Ольга Мочалина
Внедрении парциальной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальное развитие старших дошкольников посредством конструирования при внедрении парциальной программы "От Фребеля до робота растим будущих инженеров"
Детей увлекающихся конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития ребенка.
Публикация «Внедрении парциальной программы „От Фребеля до робота: растим будущих инженеров“» размещена в разделах
Конструктор побуждает работать в равной степени и голову и руки. Конструктор помогает детям воплощать в жизни свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.
Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности дошкольников и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов - от воспитанников детского сада до студентов.
Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.
Я в своей работе использую программу технической направленности «От Фребеля до робота : растим будущих инженеров» Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В. Данную программу реализую в рамках дополнительного образования.
Для дошкольников это техническая пропедевтика, подготовка к школе с учетом требований ФГОС. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте.
Основа любого творчества - детская непосредственность. Важно начинать занятия в том возрасте, в котором дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых, и важно всеми силами поощрять эту потребность.
Объединить теорию и практику возможно, если при изучении различных предметов использовать игровое и учебное оборудование. Кроме того, использование такого оборудования будет способствовать выявлению одаренных детей, стимулировать их интерес и развитие навыков практического решения актуальных образовательных задач. Данная программа сочетает в себе теорию и практическую деятельность детей.
В ходе работы кружка я в своей работе со старшими дошкольниками применяю современные конструкторы: ТИКО, фанкластик, ЛЕГО, электронный конструктор «Знаток», магнитный, металлический.
Применение конструктора способствует :
1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)
Конструирование развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов — настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.
Реализуя данную программу, соблюдаю последовательность этапов в работе с детьми:
1. Введение нового понятия (слова или логической взаимосвязи).
2. Техника безопасности (например, с материалами, которыми будем работать, с конструктором или на производстве и в быту (например, настольная лампа).
3. Инженерная книга (для каждого ребенка индивидуальная и ведется на каждом занятии) – дневник-накопитель. В нем дошкольники зарисовывают схему будущей своей модели, выбирают способы соединения и как ребята будут работать самостоятельно или в подгруппе.
4. Ребята рассматривают схемы, условные обозначения, то из чего состоит объект, который нужно построить.
5. Стимулирование инициативы детей.
6. Стимулирование проговаривания своих мыслей вслух – дети общаются между собой, с педагогом, объясняют ход своей работы.
7. Конструирование – практическая деятельность детей.
8. Обсуждение построек, оценка своей деятельности, сравнение с той моделью, которую ребенок зарисовал на 3эпате (в «инженерной книге»).
9. Обыгрывание моделей (после занятия).
10. Педагог фотографирует деятельность детей и готовую «модель» и разместить в «инженерной книге».
11. Размещение полученных «моделей» в предметно-пространственной среде группы.
Ребятам предлагаю разные темы (согласно программе) : авиационная и ракетно-космическая техника, транспорт, вычислительная техника, радиотехника и приборостроение и др.
Реализация программы позволяет стимулировать интерес и любознательность дошкольников, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их.
Конструктивная деятельность интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.
Интеллектуальное развитие в дошкольном возрасте протекает как процесс формирования перцептивных действий, от конкретных манипуляций с предметами до интериоризации (переноса практических действий во внутренний план на психическом уровне, развиваясь, интеллектуальные умения и навыки начинают выступать в качестве способов умственной деятельности.
Таким образом, по результатам реализации программы «От Фребеля до робота : растим будущих инженеров» в этом году, можно сделать вывод о том, что воспитанники научились анализировать конструктивную деятельность, соотносить реальную конструкцию со схемой, строить более сложные постройки, строить по творческому замыслу, умение представлять свою постройку. Поэтому я считаю, что конструирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников, так как способствует: развитию познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания); формированию умения делать самостоятельные выводы, обобщения, умозаключения по ситуации. Дети активно принимают участие в конкурсах «Самоделкин - 2021», «Самоделкин - 2022», в ДОУ в выставках по различным тематикам «Космос», «Военная техника» и др., постройки детей очень разнообразны и оригинальны.