Наталья Гнатюк
Интеллектуально-развивающие игры природоведческого и природоохранного содержания для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуально-развивающие игры природоведческого и природоохранного содержания для детей старшего дошкольного возраста
Игры, приведённые ниже, направлены на решение целого комплекса задач. Они способ-ствуют закреплению и систематизации специальных знаний природоведческого и природоохран-ного характера, но и формируют навыки мышления, развивают творческое воображение. А неко-торые из них помогают созданию психологического комфорта и благополучия ребёнка в условиях детского коллектива.
Публикация «Интеллектуально-развивающие игры природоведческого и природоохранного содержания для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
Подборка игр сделана на основе анализа имеющейся литературы с описанием дидактиче-ских игр.
Система игр состоит из нескольких блоков:
a) игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития: «Природный мир бывает разным», «Я еду в деревню», «Повторялка», «Что было, что будет», «Ты часть, я це-лое», «Разведчики», «Волшебный светофор», «Теремок», «Ночлег», «Кто, где жи-вёт?» и др.
Цель блока:
Упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданно-му или произвольно выбранному признаку, в обобщении объектов по принадлежности к опреде-лённому классу в биологической классификации; в выделении признаков и свойств объектов, в ана-лизе «полезности» и «вредности» различных объектов живой и неживой природы. Подвести к пониманию природных взаимосвязей на основе диалектических законов, особенности человека за сохранение природы.
«Природный мир бывает разный»
Материал: картинки с изображением природных объектов.
Ход игры : детям предлагается сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов. Попросить отделить картинки с изображением живой и неживой природы, сделать обоснование.
«Теремок»
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры : разыгрывается ситуация – в чистом поле теремок, в котором поселяются объекты окружающего мира. Объект (картинку) можно поселить только тогда, когда ребёнок найдёт не менее пяти схожих признаков между своей картинкой и картинкой «хозяина» теремка. Например: в теремке первым поселился зонтик. У ребёнка картинка с вишенкой. Общие признаки – округлые формы, косточка в вишенке и костяная ручка у зонтика, общий цвет и т. д.
«Кто где живёт»
Материал: картинки с животными у воспитателя, картинки с изображениями разных мест обитания – у детей (дерево, река, нора и т. д.).
Ход игры : воспитатель показывает картинку с изображением животного, а ребёнок должен определить, где он обитает, и «поселить у себя на нужной карточке.
«Что было, что будет»
Материал: картинки с хорошо знакомыми сказками, схематические «кадрики» к сюжету, нарисованные вместе с детьми.
Ход игры : каждый ребёнок получает одну картинку и по сигналу должен занять своё место в общей шеренге. Затем идё т обсуждение: каждый ребёнок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или ещё будет (по отношению к предыдущему выступлению).
b) Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов) : «Мир зву-ков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Волшебные звуки», «Что ты съел?».
Цель блока: развивать чувственное восприятие, упражнять в восприятии и описании много-образия ощущений, выделять отдельные, определять анализатор, задействованный в этом виде восприятия, формировать навыки сенсорного обследования объектов материального мира.
«Мир звуков»
Материал: магнитофонная запись шума моря, леса и т. д.
Ход игры : предлагается детям прослушать запись. Дети вслушиваются в звуки, только за-тем высказываются о том, что они услышали, что почувствовали (вой ветра, шум листьев, пение птиц, жужжание пчёл и т. д.)
Усложнение первого уровня – определить место, где можно услышать эти звуки.
Усложнение второго уровня – вычленить в многообразии звуков, какие воспроизводятся объектами живой природы. Какие неживые. Есть ли там звуки «рукотворного» происхождения».
«Угадай по запаху».
Материал: объекты материального мира с ярко выраженным запахом (предметы парфюме-рии, пряности, овощи, фрукты и т. д., шарфик или платок из непрозрачной ткани.
Ход игры : ребёнку завязывают глаза и предлагают по запаху определить, какой объект дали ему в руки. Затем описать характер своих обонятельных ощущений и положить этот объект на один из подносов по признаку «съедобное» или «несъедобное».
«Волшебные звуки»
Материал: предметы, изготовленные из различных материалов (металл, стекло, дерево и т. д., непрозрачная ширма.
Ход игры : воспитатель за ширмой постукивает по одному из предметов деревянной палоч-кой, а дети должны определить материал, который издаёт подобный звук.
Усложнение первого уровня – не только определить материал, и назвать как можно больше предметов из этого материала.
Усложнение второго уровня – назвать явления или объекты природного мира, которые из-дают звуки, схожие по звучанию с рукотворными материалами. Например: звон стекла – звон ка-пели.
c) Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо – плохо», «Что будет, если…», «Берегите природу».
Цель блока: подвести к пониманию природных взаимосвязей на основе диалектических законов, ответственности человека за сохранение природы.
«Что будет, если…»
Ход игры : взрослый задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, в которой показывает необ-ходимость соблюдения меры и действие закона перехода количества в качество.
Например: «Что будет, если в речку капнуть одну капельку мазута? А две капельки? А если туда целый завод сольёт отработанное топливо?», «Что будет, если один ребёнок сорвёт просто так лист с дерева? А если это сделают двое детей? А если сто человек? А если это станет делать каждый?». Что будет, если один день прожить в местности с загрязнённым воздухом? А если неделю, месяц? А если человек там живёт постоянно?»
Примечание: важно не только показать зависимость количественных и качественных ха-рактеристик, но и в последующей работе вывести детей на осознание способов предотвращения вредных результатов.
«Один – хорошо, много – плохо»
Ход игры : взрослый называет природный объект, обладающий ярко выраженными полез-ными свойствами. Дети должны доказать, что большое количество таких объектов или свойств даст противоположный результат. Пример: солнце, это хорошо: тепло, всё расцветает, можно за-горать и купаться и т. д. Но когда солнца очень много, это плохо, потому что можно обгореть, по-лучить солнечный или тепловой удар, начинается засуха и т. д.