Алена Скараева
Интерактивная папка «Зимующие птицы» для детей среднего и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое описание интерактивной тематической папки "Зимующие птицы"
Комплекс игр и заданий направленный на развитие связной речи, мелкой моторики, памяти, внимания, логического мышления, воображения, наблюдательности.
Дидактическое пособие «Зимующие птицы» представляет собой папку с разворотами для организации деятельности по ознакомлению детей с птицами, которые остаются зимовать. На страницах папки имеются различные задания, в которых собрана информация по теме.
Публикация «Интерактивная папка „Зимующие птицы“ для детей среднего и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зимующие птицы
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Пособие предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Как познакомить детей с зимующими птицами? Как интересно и увлекательно рассказать о них малышам? В какие игры можно поиграть? С помощью данного пособия малыши начнут увлекательное путешествие в мир зимующих птиц.
Цель:
расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах.
Задачи:
- Образовательные: обогащать знания детей о зимующих птицах; формировать умение различать птиц по внешнему виду.
- Развивающие: развивать кругозор детей через ознакомление детей с птицами; способствовать развитию связной речи; развивать память, внимание, мышление; обогащать и активизировать словарь детей, развивать мелкую моторику рук.
- Воспитательные: воспитывать у детей умение слушать взрослого. Желание помогать птицам в трудное для них время.
Содержание:
1. Дидактические карточки. Зимующие птицы.
Цель: закрепить умение узнавать по картинкам и называть зимующих птиц.
Условия: педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением птиц. С детьми старшего дошкольного возраста рассмотреть картинки, назвать птиц зимующих и кочующих.
2. Дидактическая игра «Зимующие птицы»
Представлена в виде разворота с изображением зимнего дерева.
Задание 1: Расставить птиц в специальные ячейки.
Цель: формировать знания детей о птицах, о среде их обитания.
Условия: даны плоскостные фигурки птиц. Ребенок берет плоскостные фигурки птиц и расставляет их по ячейкам.
Задание 2. Назвать всех птиц.
Цель: познакомить детей с названиями птиц.
Условия: наличие наглядных изображений птиц. Ребенок показывает на птицу и называет ее.
Задание 3. составить рассказ о птице, которое больше всего понравилось.
Цель: формировать умение детей составлять описательные рассказы, развивать речь.
Условия: с помощью плоскостных фигурок ребенок составляет описание того или иного животного.
Задание 4:
Игра "Кто исчез"
Цель: развитие зрительной памяти.
Условия: после того как ребенок выставил птиц в ячейки (количество зависит от возраста детей) предлагают им посмотреть на всех птиц и перечислить их всех. После этого ребенок закрывает глаза, взрослый убирает одну птичку. Дети должны сказать, какая птичка исчезла.
3. Строение птицы.
Цель: активизировать словарь детей, упражнять в назывании частей тела птиц.
Условия: педагог показывает и называет части тела птицы, затем предлагает ребенку показать и назвать части тела птицы: грудка, ноги, хвост, крыло, глаз, клюв.
4. Дидактическая игра «Составь птичку по силуэту»
Цель: развитие умения собрать из частей птицу, закрепить названия частей тела. Формировать представление о внешнем виде зимующих птиц (есть туловище, голова, крылья, хвост, лапки).
Условия: перед детьми лежат разрезанные картинки, они должны собрать картинку по силуэту и сказать что это за птица.
5. Птичья кормушка.
Цель: закрепить знания о зимующих птицах и о том, чем они питаются; упражнять в составлении предложений.
Условия: перед ребенком лежат плоскостные фигурки птиц и карточки с изображением корма для этих птиц. Педагог ставит в ячейку на кормушке одну из птиц и предлагает ребенку выбрать карточку с кормом для птицы. Карточка ставится в ячейку рядом с птицей: «Я угощу синицу салом», «Я накормлю снегиря ягодами рябины», «Я дам семечки воробью» и т. д. Либо ребенок сам выбирает птичку и ставит ее в ячейку на кормушке.
6. Блокнот «Это интересно»
Цель: Обогатить знания детей о зимующих птицах.
Условия: блокнот состоит из страниц, на которых есть небольшие рассказы о жизни зимующих птиц. Взрослый читает интересные сведения о птицах.
После прочтения можно задать вопросы по содержанию текста.
7. Загадки о зимующих птицах.
Цель: воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Условия: взрослый читает загадку и просит ребенка отгадать. После отгадки важно попросить детей пояснить свой ответ. Целесообразно задать вопросы по содержанию загадки.
8. Пазлы с цифрами.
Цель: развитие мелкой моторики рук, наглядно-образного и логического мышления, воображения, памяти.
Условия: пазлы находятся в конвертике со шнуровкой. Сопоставить детали таким образом, чтобы вместе они составили общую картину. Ребенок самостоятельно собирает пазлы. Пазлы с цифрами до пяти для детей помладше. Для детей постарше пазлы с цифрами до 10 и 20.
9. Пальчиковая гимнастика. Стихи о зимующих птицах.
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие умения подражать повадкам различных животных.
Условия: карточки с описанием пальчиковой гимнастики. Взрослый читает стихотворение и показывает движения, а ребенок повторяет.
10. Лото «Зимующие птицы»
Цель игры: закреплять знания о зимующих птицах; способствовать формированию познавательной активности дошкольников.
Игра проводится по принципу лото. Ведущий сообщает правила игры, предлагает каждому игрокам взять по одной карточке. Картинку нужно заполнить 8 фишками с изображением птиц. Ведущий показывает фишку, игрок должен сказать его фишка или нет. Когда картинка собрана, игрок считается победителем.
11. «Найди пять отличий»
Цель: продолжать развивать умение у детей последовательно рассматривать картинки и сравнивать их. Развивать внимание, мышление, память, счет. Активизировать речь детей.
Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая.
1 вариант.
Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося некоторыми деталями. При рассматривании иллюстрации предлагается ребёнку найти отличия. В случае возникновения трудностей при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана помощь задать вопросы.
Вопросы.
- Кто нарисован на картинке?
- Кто нарисован на другой картинке?
- Они разные или одинаковые?
- Чем похожи?
- Чем они отличаются?
- Какого цвета отличия?
- В какую сторону повернут?
- Сосчитай сколько отличий и т. д.
2 вариант.
Можно устроить соревнование «Кто быстрее найдет, чем отличаются картинки?».
12. Народные приметы о зимующих птицах.
Цель: развитие познавательно-мыслительной деятельности ребёнка на основе использование народных примет о погоде в повседневных наблюдениях за птицами
13. Дидактическая игра «Чья тень?»
Цель: закреплять знания детей о зимующих птицах, учить узнавать зимующих птиц по силуэту.
Условия: соединить изображение птицы и ее тень линией.
Карточки заламинированы, поэтому пригодны к многоразовому использованию.
14. Дидактическое упражнение «Обведи по точкам»)
Цель: развитие у детей графомоторных навыков.
Условия: на начальном этапе дети проводят пальчиком по дорожкам, повторяя их конфигурацию. Затем детям предлагается провести по дорожкам маленькой указкой или ручкой без стержня.
Далее задание усложняется – нужно прокатить по дорожкам шарики (деревянные, стеклянные, керамические, каучуковые, металлические). Можно использовать фломастер на водной основе.
На всех этих этапах детям предлагается прокомментировать: какой объект к какому предмету движется.
Обведи птиц по контуру. Это задание отлично подходит для подготовки руки к письму, развития координации движений. Можно рисовать сразу по листу, а можно сделать задание многоразовым: спрячьте лист в файл-уголок и предложите малышу обвести птиц по контуру маркером для белой доски. Такие линии вы всегда можете вытереть и рисовать заново.
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. При работе с детьми дошкольного возраста процесс познания и накопления чувственного опыта реализуется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой – одна из составных частей этого процесса – предлагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определённых программой.