Светлана Кесаева
Интеллектуальная игра как средство активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлении психологической науки. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют
педагогу необходимость выбирать более эффективное средства обучения и
воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Публикация «Интеллектуальная игра как средство активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Один из методов, это проведение познавательных (интеллектуальных) игр. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, эти игры развивают познавательный интерес к
различным областям знаний, формируют навыки сотрудничества.
Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счёт мыслительных способностей ребёнка, его ума. Цели проведения интеллектуальных игр многообразны.
Основная цель-формирование у старших дошкольников интереса к познанию окружающей действительности, развитие самостоятельности, восприятия, воображения, коммуникативных способностей и других личностных качеств, обеспечивающие готовность детей к школьному обучению.
Игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка досуги, отвечающие следующим требованиям:
1. Способность пробуждать непосредственный интерес у детей.
2. Обеспечение детям возможности проявить свои способности.
3. Вовлечение ребенка в соревнование с другими детьми.
4. Предоставление самостоятельности в поиске знании, в формировании умении и
навыков.
5. Доступность для ребенка в игре (досуге) источников новых знании, умении и
навыков.
6. Получение заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе
выигрыш в игре (досуге, сколько за демонстрацию в ней новых знании, умении и
навыков.
Тематика и содержание интеллектуальных игр для детей старшего дошкольного возраста, очень разнообразна. Необходимо построить игру так, чтобы каждый ребенок сумел проявить свои способности. Высокую эффективность приносят интеллектуальные игры, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе.
Существуют игры для проверки уровня полученных знаний:
В данном случае игра выступает в роли видоизменённой проверки. Это вопросы на воспроизведение уже выученных сведений. Контроль и учёт знаний в игровой форме повышает у детей интерес к знанию.
Игры стимулирующие самостоятельное изучение материала. Игрокам заранее сообщается тема и объём материала, который будет задействован. Например, дать задание детям повторить дома с родителями геометрические фигуры, названия, форму, размер. Тема завтрашнего дня – это «Геометрические ассорти». Или чтение сказок взрослых ребёнку, или экскурсии…
Здесь игра является итогом самостоятельной работы детей по заданию воспитателя. Регулярное проведение игр такой направленности даёт детям много знаний.
Игры на развитие логического мышления, сообразительности, коммуникабельности.
Это игры типа «викторина». Очень важно и ответственно отнестись к подбору вопросов, заданий, сценария, а также к организации самой игры. Участие детей в игре позволяет приобрести умения выражать эмоции и чувства, расширять кругозор, формирует умение вести коллективный поиск истины.
Если хорошо разобраться, из представленных типов интеллектуальных игр можно самостоятельно разрабатывать элементы для получения собственной формы игры.
Основные типы интеллектуальных игр
Сюжетная викторина
(СВ-игра)
Ролевая
стратегия
Экономическая
стратегия
Боевая
стратегия
«О, счастливчик!»,
«Что? Где? Когда?»
«Брейн-ринг»
«Умники и умницы»
«Полундра!»
«Колесо истории»
Импро-визационная
«Экспромт-
театр»
Сценар-ная
«Яхта»
«Менеджер»
Шашки,
шахматы
Из этой схемы мы видим, что все интеллектуальные игры образуют два блока – викторины и стратегии.
Что такое викторина? Это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счёт наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные.
Тестовые викторины являются формой интеллектуальных игр. Дети отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, очко, похвалу). Получается самый настоящий тест. Такие игры можно увидеть по телевизору. Это «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы». К примеру по таким темам как, :
*По произведениям детского поэта К. И. Чуковского. или например:
* «Юные натуралисты».
* «Окружающий мир»
*«Я и мое тело».
* «Планеты Солнечной системы».
Сюжетные викторины более интересные. Например, воспитатель придумывает игровой сюжет («Красная шапочка на новый лад»). Дети становятся «Красной шапочкой», «волком» и т. д. Включается воображение, применяются элементы театрализации. Игра приобретает яркий эмоциональный характер. Примерами могут быть телевизионные передачи «Полундра», «Колесо истории» и др.
