Лариса Митяй
Интегрированное занятие в старшей группе «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему :»Русская матрешка»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация».
Цель: Продолжать знакомить детей с одним из направлений художественно прикладного творчества русского народа.
Задачи:
Публикация «Интегрированное занятие в старшей группе „Русская матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные: формировать представления у детей о народной игрушке –Матрешке : об истории создания и этапах ее изготовления;учить детей расписывать Матрешку, применяя знания и умения, полученные на предыдущих занятиях;подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано: человек и природа неразделимы.
Развивающие: развивать у детей познавательный интерес к народной игрушке – Матрешка, как к сувениру и символу страны; развивать творческие способности, воображение.
Воспитательные: воспитывать любовь к народному искусству, любознательность.
Ход НОД:
Воспитатель:
Я на ярмарке была.
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой
А товар в нем расписной
Угадайте, что же в этом сундучке? (загадывает загадку)
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская (Матрешка)
Правильно, Матрешек я купила на ярмарке.
А какая Матрешка? (деревянная
Если Матрешка деревянная, то значит из чего она сделана? (из дерева)
Люди сажают деревья, ухаживают за ними, а деревья какую приносят пользу (из них строят дома, изготавливают мебель, музыкальные инструменты, делают бумагу, игрушки)
Из каких материалов еще изготавливают русские народные игрушки? (глины, ткани)
Вы хотите узнать все о русских матрешках? А что бы вы хотели узнать о Матрешке (как ее изготавливают, кто ее делает и какие бывают Матрешки)
Я думаю, что сейчас смогу ответить на все ваши вопросы, приглашаю посмотреть слайд-фильм «Русская Матрешка».
Просмотр «Слайд фильма»
Слайд1.
Однажды, это было более ста лет назад из Японии привезли в Россию деревянную игрушку-мальчика-японца. Эта игрушка очень понравилась русским мастерам и они решили сделать свою игрушку –деревянную девочку.
Слайд2
Давайте заглянем в мастерскую и посмотрим, как появилась русская игрушка матрешка в России.
Привезли из леса дерево –липу или березу. Высушили и токарь принялся за дело. С большим мастерством он вытачивал голову и туловище Матрешки снаружи и изнутри, используя незамысловатые инструменты –нож и стамеску.
Слайд3
Позже пришли на помощь человеку –умные машины –токарные станки. И работа стала продвигаться. быстрее и легче. Готовую заготовку токарь отшлифовывал наждачной бумагой, чтобы она была гладкая, да ладная.
Слайд4
И заготовка попадала в руки художника. Он перед росписью грунтовал ее картофельным крахмалом. А затем раскрасил ее, нарисовал лицо и расписал. Получилась красивая и веселая девочка. Но какое ей дать имя? Маняша, Дуняша, Матрона? Так и появилось имя-Матрешка. Знатная мать, мать семейства. В которую вложили много деток таких же ярких и красивых.
Слай5
Первая матрешка появилась в славном городе Сергиев Посаде.
Я из Сергиев Посада встрече с вами очень рада
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
Слайд 6
Из Семенова матрешка,
А внутри матрешки-крошки.
Красный низ и желтый верх
У матрешек этих всех
Держит розочки в руке
И спиральки на платке.
Слайд 7
Эта матрешка из Майдана
Украшен наряд ее цветами
С вьющими лепестками
И ягодами разными :спелыми и красными
Думаю, что теперь вам все понятно, как появилась Матрешка в России и как ее изготавливают. Наши русские матрешки являются символом страны и когда в Россию приезжают туристы, они стараются увезти сувенир-русскую матрешку.
Воспитатель:
А вы хотите стать художниками по росписи матрешек? Я приглашаю вас в мастерскую, но прежде, чем рисовать надо пальчики размять:
Указательный и средний, безымянный и последний поздоровались с большим,
А теперь потрем ладошки друг об друга мы немножко.
Кулачки разжали, сжали, вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера за работу нам пора.
Воспитатель: Ребята, вспомните как мы с вами разрисовывали городецкие и гжельские изделия, дымковские игрушки, матрешку –Семеновскую, Сергиев Посадскую и придумайте свою роспись матрешки, у вас получатся авторские матрешки со своим неповторимым орнаментом. Приступайте к работе.
Продуктивная деятельность. (звучит фон русской народной музыки)
Во время работы детей помогаю выбрать цвет, элементы узора, даю указания, поощряю.
Анализ работ:
Воспитатель: Ребята, посмотрите матрешек, выберите понравившуюся и расскажите, чем она вам понравилась.
О чем вы думали, когда рисовали Матрешек. (какие искусные мастера были на Руси, только люди с добрым сердцем могли придумать и разрисовать такое чудо.)
Итог занятия : Что вы нового узнали на занятии? Скажите, кому мы можем подарить разрисованную матрешку (родителям, сестрам, братишкам, подружкам, малышам, гостям)
Давайте подарим наших матрешек малышам, ведь они не умеют так красиво рисовать.
Прекрасный мир вещей накоплен был веками
Хранит их каждый дом, а может быть-музей
Умейте рисовать и сотворять руками все то, что может радовать друзей.