юлия давыденко
Интеллектуальное развитие дошкольников через логические математические игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и
любознательности».
В. А. Сухомлинский
Интеллект- это способность человеческого мозга к осуществлению процесса познания. Интеллект необходимо развивать, начиная с дошкольного возраста. Именно математика формирует уровень интеллектуальных способностей ребенка, таких как пытливость и глубина ума, его гибкость и логичность. Это особенно важно, так как от этих качеств во многом будет зависеть успешность дальнейшего обучения после поступления в школу.
Публикация «Интеллектуальное развитие дошкольников через логические математические игры» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Как правило, дети, поступающие в первый класс, умеют считать, читать, и казалось бы, они полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников обнаруживают трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаков предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально-логических операций. Начинать развитие логического мышления стоит в дошкольном возрасте. Но зачем логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается, как бы, определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, умения и навыки, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их математическое развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: счету, вычислению, измерению. Не менее важно развивать у ребенка – дошкольника умение логически мыслить, анализировать и синтезировать информацию, делать выводы и умозаключения, обобщать и конкретизировать, классифицировать представления и понятия, и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
Но не стоит торопиться и формировать его у дошкольника искусственно. Если ребенку не дать полностью насладиться игрой с образами, учить его мыслить логически в период, когда он еще не готов к этому, результат получится прямо противоположный. Предельно схематическое, слабое мышление, безинициативность встречаются как раз у тех детей, которые прошли серьезную школу «раннего развития», как теперь модно называть – механическое обучение малышей. В том возрасте, когда мозг готов оперировать яркими образами, ему подносили сухие схемы, не давая насладиться всем богатством красок, вкусов и запахов этого мира. Все хорошо вовремя и ребенок обязательно пройдет все стадии развития мышления.
Таким образом, практически все психологические исследования, посвященные анализу способов и условий развития мышления, единодушны в том, что методическое руководство этим процессом не только возможно, но и является высокоэффективным при специально организованной работе в развитии логических приемов мышления. Развитие логики ребенка зависит от создания развивающей среды, стимулирующей его практическую, игровую и познавательную деятельность. Следовательно, для детей старшего дошкольного возраста, важно грамотно подобрать и предлагать логико – математические игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
Цель:
Создание условий для активизации мыслительной деятельности в развивающих математических играх детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Развивать логико-математические представления и умения у детей старшего дошкольного возраста.
Сформировать в играх интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Повысить педагогическую компетентность родителей в логико-математическом развитии детей.
Обогатить и разнообразить предметно-развивающую среду по математическому развитию дошкольников.
Решение задач в ходе работы с детьми было направлено на то, чтобы в занимательной форме достичь успехов в развитии ребенка, т. е. научить сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, иными словами самостоятельно мыслить через игры.
«Сравнение предметов» Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов: топор и молоток; скрипка и пианино; книга и тетрадь; вода и молоко; муха и бабочка; дом и избушка; стулья и стол; шалость и драка; город и деревня; щекотать и гладить.
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел топор? А молоток?» После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагается их сравнить: «Похожи топор и молоток или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?» Проанализируйте ответы ребенка.
«Закончи слово» (скорость мышления) Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать! По…» - так вы начинаете игру.
Всего предлагается 10 слогов: по-, на-, за-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.
«Соотношение понятий» Предложите вниманию ребенка картинки, где изображены четыре стадии развития ветвей дерева – от зимы до осени. Попросите малыша определить порядок размещения картинок по смыслу.
«Найди лишнее слово» Читайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите ребенку определить слово, которое является лишним.
Храбрый, злой, смелый, отважный.
Яблоко, слива, огурец, груша.
Молоко, творог, сметана, хлеб.
Час, минута, лето, секунд.
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
«Найди лишнюю картинку» Подберите серию рисунков, среди которых каждые три рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый – лишний.
«Игра на развитие гибкости ума» Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие: -деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина); спорт; звери; транспорт; овощи; фрукты.
«Определи понятие» Ребенку предлагаются следующие наборы слов.
1. Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.
2. Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.
Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.
Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово. Например, слово «велосипед». Как бы ты объяснил, что это?»
«Как это можно использовать?» Предложите ребенку найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку.
«Бывает – не бывает» Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно. Например, вы говорите : «Кошка варит кашу» - и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает вам мяч.
«Какой цифры не стало?» Со стола убирается одна – две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после.
«Сколько» На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку. Сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают сколько морковок нарисовано на карточке, и показывает цифру. Кто быстрее поднял цифру становится ведущим. Вместо загадок можно давать описание предмета. Например: «Это животное ласковое и доброе, оно не разговаривает, но знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми» .
«Считай – не ошибись!» Эта игра помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнению в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает кому-то из играющих мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводиться в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как большему количеству детей принять в ней участие.
«Кто первый назовет?» Детям показывают картинку, на которой в ряд (слева на право или сверху вниз) изображены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, снизу, сверху. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовет игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.
Формы работы с детьми:
индивидуальная работа с ребенком
упражнения в НОД по РМП
закрепление в режимных моментах и СДД
индивидуальные задания
организованная деятельность с подгруппой детей
Формы работы с родителями:
письменные и устные консультации
индивидуальные задания
картотеки игр из серии «Поиграйте с ребенком дома»