Стратегия – также форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий. Это путь к успеху.
В боевой стратегии путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника (шахматы, шашки).
В экономической – через действия приобретения и продажи («менеджер», «продавец» и т. д.).
В ролевой стратегии – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью («Яхта» и т. д.). Ролевая форма развивается по сценарному и импровизированному направлениям.
В сценарной стратегии импровизация допускается в строгом соответствии с разработкой игры.
Импровизационная стратегия намечает общие положения и даёт первоначальный толчок событиям, где сами дети выбирают тему импровизации.
Интеллектуальная игра редко обходится без вопросов, а викторины без них вообще не существуют. Поэтому подбирать и составлять вопросы – важный фактор подобной деятельности для воспитателей.
В качестве примера можно например привести:
Интеллектуальную игру для старших дошкольников
5-7 лет «Умники и умницы»
Описание: Игра содержит разнообразные задания для детей старшего дошкольного возраста, которые развивают психические процессы, сообразительность, самостоятельность. Основная цель проведения игры: диагностирование уровня подготовки детей к обучению в школе, поддерживать интерес к познавательной деятельности; развивать память, мышление, внимание, коммуникативные навыки; воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь.
Итак любая интелектуальная игра начинается с небольшой разминки, идет опрос каждого участника за правильный ответ ребенок получает бал.
1. Какое дерево боится ветра? (осина)
2. Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
3. Кто быстрее плавает: курица или утка? (утёнок)
4. Какой сейчас день недели?
5. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
6. Сколько времен года ты знаешь? (4)
7. В каком месяце дети идут в школу? (сентябрь)
8. Какой напиток можно получить от животного? (молоко)
9. Что длится дольше: год или 12 месяцев? (одинаково)
10. Какой цветок колит пальцы? (роза)
11. На какой планете мы живем? (Земля)
12. Из какой крупы варят плов? (рис)
13. Животное, которое вытянул из болота Айболит? (бегемот)
14. Что можно увидеть на небе в теплое время года после дождя? (радуга)
15. Какие овощи необходимы для приготовления борща?
16. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
17. В какое время года бывает вьюга?
18. Сколько человек тянули репку? (3, остальные животные)
19. Домашний Дед Мороз. (Холодильник)
20. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (домашнее задание)
-В нашем зале собрались умные, веселые и находчивые ребята. А выбрать самого умного нам поможет жюри и наши конкурсы. (Ведущий перечисляет конкурсные задания)
Например, если выбирается квадрат с «Занимательная математика» :
Здесь нам придется поработать с карточками.
Если «Подумай отгадай»то, здесь такое задание.
Если «Грамотей-ка» то здесь тоже интересное задание :нужно сделать звуковой анализ слов и написать заглавную букву.
Выбирается квадрат «Загадочный мир природы»
Задание: определите, что где растет, соединив прямой линией.
При выборе квадрата «Азбука безопасности» дети подходят к экрану и им задает вопросы врач, инспектор ГИБДД, сотрудник МЧС.
За правильный ответ получают один балл.
Дети по очереди отвечают на задаваемые вопросы.
Инспектор ГИБДД
1. Место, отведенное для ходьбы пешеходов, называется. а) тротуар; б) шоссе; в) улица.
2. Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора.
3. На какой машине – «Вольво», «Ауди» или «Мерседес» - ты бы согласился покататься с незнакомцем?
И вот таким образом выполняются все задания из этих квадратов. Количество квадратов с заданиями может быть меньше и разрабатывается с учетом возрастной категории детей.
Далее жюри объявляет результаты интеллектуальной игры, проводит награждение
Подведя итог можно сказать, что интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, то есть она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует и познавательную, и развивающую цель. Игра носит обучающе-игровой характер, поэтому интеллектуальные игры представляются ребёнку не просто забавой, а интересным и необычным занятием.