Левина Елена
Интеллектуальная игра для педагогов «Сокровища русского языка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствование профессионального мастерства, обогащение
знаний педагогов по разделам русского языка.
Повышение творческой активности педагогов, закрепление умения
коллективно находить решение поставленных задач.
Ведущий: Уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами проводим интеллектуальную игру «Сокровища русского языка». Она посвящена «Году русского языка», который объявлен в 2007 году в нашей стране. Вы разделились на две команды. Нам так же необходимо выбрать жюри.
(Выбор жюри.)
Публикация «Интеллектуальная игра для педагогов „Сокровища русского языка“» размещена в разделах
- Викторины по русскому языку
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
1. тур: «Разминка».
Задание: командам надо ответить на вопросы.
А) Есть ли в русском языке звуки, для которых нет буквы. (нет)
Б) Есть ли буквы, которые не обозначают ни одного звука. (ъ,ь)
В,Г) Сколько звуков в словах: «ПОДЪЕЗД», «ВЬЮГА». (7 звуков, 5 звуков)
Д) Назовите полное русское женское имя, которое не оканчивалось бы ни на «А», ни
на «Я». (Любовь)
Е) В каких словах пишутся подряд три буквы «Е». (Длинношеее, змееед)
2 тур: «Аукцион слов» - игра «Наборщик».
Задание: придумать и записать как можно больше слов из букв слова «активность» (время выполнения 5 минут).
Примерные слова: акт, актив, кисть, кость, кит, кот, кино, кон, конь, ткань, тина, тон, тост, ива, воск, воин, винт, вика, нос, носки, нива, нота, нитки, оса, ось, останки, стон, сон, сок, сота, сатин, скат, скот, ток и т. д.
3 тур: «Знаем русский».
Задание: написать как можно больше слов-синонимов и фразеологических оборотов к слову «говорить» (время выполнения 5 минут).
Примерные слова: болтать, лясы точить, разговаривать, общаться, беседовать, кричать, шептать, произносить.
4 тур: «Зашифрованные слова».
Задание: расшифровать абвиатуры (время выполнения 5 минут).
«ЗАГС» - запись актов гражданского состояния,
«РВК» - районный военный комиссариат,
«ГИБДД» - государственная инспекция безопасности дорожного движения,
«СМУ» - строительное монтажное управление,
«ЛДПР» - либерально-демократическая партия России,
«ФСБ» - федеральная служба безопасности,
«ОБЭП» - отдел по борьбе с экономическими преступлениями,
«НГДУ» -нефтегазодобывающее управление.
5 тур: «К истокам слова».
Задание: определите происхождение слов.
«САЛКИ» - от слова «сало», засалить, замарать, запятнать.
«ВОЛК» - от слова «уволакивать».
«ЦАПЛЯ» - от глагола «цапнуть», например «цапнуть лягушку»;
- от глагола «чапати», образованного от звукоподражания чап. «Чап-чап!» выговаривает болотная жижа под ногами. Но в некоторых областях до их пор вместо звука «Ч» произносят «Ц». Выходит, цаплей птицу назвали за неторопливую походку: не идет, а важно чапает по болоту.
«СЕРДЦЕ» и «серединка» - то есть, то, что находиться в центре.
6 тур «Мастерская художественного слова».
Задание: разыграть по ролям басню Ивана Андреевича Крылова «Волк и журавль» в жанре комедии или трагедии.
И. А. Крылов
«Волк и журавль»
Действующие лица: автор
волк
журавль
Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
Зато на одного из них пришла беда:
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.
Журавль свой нос по шею
Засунул Волку в пасть и с трудностью
большою
Кость вытащил и стал за труд просить.
«Ты шутишь! – зверь вскричал
коварный, -
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся».
По итогам всех конкурсов жюри подводит итоги.
Заключительное задание командам.
А) Лингвистическое задание: послушайте стихотворение В. Суслова и отгадайте, какие звуки не выговаривают дети.
Мимо сада не спеша
Шли четыре малыша.
- Поиглаем, что-ли в плятки?
- Луссе в мясик на плоссядке!
- Вот пвидумав! Под говою
Вучше в савки поигвать.
- В пятки?
- В савки?
Что такое!
Ничего не разобрать!
Ответ: первый малыш не выговаривает «Р», второй - шипящие звуки, третий – «Р» и «Л».
Б) Фонетическое упражнение: проговорить скороговорки:
На дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова.
Пиджак с подвыподвертом.
Жюри сообщает итоги. Награждение команд.
Составила: Учителя-логопеды Левина Е. В, Бабошина Е. Н.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. В. В. Волина Учимся играя. - М. : Новая школа, 1994.
2. И. Голуб Моя самая первая книжка о словах. – М. : Дрофа, 1995.
3. Г. Е. Окулова Занимательная фонетика. – Оса: Росстани, 1993.
4. О. Д. Ушакова Этимологический словарь школьника. - СПб. : Литера, 2006.