МААМ-картинки

Интеллектуально-развивающие игры природоведческого и природоохранного содержания для детей старшего дошкольного возраста

Наталья Гнатюк
Интеллектуально-развивающие игры природоведческого и природоохранного содержания для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Интеллектуально-развивающие игры природоведческого и природоохранного содержания для детей старшего дошкольного возраста

Игры, приведённые ниже, направлены на решение целого комплекса задач. Они способ-ствуют закреплению и систематизации специальных знаний природоведческого и природоохран-ного характера, но и формируют навыки мышления, развивают творческое воображение. А неко-торые из них помогают созданию психологического комфорта и благополучия ребёнка в условиях детского коллектива.

Публикация «Интеллектуально-развивающие игры природоведческого и природоохранного содержания для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Подборка игр сделана на основе анализа имеющейся литературы с описанием дидактиче-ских игр.

Система игр состоит из нескольких блоков:

a) игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития: «Природный мир бывает разным», «Я еду в деревню», «Повторялка», «Что было, что будет», «Ты часть, я це-лое», «Разведчики», «Волшебный светофор», «Теремок», «Ночлег», «Кто, где жи-вёт?» и др.

Цель блока:

Упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданно-му или произвольно выбранному признаку, в обобщении объектов по принадлежности к опреде-лённому классу в биологической классификации; в выделении признаков и свойств объектов, в ана-лизе «полезности» и «вредности» различных объектов живой и неживой природы. Подвести к пониманию природных взаимосвязей на основе диалектических законов, особенности человека за сохранение природы.

«Природный мир бывает разный»

Материал: картинки с изображением природных объектов.

Ход игры : детям предлагается сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов. Попросить отделить картинки с изображением живой и неживой природы, сделать обоснование.

«Теремок»

Материал: набор предметных картинок.

Ход игры : разыгрывается ситуация – в чистом поле теремок, в котором поселяются объекты окружающего мира. Объект (картинку) можно поселить только тогда, когда ребёнок найдёт не менее пяти схожих признаков между своей картинкой и картинкой «хозяина» теремка. Например: в теремке первым поселился зонтик. У ребёнка картинка с вишенкой. Общие признаки – округлые формы, косточка в вишенке и костяная ручка у зонтика, общий цвет и т. д.

«Кто где живёт»

Материал: картинки с животными у воспитателя, картинки с изображениями разных мест обитания – у детей (дерево, река, нора и т. д.).

Ход игры : воспитатель показывает картинку с изображением животного, а ребёнок должен определить, где он обитает, и «поселить у себя на нужной карточке.

«Что было, что будет»

Материал: картинки с хорошо знакомыми сказками, схематические «кадрики» к сюжету, нарисованные вместе с детьми.

Ход игры : каждый ребёнок получает одну картинку и по сигналу должен занять своё место в общей шеренге. Затем идё т обсуждение: каждый ребёнок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или ещё будет (по отношению к предыдущему выступлению).

b) Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов) : «Мир зву-ков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Волшебные звуки», «Что ты съел?».

Цель блока: развивать чувственное восприятие, упражнять в восприятии и описании много-образия ощущений, выделять отдельные, определять анализатор, задействованный в этом виде восприятия, формировать навыки сенсорного обследования объектов материального мира.

«Мир звуков»

Материал: магнитофонная запись шума моря, леса и т. д.

Ход игры : предлагается детям прослушать запись. Дети вслушиваются в звуки, только за-тем высказываются о том, что они услышали, что почувствовали (вой ветра, шум листьев, пение птиц, жужжание пчёл и т. д.)

Усложнение первого уровня – определить место, где можно услышать эти звуки.

Усложнение второго уровня – вычленить в многообразии звуков, какие воспроизводятся объектами живой природы. Какие неживые. Есть ли там звуки «рукотворного» происхождения».

«Угадай по запаху».

Материал: объекты материального мира с ярко выраженным запахом (предметы парфюме-рии, пряности, овощи, фрукты и т. д., шарфик или платок из непрозрачной ткани.

