Елена Шепелева
Выступление для педагогов ДОУ «Поощрение и наказание в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация к выступлению на методическом объединении воспитателей ДОУ.
Тема: «Поощрение и наказание в детском саду»
Слайд 1О поощрении и наказании детей в детском саду
Слайд 2Поощрение - метод педагогического воздействия направлен на:
- стимулирование положительных проявлений личности ребенка с помощью высокой оценки его поступков,
Публикация «Выступление для педагогов ДОУ „Поощрение и наказание в детском саду“» размещена в разделах
- порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний,
- закрепление положительных навыков, привычек и поступков.
Слайд 3
Поощрение
всегда связано с положительными эмоциями;
дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке;
у ребенка появляется внутренняя готовность к повторению хороших поступков.
Слайд 4
Важно помнить:
следует постоянно следить за тем, как дети реагируют на поощрение (ждут подарков, начинают зазнаваться, др.);
не следует постоянно хвалить, поощрять одних и тех же детей;
важно знать индивидуальные особенности детей; о ценивается не ребенок, а конкретный поступок
Слайд 5
Виды поощрения: похвала, награждение, присуждение различных номинаций, использование экрана достижений.
Слайд 6
Похвала Как можно похвалить ребенка?- Словесно, взглядом, прикосновением
Какой должна быть похвала? - Дозированная, искренняя, эмоциональная
За что хвалить ребенка? - Хвалим за процесс (старания, за прогресс, за результат
Варианты: «Большое спасибо маме». Воспитатель говорит ребенку при других детях: «Ты очень хорошо себя ведешь, мне помогаешь, никого не обижаешь. Я написала открытку твоей маме, где говорю ей спасибо за то, что она тебя так хорошо воспитывает». Открытка маме вручается вечером.
Слайд 7
Награждение Чем можно наградить ребенка? – это может быть по сути всё что угодно, всё, что на данный момент представляет ценность для ребёнка: маленькие игрушки, сюрпризы, фишки, наклейки и др.
Варианты: «Сундучок поощрений». Это небольшая шкатулка, коробка, в которой могут лежать различные небольшие сюрпризы, игрушки, наклейки, игрушки от киндер сюрпризов, значки, календарики, открытки, картинки и т. д.
«Герой дня». Ребенку, который весь день вел себя хорошо, помогал воспитателю, присуждается титул «Герой дня» (таких героев может быть несколько). Если ребенок несколько раз подряд заслуживает такой титул, он может выбрать для себя подарок из сундучка поощрений или особой коробки.
Слайд 8
Присуждение различных номинаций Какие номинации могут быть присуждены детям? - «Доброе сердце», «Золотые руки», «Маленький помощник», «Рыцарь дня», «Самый аккуратный», «Самый вежливый» и др. Когда присуждаются номинации? – оптимальный вариант присуждения номинаций - конец недели.
Важно при присуждении номинаций не просто словесно огласить номинацию, которую получил ребенок, но и сделать отличительный знак, который бы видели другие ребята: повязать бант, надеть специальную накидку, вручить «медаль» и др.
Слайд 9
Использование экрана достижений
В группах или раздевальных можно сделать панно (экран, на котором сам ребенок, другие дети и родители будут наглядно видеть, как меняется ребенок. За каждое усилие, достижение, хороший результат и прогресс ребенок поощряется фишками.
Варианты оформления панно: «Дерево достижений» - на ветки дерева садятся фишки- «птички» - это достижения ребенка
«Цветок достижений» - в середине цветка - фотография ребенка, а лепестки это - его достижения.
«Золотая рыбка» - каждая блестящая чешуйка, приклеенная на рыбку - достижения ребенка.
Слайд 10
Наказание – это метод педагогического воздействия направлен на:
- предупреждение нежелательных поступков, действий,
- корректирование поведения ребенка,
- «торможение» негативных проявлений личности ребенка с помощью отрицательной оценки его поступков,
- возникновение у ребенка желания не поступать плохо, формирование умения оценивать свое поведение.
