Алсу Кульбарисова
Интеллектуальные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст- важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения, появляется возможность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У детей формируется представления о доступных их пониманию конкретных фактах общественной жизни.
Возникает самостоятельная игровая деятельность. Теория и практика игры включает в себя многообразный комплекс различных проблем и вопросов, основными из которых являются классификация детских игр и методика руководства ими.
Публикация «Интеллектуальные игры» размещена в разделах
Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума. Цели проведения интеллектуальных игр многообразны.
Учебная цель интеллектуальных игр такова :
1. Проверять уровень полученных знаний.
2. Стимулировать самостоятельное изучения материала.
В первом случае игра выступает в роли видоизмененной проверки. Это вопросы на воспроизведение выученных сведений. Контроль и учет знаний в игровой форме повышает у детей интерес к знанию.
Во втором случае необходимо стимулировать самостоятельное изучение материала. Детям, например, дается задание повторить дома с родителями геометрические фигуры, названия, форму, размер. Тема завтрашнего занятия- это «геометрическое ассорти». Или чтение детям сказок, проведение экскурсий. Здесь игра является итогом самостоятельной работы детей по заданию воспитателя.
2. Развивающая цель :
Развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникабельность.
Это основные проведения типа игр «викторина». Очень важно и ответственно отнестись к подбору вопросов, заданий, сценария, а также к организации самой игры. Участие детей в игре позволяет приобрести умение выражать эмоции и чувства, расширять кругозор, формирует умение вести коллективный поиск истины.
Интеллектуальные игры образуют два блока : викторины и стратегии. Викторина- это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные.
При тестовых викторинах дети отвечают на вопрос и получают оценку.
Сюжетные викторины более интересны. Например, воспитатель придумывает игровой сюжет («Красная шапочка» на новый лад). Дети становятся «Красной шапочкой», «волком», «бабушкой» и т. д. Включается воображение. Игра приобретает яркий эмоциональный характер. Примерами могут стать телевизионные передачи.
Стратегия- также форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий.
В игре в шахматы и шашки интеллектуальная стратегия состоит в том, что путь к успеху достигается правильным планированием уничтожения противника. Это боевая стратегия.
В экономической стратегии путь к успеху лежит через действия, приобретения, продажи (продавцы, менеджеры и т. д.).
В ролевой стратегии через наилучшее достижение целей, определяемых заданий игроку ролью (например,игра «Яхта»). Ролевая форма развивается по сценарному и импровизированному направлениям.
Сценарная стратегия допускает импровизацию в строгом соответствии с разработкой игры.
Импровизационная стратегия намечает общие положения и дает первоначальный толчок событиям, где сами дети выбирают тему импровизации.
Интеллектуальная игра редко обходится без вопросов. Поэтому подбирать и составлять вопросы – важный фактор подобной деятельности для воспитателей.
Классификация вопросов такова: вопросы продуктивные, условно допустимые, недопустимые.
Условно допустимые - это вопросы лекции, перечисления, воспроизводящие с уловкой, воспроизводящие.
Недопустимые-вопросы-розыгрыши, неэтические вопросы.
Таким образом : Интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, то есть она включает цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует и игровую, и познавательную цели. Интеллектуальные игры влияют положительно на познавательную деятельность интеллектуально-пассивных детей. Игра носит и обучающий характер, и игровой. Поэтому интеллектуальные игры представляются ребенку интересными и необычными занятиями, а не просто игрой.