Махначева Татьяна
Интегрированное занятие в средней группе «Звуки весны»
▼ Скачать + Заказать документы
В апреле в нашем детском саду традиционно проводятся открытые мероприятия для родителей. В средней группе "Земляничка" группой специалистов было проведено интегрированное речевое, познавательно-творческое занятие "Звуки весны". Это занятие было разработано мною несколько лет назад. В этом году мы решили воспользоваться опытом проведения подобного интегрированного занятия, внесли некоторые изменения в конспект и организовали интересное мероприятие для детей и родителей.
Публикация «Интегрированное занятие в средней группе „Звуки весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Автор идеи - учитель-логопед Махначева Т. Л.
Участники - музыкальный руководитель, педагог-психолог, воспитатель группы, воспитанники средней группы.
Цель:
- уточнение характерных признаков весны
Задачи:
Образовательные:
- расширять и обогащать знания о весенних изменениях в природе;
- обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Весна»;
- стимулировать мыслительную и речевую активность детей;
- закреплять умение воспринимать образ весны в стихах, музыкальных произведениях.
Развивающие:
- развивать зрительное, слуховое восприятие и внимание, мышление, память;
- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- развивать речевое дыхание;
- развивать умение детей передавать в игре на музыкальных инструментах образы природы (журчание ручья, пение птиц, капель) ;
- совершенствовать навыки танцевальных движений;
- развивать эстетическое восприятие природы;
- способствовать развитию интереса детей к изучению природы, умению
наблюдать и видеть изменения, происходящие в природе.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к природе;
- формировать умение работать в коллективе.
Оборудование: мультимедийное оборудование для демонстрации презентации; оборудование для воспроизведения аудиоматериала; муляжи весенних деревьев и сугробов («весенняя полянка»); заламинированные цветочки с прикрепленными к ним бумажными бабочками (пособие для дыхательной гимнастики) – по кол-ву детей; цветы, «рули»; музыкальные инструменты (музыкальные треугольники, маракасы, погремушки, трещотки, колокольчики, бубны); музыкальный материал.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход непосредственно-образовательной деятельности :
Дети с воспитателем заходят в зал под веселую музыку. В руках у детей рули. Дети едут на «машинках» в «лес», встают вокруг ковра.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами приехали? (ответы детей - в лес, на полянку)
Воспитатель: Ребята, какое время года наступило в лесу (весна). Какое время года было перед весной (зима). Зимой в лесу было тихо, всё спало – деревья, животные, насекомые, многие птицы улетели на юг. А сейчас лес наполнился звуками – звуками наступившей весны. Давайте закроем глазки и прислушаемся (звучит мелодия, в которой слышны журчание ручья, капель, пение птиц)
Воспитатель: Что вы услышали?
Дети: Ручеек, птички, капельки и т. д.
Воспитатель: О чем нам говорят эти звуки? О каком времени года?
Дети: О весне.
Логопед: Конечно, ребята. А еще в лесу проснулся весенний ветерок, он летает по лесу и шуршит веточками и прошлогодними сухими листочками на земле. Давайте покажем, как шуршит ветерок - подуем на ладошку (дети дуют на ладошку – ш-ш-ш)
Логопед: Вы почувствовали, какой ветерок теплый и легкий. Ведь весенний ветерок еще такой слабенький.
Логопед предлагает ребятам пройти на стульчики и обращает внимание на экран (демонстрация презентации «Как Язычок гулял в лесу»)
Логопед: Мы с вами попали в лес.
Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизывать губы по три раза сначала слева направо, потом справа налево).
От его лучиков стали просыпаться деревья, из-под рыхлого снежка появились первые подснежники (губы сжать, высовывать узкий язык и прятать обратно в рот; повторить несколько раз).
Звонко капает капель. Журчат ручьи (улыбнуться, открыть рот, цокать языком).
А вот и наш знакомый гномик Язычок. Он тоже решил погулять по весеннему лесу.
Язычок надел курточку и отправился гулять в лес.
Он шел не спеша по тропинке и слушал, как весело пели птицы.
«Тень-тень-тень» - весело щебетали синички. Как пели синички?
«Чик-чирик, чик-чирик» - задорно чирикали воробьи. Как чирикали воробьи?
«Д-д-д д-д-д», - стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков. Как стучал дятел? (Звукоподражание.)
Все пело и оживало в весеннем лесу.
Долго ли, коротко ли, но вскоре привела тропинка Язычка на чудесную полянку (открыть рот, высунуть широкий язык и удерживать до 5с).
Сел Язычок на пенек и огляделся (улыбнуться, двигать языком вправо-влево).
На полянке расцвело много подснежников (губы сжать, высовывать узкий язык и прятать обратно в рот; повторить несколько раз).
