Фомин Леонид
Интерактивное родительское собрание «Поощрение и наказание»
▼ Скачать
Родительское собрание на тему :
«Поощрение и наказание»
- Добрый день, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на нашем интерактиве. Он будет приводиться в необычной форме. Хотела бы сегодня с вами обсудить немало важную тему.
-А тему вы узнаете, решив кроссворд.
Кроссворд:
1. Метод воспитания, предупреждающий нежелательные поступки ребенка, вызывающий чувство вины. (наказание)
Публикация «Интерактивное родительское собрание „Поощрение и наказание“» размещена в разделах
2. Родные люди, живущие рядом, в одной квартире. (семья)
3. Способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанника. (метод)
4. Сильное, теплое чувство привязанности родителей к ребенку. (любовь)
5. Метод воспитания, положительно оценивающий действия и поступки ребенка. (поощрение)
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем интерактиве?
- Совершенно верно. А с чем у вас ассоциируется слово «наказание» и «поощрение»
А важна ли данная проблема для родителей?
Действительно по данным статистики Министерства внутренних дел:
• насилие, в той или иной форме, совершается в каждой четвёртой российской семье,
• около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно избиваются родителями,
• более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье,
• 25 тысяч из них находятся в розыске,
• около 2 тысяч детей ежегодно сводят счеты с жизнью
Уважаемые родители, какой вывод мы можем сделать?
(Родители должны использовать методы семейного воспитания очень грамотно и соблюдать требования к ним.)
- Кто догадался, как звучит тема нашего интерактива?
Тема «Наказание и поощрение»
- Как вы думаете, какова цель нашего интерактива?
- Да, цель нашего интерактива звучит так : Сформировать понимание культуры поощрения и наказания в семье.»
- А какие на ваш взгляд задачи мы можем перед собой поставить?
Как педагог я определила следующие задачи:
- Расширить знания о понятии «поощрение и наказание»
- Обобщить и дополнить знания о видах поощрений и наказаний
- Развивать умения строить доброжелательные отношения с ребенком
Слово «наказание» в словаре русского языка С. И. Ожегова толкуется как «мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление».
Из такого толкования следует, что ребёнок, действительно, должен совершить проступок, чтобы получить наказание.
На практике, чаще наказание понимают, как отрицательную оценку поведения ребёнка, если он нарушил нормы и правила поведения. Педагогический смысл наказания заключается в том, чтобы вызвать у ребёнка чувство неудовлетворённости своим поведением.
Чтобы достичь цели нашего интерактива, мы используем дерево решений (на доске дерево, у родителей в методической книжке на странице 2)
Уважаемые родители, корень этого дерева- ошибки, допускаемые родителем в использовании пощерения и наказания; ствол- как правильно использовать методы семейного воспитания; ветки- методы семейного воспитания и требования к ним.
Для того, чтобы проанализировать методы семейного воспитания и требования к ним, мы сейчас познакомимся с основными понятиями темы:
Наказание-это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные действия, тормозить их, останавливать негативные проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины, стыда и раскаяния.
В наказании : лишение удовольствий, наложение дополнительных обязанностей, ограничение определенных прав, выражение порицания, осуждения детей.
Поощрение-метод воспитания, стимулирующий деятельность ребёнка
(Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 207)
Уважаемые родители, давайте попробуем разобраться с тем, какие методы используют семьи и как они влияют на ребенка. Для этого разделимся на 2 семьи. Выберите, кто из вас будет ребенком, кто папой, кто мамой. (выдаю ситуации)
1 семья
Ребенок: Мама, папа, нам в школе предложили отправится в поход, забраться на самую высокую гору. Можно мне поучаствовать в этом?
Папа: Да разве ты сможешь подняться на такую высоту?
Мама: Сразу упадешь и разобьешься!
Папа: Где мы тебя искать будем?
Мама: А если камни полетят?
Папа: Не передумаешь-будешь наказан!
Уважаемые родители, какой ведущий метод преобладает в этой семье? (наказание)
(ребенку) Какие качества у тебя могут сформироваться? (недоверие, боязливость, страх, неуверенность)
Уважаемые родители, как вы думаете, добьется ли данный ребенок успеха в жизни? Почему?
Уважаемые родители, давайте заполним первую веточку нашего дерева.
Уважаемые родители, я предлагаю вам выполнить задание на странице 5, отметьте галочкой те виды наказания, которыми вы пользуетесь в воспитании своих детей, красным цветом подчеркните те виды наказания, которые запрещено делать по законодательству РФ
1. Ставлю в угол.
2. Прекращаю общение на длительный период времени.
3. Применяю телесные наказания. !
4. Ограничиваю гулянье.
5. Лишаю любимого занятия.