Ход игры : ребёнку завязывают глаза и предлагают по запаху определить, какой объект дали ему в руки. Затем описать характер своих обонятельных ощущений и положить этот объект на один из подносов по признаку «съедобное» или «несъедобное».

«Волшебные звуки»

Материал: предметы, изготовленные из различных материалов (металл, стекло, дерево и т. д., непрозрачная ширма.

Ход игры : воспитатель за ширмой постукивает по одному из предметов деревянной палоч-кой, а дети должны определить материал, который издаёт подобный звук.

Усложнение первого уровня – не только определить материал, и назвать как можно больше предметов из этого материала.

Усложнение второго уровня – назвать явления или объекты природного мира, которые из-дают звуки, схожие по звучанию с рукотворными материалами. Например: звон стекла – звон ка-пели.

c) Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо – плохо», «Что будет, если…», «Берегите природу».

Цель блока: подвести к пониманию природных взаимосвязей на основе диалектических законов, ответственности человека за сохранение природы.

«Что будет, если…»

Ход игры : взрослый задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, в которой показывает необ-ходимость соблюдения меры и действие закона перехода количества в качество.

Например: «Что будет, если в речку капнуть одну капельку мазута? А две капельки? А если туда целый завод сольёт отработанное топливо?», «Что будет, если один ребёнок сорвёт просто так лист с дерева? А если это сделают двое детей? А если сто человек? А если это станет делать каждый?». Что будет, если один день прожить в местности с загрязнённым воздухом? А если неделю, месяц? А если человек там живёт постоянно?»

Примечание: важно не только показать зависимость количественных и качественных ха-рактеристик, но и в последующей работе вывести детей на осознание способов предотвращения вредных результатов.

«Один – хорошо, много – плохо»

Ход игры : взрослый называет природный объект, обладающий ярко выраженными полез-ными свойствами. Дети должны доказать, что большое количество таких объектов или свойств даст противоположный результат. Пример: солнце, это хорошо: тепло, всё расцветает, можно за-горать и купаться и т. д. Но когда солнца очень много, это плохо, потому что можно обгореть, по-лучить солнечный или тепловой удар, начинается засуха и т. д.

Публикации по теме:

Настольно-дидактические развивающие игры для детей дошкольного возраста Игра – это творческая лаборатория, в которой перерабатываются пережитые ребенком впечатления. Л. С. Выготский Игра имеет большое значение.

Настольно-дидактические, развивающие игры для детей дошкольного возраста Игра – это творческая лаборатория, в которой перерабатываются пережитые ребенком впечатления. Л. С. Выготский Игра имеет большое значение.

Развивающие игры как основа развития познавательно-интеллектуального развития детей дошкольного возраста В наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально – в руках любящих и заботливых родителей, которые хотят видеть подготовленных.

Дидактические игры природоведческого содержания. Их значение и классификация. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через развивающие игры Задумайтесь, насколько важно для взрослых видеть, как растут и развиваются их дети. Насколько важно ребёнку для своего развития узнавать.

Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: познакомить участников мастер-класса с практикой использования развивающих игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи:.

Программа «Развитие познавательных функций. Развивающие игры» для детей младшего дошкольного возраста,. Программа «Развитие познавательных функций. Развивающие игры». Ведение. Программа рассчитана на одногодичный курс обучения детей 4-года.

Словесно-развивающие игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Мир, окружающий нас, устроен интересно и сложно. Все в природе кажется загадочным. Но любознательный ум человека всегда стремился к разгадке.

Современные развивающие компьютерные игры в подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Актуальность и перспективность опыта. Актуальность работы в данном направлении продиктована самим временем. Современный мир сегодня предъявляет.

Защита сборника дидактических игр природоведческого содержания Сайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги. Я, Квашнина Людмила Викторовна, воспитатель Баранниковского детского сада, представляю вашему вниманию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллектуально-развивающие игры природоведческого и природоохранного содержания для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 февраля 2017 в 06:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеллектуально-развивающие игры природоведческого и природоохранного содержания для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гнатюк (УИ 157863) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД