Бондаренко Наталья
Интегрированная НОД с детьми старшей группы по теме «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми старшей группы по теме : «Весна. Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Апрель» с использованием мнемотехники и нетрадиционного способа рисования «Подснежники».
Приоритетная образовательная область «Речевое развитие».
Цель: совершенствование представлений детей о времени года –весна посредством заучивания стихотворения с помощью мнемотехники.
Задачи:
Публикация «Интегрированная НОД с детьми старшей группы по теме „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
-образовательные: закреплять представления детей о первых признаках весны; умений составлять по картинкам простые предложения; продолжать формировать умение подбирать слова противоположные по значению; расширить словарный запас словами «валежник», «проталина»; упражнять в нетрадиционной технике рисования с помощью втулок.
-развивающие: продолжать развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа слов; развивать психические процессы: память, внимание, воображение, зрительное восприятие; общую и мелкую моторику; художественные и творческие способности; поэтический слух.
- воспитательные: любовь к природе, к бережному отношению к ней; интерес к поэзии.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Работа над словарем: активизация пассивного словаря словами валежник и проталина; развитие связной речи посредством составления простого предложения; употребление в речи слов антонимов.
Методы: словесные-беседа, пояснение, инструктаж; наглядный- мнемотаблица, предметные картинки; практический-творческие и игровые упражнения.
Виды деятельности: игровая, музыкально-двигательная, коммуникативная, изобразительная.
Планируемые результаты НОД:
-воспитанники имеют расширенное представление о весне, как времени года с помощью поэтического слова;
-усваивают слова антонимы;
-соотносят звук и букву «А»;
-применяют в речи новые слова «валежник», «проталина»;
-самостоятельно составляют предложение;
-овладевают умениями работать по правилу и образцу;
-обобщают полученные знания, делают выводы;
-проявляют навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, ответственности;
-формируются позитивные установки к различным видам деятельности.
Создание среды для организации и проведения ОД: мнемотаблица по стихотворению «Апрель», предметные картинки по теме «Весна», краски, кисточки, салфетки влажные, специально приготовленные «штампы из втулок» для рисования подснежников, муз. композиция П. И Чайковского «Времена года. Весна. «Подснежник», музыкальная игра «Елочки –пенечки» для динамической паузы, мяч для проведения дидактической игры «Наоборот».
Ход НОД:
1. Организационный момент-создание благоприятной психологической атмосферы.
Проведение психогимнастики: Руки к небу подняли (встали на носочки, руки к верху подняли, лучик достали, к сердцу прижали, друг другу улыбнулись и лучик друг другу отдали.
2. Сообщение темы занятия-создание мотивационного компонента.
Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришел так тихо-тихо?
Что никто из вас не слышал.
Как листок из почки вышел,
Как зеленые травинки, сняв зеленые ботинки, тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел. И повсюду тишина.
Это значит, это значит: тише всех пришла. (весна).
Вы уже догадались, что говорить мы будем о весне. Какая она весна?
3. Основная часть:
Воспитатель подводит детей к наборному полотну, на котором размещены предметные картинки по теме : «Весна» и предлагает вспомнить какие изменения происходят в природе весной.
-Весной ярко светит солнце, греет, иногда даже припекает…
-Появляются проталины (значение данного слова оговаривается и произносится заранее на протяжении нескольких занятий; проталина-это островок земли, который образуется после таяния снега).
-На деревьях появляются почки, появляется трава.
-По дорогам бегут ручьи. Дети пускают кораблики.
-Часто идет дождь.
-Прилетают вестники весны-грачи, скворцы, жаворонки.
-Весной просыпаются животные, насекомые…
-Появляются первые весенние цветы. (обратить особое внимание на подснежники; выяснить вместе с детьми, почему они так называются). Молодцы, ребята, вы правильно составили предложения по картинкам. А сейчас я предлагаю поиграть в игру с мячом «Наоборот».
-Снег зимой чистый, а весной (грязный).
-Зимой дни холодные, а весной (теплые).
-Зимой солнце тусклое, а весной (яркое).
-Зимой небо пасмурное, а весной (ясное).
-Зимой дни короткие, а весной (длинные).
-Зимой деревья спят, а весной (просыпаются).
-Зимой солнце светит, а весной (греет).
-Зимой заяц белый, а весной (серый).
-Зимой медведь спит, а весной (просыпается).
