Галина Слобожанинова
Интегрированное занятие «Волшебная Дымка» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы
Задачи
1. Образовательные:
Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора.
Публикация «Интегрированное занятие „Волшебная Дымка“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Приобщать детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства. Продолжать знакомить с дымковской игрушкой, историей создания, способами производства, особенностями росписи, колорите, основными элементами узора.
2. Коррекционно-развивающие:
Способствовать закреплению знаний о цвете, о теплых и холодных тонах. Продолжать учить составлять узор на силуэтах животных бумаге, используя элементы дымковской росписи. Побуждать упражняться в технике рисования концом кисти, всей кистью, тычком, формируя при этом чувство цвета, ритма.
3. Воспитательные:
Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Воспитывать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор, музыку.
4. Оздоровительные:
Создать ситуацию успеха каждому ребенку, способствовать совершенствованию функциональных возможностей детского организма.
Словарь: дымковская игрушка : индюк, петух, собачка, козлик, олень, барышня; нарядная, радостная, веселая, праздничная.
Предварительная работа: рассматривание картинок, фотографий с изображением «Дымки», чтение стихотворений о дымковских игрушках, рассматривание иллюстраций с процессом изготовления дымковских игрушек, дидактические игры: «Составь узор для дымковской игрушки», «домино по элементам дымковской росписи», книжка с узорами дымковских игрушек.
Оборудование.
1. Для педагога:
Дымковские игрушки, М/м презентация «Как появилась дымковская игрушка», ноутбук, записи инструментальной музыки и песни «Гимн Вятки» в исполнении братьев Радченко
2. Для детей : глина, влажные салфетки,
силуэты лошадок, козликов, оленей, гуашь, кисточки, тычки, разрезные картинки по дымке, карточки - схемы.
I. Вводная часть.
Организационно-мотивационный момент
Игра «Подари улыбку» (психологический настрой). Дети встают в круг.
- Собрались все дети в круг
Я - твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Ведь именно с улыбки начинается приятное общение. Вы готовы общаться?
II. Основная часть.
Форма работы: подгрупповая.
1. Загадка:
Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачет по утру,
Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой.
Кто красавица… (Лошадка.) (Автор С. Мельников.)
2. Дидактическая игра «Собери картинку» (разрезные картинки дымковских игрушек : барыня, лошадка, индюк, петух, козлик, корова).
Форма работы: индивидуальная, подгрупповая.
Индивидуально-дифференцированные задания:
( картинки разрезаны в разных направлениях и на разное количество частей: 4-6.)
-Вывод: Как одним словом можно назвать эти игрушки? (Дымковские).
3. Мультимедийная презентация «Рассказ о том, как появились дымковские игрушки». (показ сопровождается рассказом воспитателя)
Форма работы: подгрупповая.
Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки : барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.
Вопрос: Из чего же лепили дымковские игрушки?
4. Исследовательская деятельность. Обследование глины. Рассказ педагога.
Форма работы:индивидуально- подгрупповая.
- Это - глина. Из нее лепили игрушки. А какая она? Давайте ее потрогаем. Она очень липкая и грязная. (Предложить детям слепить шарик или столбик, а затем шарик – сплющить, а столбик – соединить.) – Что получилось? После работы с глиной нужно обязательно мыть руки или вытирать салфеткой.
Дымковские мастера замешивали глину руками, а потом из нее лепили игрушки. А как вы думаете, кто такие мастера?
Дети, мастер - это человек, который очень хорошо делает свою работу. Для того чтобы расписывать игрушки художнику надо хорошо знать цвета.
Вопросы: Скажите, ребята, а какие цвета вы знаете? (Дети называют цвета). Цвета могут быть теплыми и холодными. Какие цвета называют теплыми? (Красный, желтый, оранжевый, розовый). А почему их так называют? (Они греют, похожи на солнце). Какие цвета называют холодными? (Синий, голубой, фиолетовый). А почему их так называют? (Они похожи на снег, воду, лед).
5. Игра «Подбери по цвету».
- Ребята, посмотрите – это ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК (из картона).
Форма работы: индивидуальная, подгрупповая.
Индивидуально-дифференцированные задания:
• (2 человека выкладывают у доски под картинками солнышка и капельки воды лепестки цветка с теплыми и холодными цветами).
• Игра на развитие слухового внимания «Будь внимательным» (Остальные дети определяют цвета на слух.)
Называю цвета, если цвет теплый - дети хлопают в ладоши, если цвет холодный – топают ногами.
6. Физкультминутка: «Индюк» Форма работы: подгрупповая. (Дети стоят в кругу.)
Вот индюк нарядный, (разводят руки в стороны)
Весь такой он складный. (руки на пояс)
У большого индюка (руками тянутся вверх)
Все расписаны бока. (опускают руки гладя по бокам)
Всех нарядом удивил, (покачивают головой)
Крылья важно распустил (руки в стороны)
Посмотрите, пышный хвост (изображают хвост руками)
У него совсем не прост (опускают руки)
Точно солнечный цветок, (показывают бутон цветка)
А высокий гребешок, (руки над головой)
Красной краскою горя,
Как корона у царя. (показывают корону)
Индюк сказочно красив, (грудь вперед)
Он напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг, (смотрят, приложив ладошку ко лбу)
Птица важная - индюк. (опускают руки вниз)
Молодцы! Ну, что ж ребята, много мы узнали о дымковской игрушке. А вы бы хотели стать дымковскими мастерами?
7. Упражнение «Мы играем» (игровой момент)
1, 2, 3, 4, 5 продолжаем мы играть!
Вправо, влево повернись,
В мастеров все превратись!
8. Работа в художественной мастерской.
Форма работы: подгрупповая, индивидуальная.
Индивидуально - дифференцированные задания:
• Свободный выбор силуэтов (лошадка, козлик, олень)
• Силуэты различной степени сложности (козлик, лошадка, олень).
-Приглашаю в художественную мастерскую! Здесь у нас представлены работы настоящих дымковских мастеров.
Выставка дымковских игрушек (рассматривание, любование)
Но на выставке также есть и ваши работы.
Беседа: - Давайте вспомним, что мы уже расписывали дымковской росписью? А что расписывали вместе с мамой? Сегодня мы будем расписывать фигурки животных. Предлагаю вам выбрать понравившиеся дымковские фигурки. Давайте, юные мастера, украсим дымковским узором силуэты животных и разместим их на нашей выставке.
9. Карта – схема (на картинке).
Форма работы: подгрупповая, индивидуальная.
Индивидуально - дифференцированные задания:
- Ребята, давайте внимательно рассмотрим, какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки?
- Ребята, а какими приемами можно выполнить эти узоры? (Концом кисти, тычком).
10. Самостоятельная роспись силуэтов животных:
Форма работы: подгрупповая, индивидуальная.
Индивидуально – дифференцированный подход:
(по ходу работы напоминаю детям, что сначала расписываем основную часть животного – печаткой тычком, а потом дополнительные детали – кисточкой.)
Звучит инструментальная музыка или песня «Гимн Вятки» в исполнении братьев Радченко.
III. Заключительный. Рефлексия.
Вопросы:
• Что мы сегодня расписывали, силуэты каких животных?
• Какие получились животные?
• Какое животное понравилось больше всего и почему?
Дети рассматривают работы, выбирают понравившиеся рисунки.
Сегодня у нас в гостях Барыня – Водоноска.
– Почему ее так называют? Обратите внимание, сегодня у нее в руках вместо ведер корзинка. А корзинка не простая, а волшебная.
Угощение. Дымковская барыня угощает детей конфетами.