Слайд 11
Наказание
всегда связано с отрицательными эмоциями,
применяется наряду с другими педагогическими способами воздействия - разъяснением, убеждением, поощрением, положительным примером окружающих,
следует за проступком ребенка - если ребенок ведет себя плохо, его поведение представляет угрозу для других детей, и он не обращает внимание на замечания
Слайд 12
Важно помнить:
Ребенок должен знать, за что наказан.
За один раз можно наказать только за один проступок. Запоздало не наказывать.
Наказан - значит прощен, никаких напоминаний.
Наказание не должно сопровождаться унижением, вредить здоровью.
Нельзя допускать, чтобы ребенок жил в страхе перед наказанием.
Рекомендуется, чтобы время наказания не превышало количества минут, равного возрасту ребенка (для 5-летнего 5 минут).
Ребенок может принимать участие в вопросах выбора наказания «Придумай себе наказание сам»
Слайд 13
Виды наказания:
Замечание, Серьезный разговор, временное лишение ребенка чего-то приятного, временное лишение каких либо привилегий, метод естественных последствий.
Слайд 14
Замечание должно дойти до сознания ребенка.
«Серьезный разговор» - строго поговорить о недопустимости такого поведения, предложить ребенку поставить себя на место обиженного.
Временное лишение ребенка чего-то приятного - вместо подвижной игры, в которую играют все дети, предложить ему настольную, в которую он будет играть один.
Временное лишение каких-либо привилегий - не выбирать провинившегося на главные роли в игре, отстранить от дежурства, от возможности идти первым в строю и др.
Метод естественных последствий - меры воздействия, вытекающие из самого поступка: насорил - убери, налил – вытри.
Слайд 15
Так что же такое наказание педагогический метод воспитания или форма жестокого обращения с детьми?
ВСЁ, что может вредить нормальному физическому и психическому самочувствию и развитию детей, угрожает их безопасности и здоровью ни в коем случае не должно использоваться как наказание.
Слайд 16
Формы жестокого обращения с детьми:
Физическое насилие
Психическое (эмоциональное) насилие
Пренебрежение нуждами ребенка
Сексуальное насилие или развращение
Слайд 17
Физическое насилие - это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку (толчки, шлепки, наказание трудом, чрезмерная физическая нагрузка.
Психическое (эмоциональное) насилие - это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка:
• открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
• угрозы в адрес ребенка, в словесной форме;
• замечания, унижающие достоинства ребенка;
• физическая или социальная изоляция ребенка;
• грубое психическое воздействие (в том числе однократное, вызывающее у ребенка психическую травму;
• обидные клички, грубые слова, стояние в углу и т. д.
Слайд 18
Пренебрежение нуждами ребенка - это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию:
• нарушение режима дня, адекватного возрасту ребенка - лишение сна, питания, прогулки и т. д. ;
• отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Сексуальное насилие (или развращение) - это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Слайд 19
Жестокое обращение с детьми в России влечет наступление ответственности :
- административной,
- гражданско-правовой,
- уголовной.
Эта норма в равной степени распространяется на:
родителей и лиц, их замещающих (опекунов, попечителей);
работников образовательных учреждений - педагогов, воспитателей;
работников медицинских учреждений;
сотрудников учреждений, осуществляющих надзор за детьми, оставшимися без попечения родителей (детские дома, дома ребенка, приюты).
Слайд 20
Нормативно-правовые документы
Конвенция о правах ребенка
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Семейный кодекс
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 Приказ Минздравсоцразвития РФ (от 26 августа 2010 г. № 761н г. Москва Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Трудовой кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Локальные акты Учреждения (Устав, Правила внутреннего распорядка, Инструкции (должностные, по охране жизни и здоровья детей и др.)
Слайд 21
Наказание за совершение должностным лицом действий, выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан:
штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы до шести месяцев,
лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет,
принудительные работы на срок до четырех лет,
арест на срок от четырех до шести месяцев
лишение свободы на срок до четырех лет.
Слайд 22
Таким образом
неправильное применение поощрения и наказания, как методов воспитания детей или избыточное применение этих методов, может привести не только к отрицательным результатам, но и к не исправимой ошибке.
Слайд 23
Спасибо за внимание!