Далее воспитатель подводит детей к мнемотаблице, на которой с помощью картинок «зашифровано» стихотворение С. Я. Маршака «Апрель», а в левом верхнем уголке размещен портрет самого поэта. Дети садятся на стулья полукругом. Итак, ребята, сегодня мы с вами попробуем выучить стихотворение великого русского писателя и поэта С. Я. Маршака «Апрель». Но, как видите, учить мы будем необычным способом. В каждой картинке «зашифровано» слово или сразу несколько слов, которые мы должны с вами запомнить. Но сначала я предлагаю вам его послушать, а вы внимательно смотрите на картинки и попытайтесь запоминать, что обозначает каждая из них. Провожу первичное чтение стихотворения.
Апрель! Апрель! На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь и зацвел подснежник!
Провожу объяснение каждой картинке с помощью наводящих вопросов:
-Что изображено на данной картинке? –дети отвечают «двор». Что появляется на дорогах? Что делают ручьи? Кто прилетает весной? Как стали петь птицы? Какой цветок зацвел? И таким образом, озвучиваются все картинки, особое внимание уделяется картинке, где «пробирается медведь сквозь лесной валежник» и «скоро выйдут муравьи после зимней стужи». Проводится объяснение данного слова «валежник» -упавшие в лесу на землю стволы деревьев или их части: сучья, ветви, сухие и гниющие. Снова спрашиваю кто пробирается? Кто выйдет? Когда? Объясняю значение слова «стужа» - сильный холод, мороз. Данные слова и предложения дети могут изобразить своими действиями «пантомимой». Проводится хоровое и индивидуальное заучивание «Пробирается медведь сквозь лесной валежник», «скоро выйдут муравьи после зимней стужи». Объясняю значение картинок двух букв А! А! – спрашиваю у детей на какой звук начинается слово «апрель?» -предполагаемый ответ детей «А». А почему две буквы «А?»-предполагаемый ответ детей «потому что произносится два раза».
Далее проводится игра «Доскажи словечко». Я начинаю, а вы заканчиваете.
Апрель! На дворе звенит…
По полям бегут, на дорогах …
Скоро выйдут … после зимней …
Пробирается ….сквозь лесной …
Стали птицы…. и зацвел …
Молодцы, ребята, а сейчас мы немного отдохнем и проверим вашу внимательность и быстроту действий.
Проводится динамическая пауза с помощью музыкальной игры (дети должны выполнять действия согласно тексту песни).
А теперь мы снова сядем на стульчики и представим себе, что находимся в зрительном зале, где будем слушать чтецов. Ребята, кто попробует рассказать стихотворение по схеме с рисунками? (рассказывают несколько детей-педагог помогает детям, поддерживает их, ободряет, хвалит).
Воспитатель предлагает детям стать на время художниками и пройти за столы, где все приготовлено для рисования подснежника нетрадиционным способом. Выставлен готовый образец рисунка «подснежников». Педагог проводит объяснение и показывает, как надо рисовать располагать на листе бумаги цветы с помощью «шаблона», изготовленного заранее из втулок. Обращает внимание на цветовую гамму, предлагает дорисовать кисточками стебельки. Следит за правильной осанкой детей, за правильным обращением с кистью (можно предложить нарисовать кистью стебельки «в воздухе». Под музыкальное сопровождение дети начинают выполнять задание. Педагог обращает внимание на то, что «головки» цветов наклонены вниз и расположены по всему листу. Рассказывает детям о том, что подснежник занесен в «Красную книгу» и представляет собой природную ценность.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок.
Если все сорвем цветы, то на земле не останется никакой красоты.
Работа выполняется на листе бумаги заранее подготовленной (бумага мятая, закрашена акварельными красками «холодных тонов», высушена и выглажена утюгом-получается эффект «мятой бумаги»).
4. Заключительная часть-подведение итогов:
О каком времени года мы с вами сегодня говорили?
Какое стихотворение выучили?
Кто автор этого стихотворения?
Дети пожеланию рассказывают стихотворение.
Понравилось вам рисовать цветы?
Какие новые слова вы сегодня узнали? Что они обозначают?
Каким образом вы учили стихотворение?
Кто написал это стихотворение?
В конце занятия раздаю детям смайлики (если занятие вызвало интерес-дети выбирают смайлик-улыбку, а если возникли затруднения-другой смайлик).
-