Весенний ветерок наклонял цветы то в одну сторону, то в другую (рот открыть, язык тянуть сначала к левой щеке, потом - к правой; повторить 5 раз).
Неподалеку Язычок заметил красивую бабочку. Она сначала кружилась в воздухе, а потом села на один из цветков (рот открыть, 3 раза облизать губы слева направо и задержаться на верхней губе; повторить упражнение несколько раз).
Язычок долго любовался небесной красавицей. Он успел разглядеть, что у бабочки есть глазки, усики, длинный хоботок и тонкие лапки.
Скоро тучи закрыли солнышко, и стало темнеть (рот открыть и медленно закрыть; повторить 5 раз).
Бабочка покружилась над полянкой, словно прощаясь (5 раз медленно облизать губы справа налево) и взлетела высоко в небо.
Язычок слез с пенечка и поспешил домой к маме с красивым букетом цветов.
Логопед: Ребятки, бабочки прилетели и к нам с вами в гости. И приглашают поиграть с ними. Возьмите, пожалуйста, листочки и цветочки и бабочек. Посадите бабочку на листочек или цветочек. Сделайте глубокий вдох носом. А теперь легонько подуйте на бабочку так, чтобы она улетела с листочка. Напоминаю, что когда вы выдыхаете на бабочку, щечки не должны надуваться. Посмотрите, я покажу, как мы это делаем.
Воспитатель: А теперь давайте исполним танец весенних цветочков, бабочек и теплого ветерка.
Дети исполняют «Танец весенних цветов»
После танца воспитатель предлагает детям пройти на свои стульчики и послушать загадки. Приглашаются по очереди дети (4 ребенка, которые специально учили стихотворения-загадки для занятия. После отгадывания загадки на экране появляются картинки с изображением отгадки.
Ребенок 1: Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет, заплачет она и умрет.
Воспитатель: Ребята, что же это? (сосулька). А как догадались? (ответы детей)
На экране появляется картинка с изображением сосулек.
Ребенок 2: К маме речке я бегу, и молчать я не могу.
Я ее сын родной, а родился я весной.
Воспитатель: Что же это, ребята, и как догадались? (ответы детей) .
На экране появляется картинка ручейка.
Ребенок 3: Кто стоит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы, нет под шапкой головы.
Воспитатель: Как вы думаете, что же это? (гриб, Почему так решили? (ответы детей) .
На экране появляется картинка гриба.
Ребенок 4: Из почек появляются, весною распускаются.
Летом шелестят, осенью летят.
Воспитатель: Что это? (листочки) Почему так решили? (ответы детей) .
На экране появляется картинка весенних листочков.
Психолог: Ребята, внимательно посмотрите на эти картинки. Скажите, а нет ли среди этих картинок какой-то лишней.
Дети: Это – гриб.
Психолог: Почему вы так решили?
Дети: Потому что грибы растут летом и осенью, а на остальных картинках изображено то, что бывает весной.
Психолог: Правильно, молодцы! Сосульки, ручеек и листочки – это приметы весны, а грибы растут в лесу только осенью или в конце лета. А у нас есть еще одна загадка.
Психолог проводит игру «Что лишнее?». На экране появляются картинки, дети определяют лишний предмет или объект.
Психолог: Ребята, а что же происходит в лесу с наступлением весны?
Дети: Все просыпается, все радуются приходу весны.
Психолог: Верно. Все – насекомые, животные и птицы радуются приходу весны, и в лесу становится весело.
Музыкальный рук-ль: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение С. Маршака, которое называется «Апрель».
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Музыкальный руководитель: Ребята, какие эмоции у вас вызывает это стихотворение, о чем оно? Давайте мы с вами сейчас с помощью музыкальных инструментов это стихотворение озвучим. Перед вами на столе музыкальные инструменты. Посмотрите и скажите, с помощью каких музыкальных инструментов мы можем показать муравьев? (с помощью маракасов, ручеек? (металлофон, медведя? (трещотка, капель? (музыкальный треугольник).
Воспитатель и музыкальный работник раздают музыкальные инструменты и объясняют, что дети должны будут делать.
Музыкальный руководитель читает стихотворение повторно и одновременно дети озвучивают его с помощью музыкальных инструментов.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот как шумно и весело стало в лесу с приходом весны.
Воспитатель: А теперь, ребята, пришло время возвращаться нам с вами обратно к нам в группу, в детский сад.
(Звучит музыка та же самая, что звучала в начале занятия)
Дети под веселую музыку снова берут в руки рули, проходят вокруг ковра и уходят из зала.
Используемые источники:
1. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей. – М., ТЦ Сфера, 2013.
2. https://zvukipro.com/548-zvuki-vesny.html