактивная игра «Собери урожай» направлена на формирование лексики и развитие мыслительных операций: навыков дифференциации овощей и фруктов; способствует расширению словарного запаса, использованию в речи слов, обозначающих названия, признаки овощей и фруктов (круглый красный помидор, оранжевый, сладкий апельсин); развивает умение составлять предложения с использованием предлогов (я кладу яблоко на тарелку, в корзину и т. д.).
Интерактивные игры подбираем исходя из целей и задач конкретного занятия, используя их как фрагмент занятия на этапе закрепления знаний (отработки навыков, а также в рамках изучения новой темы.
Таким образом, систематическое и целенаправленное внедрение интерактивных игр в коррекционно-образовательный процесс позволяют повысить познавательную активность дошкольников с ЗПР, способствуют развитию их психических познавательных процессов.
Список литературы
1. Гурова Е. В., Гребенникова Н. В. Возможности интерактивной психокоррекции задержки развития познавательных процессов у дошкольников // Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Кемерово: ГОУ «Кемеровский областной центр образования», 2019. С. 231-234.
2. Гусарова А. Ю. К вопросу о познавательном развитии старших дошкольников в условиях игровой компьютерной деятельности // Высшее образование для ХХI века: проблемы воспитания:сборник материалов ХIV Международной научной конференции. М. : МосГУ, 2017. C. 279-282.
3. Зворыгина Е. В. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет, Волгоград 2018– 139 с.