татьяна михайлина
Интегриванное занятие по ознакомлению с окружающим «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в ДОУ на тему : «Свойства воды»
Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Программное содержание:
способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
развивать речь, мышление, любознательность;
воспитывать экологическую культуру;
Публикация «Интегриванное занятие по ознакомлению с окружающим „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
развивать умение делать выводы, умозаключения;
воспитывать аккуратность при работе.
Ход занятия:
- Тихонько усаживаемся. К нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них и больше не отвлекайтесь. Сосредоточьтесь, занятие будет интересным.
- Давайте отгадаем загадку, чтобы узнать, чему посвящается наше занятие :
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
Дети: Вода.
- Правильно, мы поговорим сегодня о воде.
-Кому и зачем нужна вода?
Дети: Вода нужна для жизни. Она нужна людям, растениям, животным.
-Ребята, а что было бы на земле, если бы не было воды.
-Что бы произошло? Как вы думаете?
Дети: Все бы погибли.
-Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Воспитатель читает стихотворение о воде:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
-Ребята, у воды есть свои свойства, а какие, мы скоро узнаем.
Воспитатель:
- Для этого, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять её свойства.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Давайте разделимся на группы по 2 – 3 человека. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются за столы.)
Прежде чем приступить к работе, давайте потренируем наши пальчики, ведь им сейчас придётся немного поработать.
(пальчиковая гимнастика)
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
всё подскажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца - коротышки (вытяните мизинцы)
непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)
- Приступим к нашему исследованию.
Опыты:
1. Какой формы вода?
Цель: определить имеет ли форму вода?
Материал: кубик, шарик, бутылочка, баночка, графин с водой.
Ход:
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы? А имеет ли форму вода? Для этого возьмем бутылочку и наполним ее водой. Нальем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода это жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так, вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.
2. Какого цвета вода?
Цель: определить имеет ли вода цвет?
Материал: стакан с водой, стакан с молоком, картинка, краски, кисточка.
Ход:
Та группа детей, кто будет определять цвет воды, подойдите вот к этому столу. На столе два стакана – один с водой, а другой с молоком.
-Возьмём картинку и поставим её за стаканом с водой.
-Нам видно картинку?
Дети: Нет.
- А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Дети: Картинка видна.
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску и наблюдаем, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.
3. Вкус воды.
Цель: определить имеет ли вода свой вкус?
Материал: кусочки сахара, соль, сок лимона, три стакана с водой.
Ход:
-А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – сок лимона. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет.
4. Есть ли у воды запах?
Цель: определить, имеет ли запах вода?
Материал: стакан воды с соком лимона, стакан с водой.
-А у воды есть запах? (дети нюхают стакан с простой водой и с соком лимона) У воды появился запах.
Вывод: своего запаха у воды нет.
5. Вода – растворитель.
Цель: определить все ли вещества растворяются в воде?
Материал: кусочки сахара, соль, сок лимона, три стакана с водой.
Ход:
Дети рассматривают три стакана, где растворяли сахар, соль, лимонный сок.
-А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?
Дети: Они растворились.
Вывод: все вещества растворились, значит вода - растворитель.
6. Не все вещества растворяются в воде.
Цель: определить все ли вещества растворяются в воде?
Материал: два стакана с водой, мука, подсолнечное масло.
Ход:
-А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные?
-Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного погуляем, мы с вами пойдём к реке.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой
- Отдохнули, ребята?
Дети: Да.
-Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку.
- Что же мы видим? (мука и масло не растворились). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды.
-Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Воспитатель:
- Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Воспитатель:
- А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.
-Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (воспитатель показывает как сделать фильтр. Затем, как его установить в баночку).
Воспитатель:
-Давайте попробуем, как работает наш фильтр. Я буду очень осторожно, понемногу, лить масляную воду в баночку с фильтром.
Воспитатель:
-Аккуратно убираем фильтр и смотрим на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель:
-Куда же делось масло?
Дети: Все масло осталось на фильтре.
Воспитатель:
- Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Питьевую воду нужно беречь. А знаете почему?
Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается. А какая это вода пресная? Что вы знаете о ней?
Дети: В ней нет соли.
- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.
- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
И в заключение нашего занятия, я хочу сказать следующее:
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!
Итог занятия.
Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами : (какими)
-прозрачная
-нет запаха
-без вкуса
- растворитель.
Вывод:
- Для жизни человека вода имеет очень важное значение.
Используемая литература:
1. Рыжова Н. «Игры с водой и песком». Обруч,1997г. – 2
2. «Увлекательные опыты с водой». Издательство: АСТ, 2008 г.
3."Твои первые научные опыты". Издательство: ЛитТерра 2011г.
4. Хелен Идом И Кейт Вудворд. «Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами». Издательство: Махаон, 1999 г.
5. В. И. Мирясова, С. В. Коноваленко. «Родная природа в стихах и загадках». Москва «Гном - Пресс» 1999г.