6. Читаю нотации.
7. Стыжу при друзьях и знакомых.
8. Ругаю и оскорбляю. !
9. Лишаю еды. !
10. Выгоняю из дома. !
Как вы думаете, какие существуют требования к наказанию? (высказывание родителей).
Уважаемые родители, большое спасибо вам за ваше мнение познакомьтесь на странице 5 с требованиями к наказанию. Восклицательным знаком отметьте те, которые вы нарушаете, а вопросительным знаком те, о которых вы не задумывались
1. Ребенок может быть наказан только за свой проступок.
2. Нельзя быть наказанным дважды за один и тот же поступок.
3. Отложенное наказание или угрозы, не приводящие к действиям, вредят авторитету родителей.
4. Нельзя наказывать ребенка, когда он болен, плохо себя чувствует.
5. Когда ребенок выполняет деятельность, старается, но не получается.
6. Наказание должно соответствовать проступку ребенка и помогать его исправить.
7. Сочетать наказание с убеждением.
8. Применять наказание лишь после того, как другие методы и средства не дают никаких результатов.
9. Не злоупотреблять наказанием.
Подумайте, не нарушаете ли вы их и как это повлияет на развитие вашего ребенка.
-Уважаемые родители, вашему вниманию представлена таблица, которая показывает периоды накопления у детей негативных последствий неправильного семейного воспитания и частого использования разных вариантов метода наказания.
Возраст Ошибки семейного воспитания
0 – 1 год Родительская неотзывчивость.
1 – 2 года Недоверие.
2 -3 года Запреты и наказания.
3 – 4 года Порицания и угрозы.
4 – 5 лет Родительское раздражение и понимание.
5 – 7 лет Предписания, запреты.
7 – 11 лет Постоянное напоминание и контроль, осуждение за всё.
-Обратите внимание на возраст ваших детей. Какой вывод вы сделаете? (нельзя предъявлять к ребенку постоянные запреты, осуждения и систематически контролировать его действия)
Давайте посмотрим, какой ведущий метод у 2 семьи
Ребенок: Мама, папа, нам в школе предложили отправится в поход, забраться на самую высокую гору. Можно мне поучаствовать в этом?
Папа: Это очень трудно, но если ты хочешь, то попробуй!
Мама: Ты сильный- выдержишь!
Папа: У тебя все получится, я тоже в детстве мечтал стать альпинистом!
Мама: Мы всегда с тобой
Папа: Вернешься- отпразднуем победу!
Уважаемые родители, какой ведущий метод преобладает в этой семье? (поощрение)
(ребенку) Вы били в роли ребенка, какие чувства вы испытали при общении с родителями?
Какие качества у ребенка могут сформироваться (смелость, мужество, ответственность, вера в себя, целеустремленность)
Уважаемые родители, как вы думаете, добьется ли данный ребенок успеха в жизни? Почему?
Уважаемые родители, давайте заполним 2 веточку нашего дерева (поощрение)
Как вы думаете, какие существуют требования к поощрению?
Уважаемые родители, большое спасибо вам за ваше мнение! Давайте познакомимся на странице 6 с требованиями к поощрению, прочитайте их. Может быть, вы с чем-то не согласны?
(1. Поощрение должно быть справедливым.
2. Поощрять следует не только совокупность достижений, но и за отдельные реальные успехи.
3. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и индивидуальные особенности детей.
5. Не злоупотреблять и не захваливать.
6. Использовать различные меры поощрения.
7. Не следует забывать о тех, кто редко поощряется или не поощряется.
8. Поощрение должно быть в присутствии других членов семьи.
1. 9. Поощрение должно быть доброжелательным, идти от сердца, от души. Уважаемые родители, давайте вернемся к цели нашего собрания. Достигли ли мы ее? (да).
У вас на партах в ваших методических материалах есть картинки мясорубки и чемодана.
Мясорубка- это то, над чем вы сегодня задумались. Напишите, пожалуйста, вопрос, проблему, которая вас сегодня взволновала и что вы обсудите в своей семье.
Чемодан-это те знания, которые вы возьмете с собой и будете использовать в воспитании своих детей.
Если вас заинтересовало данная проблема, то вы можете познакомиться с ней глубже, изучив литературу, которая у вас написана в методических книжках и на доске.
Наше родительское собрание подошло к концу! Я желаю вам успехов в воспитании ваших детей.
Сейчас я предлагаю начать с вами работу с выполнения практического задания по группам. Первой группе необходимо составить перечень правильных приемов поощрения. Второй группе необходимо составить перечень неправильных приемов поощрения. Третьей группе необходимо составить перечень правильных приемов наказания. Четвёртой группе необходимо составить перечень неправильных приемов наказания